Семантическое поле

Каракотова Елена Викторовна

 «Семантическое поле» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей же с речевыми нарушениями отбор слов в процессе высказывания затруднен. 

 

Предлагаю вам несколько игр направленных на расширение "семантического поля" слова "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semanticheskoe_pole.docx13.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семантическое поле

 

Все слова, которые мы говорим, соотносятся с определенным предметом, действием, качеством. В связи с этим слова принимают форму существительного, прилагательного, глагола или форму связей (предлог, союз).

Таким образом, слово актуализирует целый комплекс ассоциаций, который называют семантическим полем. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей же с речевыми нарушениями отбор слов в процессе высказывания затруднен. 

Предлагаю вам несколько игр направленных на расширение "семантического поля" слова "Зима"

❄ Игра с мячом «Один – много»

Снежинка – снежинки;

Снеговик – снеговики;

Сосулька – сосульки,

Конек – коньки;

Сугроб – сугробы. И т.д.

Работа с ядерным словом, включение слова в падежные конструкции.

❄ - Как вы думаете, ребята, какое время года любит снежинка ( Зиму)

Правильно снежинка любит время года, которое называется «зима», помогите закончить предложение словом зима, изменяя его правильно.

Наступили холода, значит к нам пришла …(зима)

Наденем тёплые штаны, не боимся мы… (зимы)

Снег кружится во дворе, очень рады мы… (зиме)

В снег зарыться с головой, сумеем только мы… (зимой)

❄ Подбор однокоренных слов.

Полетела снежинка дальше добывать информацию о зиме.

Давайте соберем семью слова «зима»

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка)

Как можно назвать день зимой? 

❄ А какие осадки выпадают зимой? (Снег)

Кого лепят из снега? (Снеговика)

Как можно сказать о горке из снега? (снежная)

Как называются цветы, которые первыми появляются из – под снега? (Подснежники).

Нанизывание слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета,

❄ Психогимнастика.

Ритмическая игра «Снежинки»

На доске выставляется ритмо - схема. Вначале дети выполняют движения с массажными щетками. Затем подключают коленки. Правая рука «здоровается с левой коленкой, а левая рука «здоровается с правой коленкой.

❄ Подбор слов-антонимов.

Полетела снежинка дальше путешествовать. По дороге она встретила « мальчика – наоборот». И вот, что он спросил:

        Летом дни жаркие, а зимой наоборот … (холодные)

Летом небо светлое...