Памятка для заполнения речевой карты
Речевая карта – это документ, отражающий работу учителя-логопеда с ребенком, имеющим речевые дефекты.
Речевая карта ведется учителем-логопедом на протяжении всего времени, пока с ребенком работает педагог (в зависимости от проблем со звукопроизношением, от 1 года до 3 лет). В неё вносятся данные о ребенке, результаты тестирования логопедом до начала занятий, после, заключение логопедической комиссии, рекомендации и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_zapolneniya_rechevoy_karty.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды- досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесененные заболевания –пневмония, простуды, грипп, скарлатина, коклюш, корь, дизентерия, травма головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма (№), снижение слуха.
Зрение - №, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Интеллект – соответствует возрасту, ниже нормы.
Раннее физическое развитие - №, с задержкой (начал держать голову -№ 2мес., сидеть –6мес., ползать –5-6 мес., стоять –7-8 мес., ходить 1год).
Раннее речевое развитие - №, с задержкой (гуление -№ 3мес., лепет –5мес., первые слова –1год, первая фраза –2года, фразовая речь-3года).
Особенности артикуляционного аппарата
Зубы - №, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус - №, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.
Твердое небо -№, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое небо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы - №, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия. Длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия, корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
Моторная сфера
Общая моторика -№, незначительно нарушены координация, темп, ритм, движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования
4года- попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места. Потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.
5 лет – то же и дополнительно: попрыгать на левой, правой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.
6лет – то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, взлезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
Ручная моторика - №(сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (№, быстрый, медленный), переключаемость (точная. неточная), координация (№, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука –левша, амбидекстр, правша.
Рекомендуемые исследования
4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц»правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак-ладонь).
5 лет – то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой.
6 лет – то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак – ребро -ладонь» левой рукой, одновременно обеими.
Психофизические процессы
Внимание - № (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение.
Восприятие
Зрительное- узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
Тактильное – 4 года –угадывание предмета по контуру. 5, 6 лет – то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
Слуховое – опознание и дифференциация шумов.
Цвет – нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет (4 года –красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; 5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой; 6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый).
Форма . 4 года – круг, квадрат, овал, треугольник. 5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник. 6 лет – то же и дополнительно: многоугольник.
Ритм – восприятие, воспроизведение (4 года -!!., !.!., .!.; 5 лет - …!, !..!, .!!.; 6 лет - !!…, ..!!., .!!!.)
Временные представления – ориентация хорошая, недостаточная, слабая (4 года- части суток, времена года; 5 лет – то же и дополнительно: дни недели; 6 лет – то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций).
Пространство. 4 года- показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади. 5 лет – то же и дополнительно: слева, справа. 6 лет – то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Схема тела. 4 года – показать правую, левую руку, ногу. 5 лет – то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет – то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой- правое ухо.
Разрезные картинки – самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию (4 года –2-4 части, 5 лет –3-5, 6 лет –4-8 части).
Фигуры из палочек. 4 года – «стульчик», из четырех палочек; 5 лет – «домик» из шести палочек, 6 лет – «лодочка» из семи палочек.
Память
Параметры кратковременной памяти: объем и линейность.
Мышление
Обобщение. 1 уровень – обобщение словом. 2 уровень – группировка по субъективным общим признакам.3 уровень – родовое обобщение. 4 уровень – логический уровень обобщения. № - к 7годам.
Сериация. 4-5 лет – расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака.6 лет – соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов.
Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений.
Импрессивная речь
Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Предложно-падежные конструкции. 4 года – в, на, над, под, у, с, по, до. 5 лет – перед, около, в, на, из, с. 6 лет – под, из-под, за, из-за.
Глаголы с приставками. 4 года - выходит, переходит, подходит. 5 лет – вылетает, подлетает, залетает. 6 лет – выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.
Выполнение инструкций. 4 года – одно-, двухступенчатые. 5 лет – двух-, трехступенчатые. 6 лет – покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.
Понимание предложений. 4 года – Где мама дочки? Где дочка мамы? 5 лет – Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет – понимание связной речи, логико-грамматических конструкций.
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Разборчивость -№ (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих.
Темп - №, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма).
Ритм - №, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
Дыхание – свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.
Голос - №, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).
Оценка
5 - разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме.
4 –разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса.
3 – речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.
2 – разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно проявление гиперкинезов, заикания отклонения тембра.
1 – речь понятна только близким.
Артикуляционная моторика
Объем движений – строго ограничен, неполный, полный.
Тонус - №, повышен, понижен.
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.
Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная.
Саливация - №, повышенная.
Оценка
5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.
4 – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
3 – замедленное и напряженное выполнение.
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
1 – невыполнение
.
Звукопроизношение
№ (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увелечении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Оценка
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
4 – один-два звука правильно произносятся изолтрованно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
3 – нарушено произношение трех-пяти звуков.
2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть –девять звуков.
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.
Слоговая структура слова
№, (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
Оценка
5- правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.
4 – воспроизведение т очное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2 – искажение слоговой структуры слов.
1 – невоспроизведение.
Фонематический звук
№ (сохранный), развит недостаточно, нарушен.
Исследуются звуки:
- звонкие, глухие;
- ротовые, носовые;
- твердые, мягкие;
- переднеязычные, заднеязычные;
- переднеязычные-среднеязычные;
- среднеязычные, заднеязычные;
- губные, переднеязычные;
- губно-губные, губно-зубные;
- свистящие, шипящие;
- переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;
- шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;
- шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;
- свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;
- вибранты смычно проходные ротовые.
Оценка
5- все задания выполнены верно.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 – невыполнение.
Языковой анализ и синтез
№ (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.
Оценка
5 – все задания выполнены верно с первой попытки.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2 – большая часть заданий недоступна.
1 – неверны ответы, отказ от выполнения.
Грамматический строй речи
№ (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.
Оценка
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка).
2 – большинство заданий не выполняются.
1 – невыполнение.
Лексика
№ (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.
Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
Словообразование
№ (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.
Оценка: та же , что при исследовании грамматического строя речи.
Связная речь
№ (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Не сформирована.
Пересказ
4-5 лет
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.
(Л. Н. Толстой)
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты.
(По И. Д. Сытину)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.
(И.Д. Сытин)
5-6 лет
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! «Правда, -отвечал ежик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик только вздохнул.
(К.. Д. Ушинский)
У Вари был чиж . Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
(Л. Н. Толстой)
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.
(По К. Д. Ушинский)
Оценка
5- пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
4 – пересказ составлен со значительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимание на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
1 – пересказ даже по вопросам недоступен.
Рассказ по серии картин
6-7 лет
Оценка
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
1 – рассказ недоступен.