Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Марина Николаевна Колисниченко

Увеличение умственной нагрузки на уроках в школе и на занятиях в учреждениях дополнительного образования заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль учащихся,  стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях учащийся работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды педагогических игр.24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации

Городского округа Подольск

Муниципальный опорный центр дополнительного образования

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей

(из опыта работа педагога-организатора)

                                                               Составитель:

                                                                        Колисниченко М.Н.,

 педагог-организатор МОЦ

Г.о. Подольск, 2021 г.

Увеличение умственной нагрузки на уроках в школе и на занятиях в учреждениях дополнительного образования заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль учащихся,  стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях учащийся работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести игровым технологиям.  

    Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Учащиеся  тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх. Из этого следует, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Лучший способ организовать внимание  учащегося связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у него не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересное занятие способны захватить ребёнка, и он с увлечением будет работать весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает занятие  интересным, что само по себе способствует организации внимания детей.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют её в своей деятельности.

         Данный материал даёт нам возможность говорить о том, что дидактическая игра,  игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.

        Игра (Г.К. Селевко) - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        Игровые технологии - одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

        Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические - формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие - воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие - развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры - все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые.

По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний .

По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.

На занятиях творческих объединений, а также в массовых воспитательных мероприятиях, по нашему мнению, целесообразно использовать следующие виды педагогических игр:

  • Игры - упражнения проводятся как на занятиях, так и во внеучебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
  • Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Игры путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются учащимися в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т д.
  • Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Это вид деятельности, в процессе которого дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности м общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей, выработки навыков формального и неформального общения. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В процессе развития игры ребёнок переходит от простых , готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности.

  • Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать как самостоятельные,  так и взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Подводя итог, необходимо сказать, что  игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и обучения. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Занятия по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, развивают его мышление.