Адаптивная физическая культура как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями

В статье раскрывается роль адаптивной физической культуры для человека с ограниченными возможностями. Задачи и цель адаптивного спорта.  Влияние адаптивной физической культуры на людей с ограниченными возможностями. Также комплексы мер оздоровления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bart2922d.statya.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

УКД 796

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями

                                                                                                                                              Барт А.А.

                                                                                                                     Студентка группы 2922д.

                                 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

Аннотация: В статье раскрывается роль адаптивной физической культуры для человека с ограниченными возможностями. Задачи и цель адаптивного спорта.  Влияние адаптивной физической культуры на людей с ограниченными возможностями. Также комплексы мер оздоровления.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, лица с ограниченными возможностями, реабилитация, инвалиды, инвалидность.

Adaptive physical culture as a means of rehabilitation for people with disabilities

                                                                                                            Bart A.A.

Abstract: The article reveals the role of adaptive physical culture for a person with disabilities. The objectives and purpose of adaptive sports. The impact of adaptive physical culture on people with disabilities. Also complexes of measures of improvement.

Key words: adaptive physical culture, persons with disabilities, rehabilitation, disabled people, disability.

Актуальность темы  статьи состоит в том, что в нашей стране огромное количество человек с ограниченными возможностями. У некоторых людей  - это врожденное, у некоторых - приобретенное. Такие люди тоже хотят быть активными, вести  активный образ жизни, заниматься спортом. Специально для них адаптируют социальную среду и доступность для занятий спортом и  двигательной деятельности. Так люди с ограниченными способностями не будут чувствовать себя обделенными. Поэтому так важно развивать адаптивную физическую культуру  во всех регионах страны.

 Цель данной работа – рассмотреть, как  адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью.   Инвалиды составляют  специальную категорию населения, численность которой с каждым годом все растет. Всемирным сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первоочередной значимости.

Одна из главных  задач  политики нового времени является изменение отношения общества к проблеме инвалидности и инвалидам, а также развитие системы комплексной социальной реабилитации.  Государство, гарантируя социальную защиту, обязано предоставлять  инвалидам  необходимые условия для проживания, наравне с другими гражданами страны (пособия,  льготы, образование, участие в общественной жизни).  В основном это являются ежемесячные выплаты, но такие люди нуждаются, не только в материальной поддержке.  Главную  роль будет играть оказание  психологической, физической и другой помощи. [2]

В связи с этим имеет большое значение подготовка студентов, специализирующихся в данном направлении. Специалист должен владеть знаниями в области реабилитации, способами возобновления возможностей  инвалидов к бытовой, общественной деятельности, навыками формирования механизмов взаимодействия граждан с лицами с ограниченными способностями.

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, который направлен на реабилитацию и адаптацию к обычной общественной среде людей с ограниченными возможностями.  АФК отвлекает людей от своего заболевания, благодаря восстановительной и состязательной деятельности помогает инвалиду жить полной жизнью. Целью АФК является воспитание  спортивной культуры человека, который имеет врожденные или приобретенные отклонения психического или физического развития, приобщая к спортивному образу жизни.  

Литвинова Г.А. утверждает,  что задачами  адаптивной физической культуры являются:                                                                                            

 1. Осуществление мероприятий, связанных с оздоровлением людей, имеющих ограниченные физические возможности.

2. Воспитание чувства сплочённости и стабильности в рамках психического положения людей с ограниченными возможностями.

3. Развитие основных физических навыков и качеств, которые ранее не имелись у подобных категории людей. [3]

Главной задачей является то, что адаптивный спорт помогает отвлекаться от разных заболеваний и трудностей человека, который имеет ограниченные возможности в здоровье. А физкультурно-спортивная деятельность рассматривает то, что люди будут заняты оздоровительным досугом, общением со сверстниками и другими формами взаимодействия.

Лица с ограниченными возможностями острее переживают незначительные достижения в своих двигательных способностях. Но они искренне показывают свои чувства, когда есть возможность общаться, ходить, соревноваться. Задачей педагога по адаптивной физической культуре является создание атмосферы психологического комфорта, раскованности, доверия, получать удовольствие от физических упражнений.

Физическое упражнение – это основное средство, главное «орудие»  влияния на человека с нарушениями в состоянии здоровья в любой физкультурно- спортивной технологии.

Как отмечает Ю.Ф. Курамшин, физические упражнения – это двигательные действия, с помощью которых педагоги решают образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.         

Для адаптивной физической культуры очень важны упражнения для мышц пальцев рук (пальчиковая гимнастика) и ног, а также для мышц лица (мимическая гимнастика) (Михайлова Ю.Г., 1998, 2000, 2002).

Очень важно осуществлять индивидуальный подбор упражнений  для каждого кто занимается, а также решать противоположную задачу – находить упражнения универсального характера, которые были бы полезны всем без исключения. [1]

Под термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга во время внутриутробного развития плода, в момент родов или  в раннем послеродовом периоде. Основной чертой является нарушение развития психомоторных функций. Повышение тонуса мышц, рассогласованность движений рук и ног приводят к нарушению двигательной деятельности – ходьбы и бега. Следствие этого становится ограничение возможностей передвижения, что влечет  за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.п. Игры (подвижные и малоподвижные) – самая приемлемая форма занятия физическими упражнениями  с этой категорией детей. Так как же подвижные игры могут повлиять на здоровье детей с ДЦП.

Например, можно привести игру «Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков 5-10. Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается догнать игроков, запятнанный становится водящим. Вариант: возможны различные способы передвижения: гусиным шагом, с приседанием, парами, цепочкой; запятнав одного из игроков, водящий берет его за руку, и они вдвоем пятнают следующего и т.д.

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков — 5—15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану. [1]

 Когда ребенок играет, он формирует навыки словесного общения. Также подвижные игры помогают овладеть  навыками пространственной ориентировки, развитию  быстроты и координации, приобретению свободы в движениях. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит  подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие  на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка. Одно из действенных средств – это игры, они помогают им добиться  жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.

Реабилитация содержит  комплекс разнообразных мер, целью которых считается скорейшее возобновление утраченных функций человеком, социального или личного статуса. Действенность реабилитации напрямую зависит от того, насколько человек заинтересован и вовлечен в процесс реабилитации. Исходя из этого социально - психологическая помощь  и эмоциональная  поддержка должны быть на всех этапах реабилитации.

Благодаря АФК люди с ограниченными возможностями осознают факт того, что инвалидность не считается приговором для жизни в четырех стенах. В занятиях физкультурой инвалиды видят  активное средство  социально-психологической реабилитации, который помогает раскрывать уровень их жизненных возможностей, принимать участие в спортивных мероприятиях, помогает обрести уверенность в себе, закаляет организм и дарит эмоции, помогает преодолеть психические барьеры.

Таким образом, главной задачей адаптивной физической культурой будет считаться прямое вовлечение в занятие спортом наибольшего количества лиц с ограниченными возможностями. Использование различных методов и средств является эффективным, а также важным способом для реабилитации и социального развития инвалидов.

Библиографический список:

  1. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы-составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев/Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский Спорт, 2007. – 295 с.
  2. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для К637 студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина и др.; Под ред. Т.В.Зозули. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
  3. Литвина, Г.А. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации / Литвина, Г.А. Кульчицкий В.Е., Агеев А.В./ Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 62-63.