Организационно педагогические условия формирования представления о мире профессий у младших школьников
В начальной школе, познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, необходимо расширять его представление о разных профессиях. В силу возрастных особенностей некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё тяжело понять, но в каждой профессии есть область, которую он может представить, понять на основе наглядных образов, определенных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этом этапе появляется специфическая наглядная основа, на которой основывается дальнейшее развитие профессионального самосознания. Ввиду этого важно создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на базе этого материала обучающиеся могли самостоятельно анализировать профессиональную сферу более рационально. Чем больше профессий будут знакомы ребёнку и чем шире его представление о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем процессе формирования профессионального плана.
Из этого следует, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и информированность ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организационно педагогические условия формирования представления о мире профессий у младших школьников
Юткина Мария Геннадьевна, учитель начальных классов
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие организационно педагогические условия не раскрывается в полной мере в педагогических словарях и энциклопедиях. Данный термин употребляется в педагогических публикациях и диссертационных исследованиях. [2]
Термин организационно-педагогические условия состоит из двух смысловых единиц организационные условия и педагогические условия рассмотрим каждую из них научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержание, формы, методов и материально пространственной среды, направленных на решение поставленных задач в педагогике В. А. Беликов. [4] При этом к педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в педагогическом процессе, и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его процветание. Мы разделяем позицию, согласно которой педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как развитие личности ребенка в образовательном процессе представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего сущность и явление. [1]
Условия как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется формирование у детей младшего школьного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых, которые способствуют успешности процесса ранней профориентации. Обстоятельства могут быть отнесены: объекты окружающей действительности, субъекты образовательного процесса, особенности, обусловленные спецификой школа средства, методы и формы организации реализации данного процесса. [4]
С учетом вышеизложенного в литературе выделяют следующие признаки понятия условия, в том числе организационно-педагогических:
- Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.
- Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности.
- Условия обеспечивают наиболее эффективное протекание процессов и явлений, отражают упорядоченность и целесообразность их существования В. А. Сластенин, Т. А. Стефановская.
- Условия представляют собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего сущности и явления.
- Пятое условия выражают отношение предмета к окружающим его явлением, без которых он существовать не может и. П. Фролов шестое условия выполняют роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности [3].
Выделенные признаки позволяют дать следующее определение организационно-педагогических условий: это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенности образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности Г. А. Демидова. [3]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Диагностика интереса к труду взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1322899.html (дата обращения 08.02.2022)
- Журкина, А. Я. Педагогические проблемы внеучебного времени старшеклассников [Текст] : /А.Я. Журкина // Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва : 2015.
- Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Л.А. Йовайша. – М., 2017. – 129 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] /В. А. Сухомлинский –5-е изд. – М.: Концептуал, 2016 – 301 с.