Статья для педагогов и родителей "Особенности развития ребенка при подготовке его к школьному обучению"
Седьмой год жизни – последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди … Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rebenka_pri_podgotovke_ego_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Седьмой год жизни – последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди … Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.
В этот период многие функции и процессы продолжают начатое в предыдущие возрастные этапы развития. Развиваются мышление, речь, память, внимание, расширяется кругозор, совершенствуется креативность, ребенок осваивает все больше и больше различных приемов и навыков.
Давайте посмотрим, чему ребенок может научиться в старшем дошкольном возрасте:
Общий запас знаний, кругозор | |
Шестой год | Седьмой год |
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, создающие комфорт. Знать некоторые виды растений, деревьев, животных, птиц. Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Определять в предметах размер, цвет, форму, материал, на основе этого уметь составлять описательный рассказ. Уметь классифицировать предметы, находя общие признаки, определять сходства – различия. Знать название родного города, страны, ее главного города. | Ребенок в этот период может понять много различных физических, химических, природных явлений и процессов. Словарный запас увеличивается, ребенок усваивает множество новых прилагательных и глаголов. Ребенок может классифицировать предметы, находить общие признаки, определять сходства – различия, анализировать информацию. Ребенок способен знать и выполнять нормы и правила поведения со старшими и сверстниками. Знания становятся более прочными, расширяются, ребенок может свободно ориентироваться в микрорайоне. |
Речевое развитие | |
Объясняет правила игры, аргументированно оценивает высказывания ровесников. Употребляет сложные предложения. Составляет самостоятельно рассказы из опыта, по сюжетной картинке, серии картин, сочиняет окончание сказок, пересказывает небольшие литературные произведения. Знает несколько считалок, стихотворений, сказок. Определяет место звука в слове. Подбирает несколько прилагательных к существительным, может подобрать слово-синоним. Употребляет и понимает слова, описывающие человеческие взаимоотношения. Обладает чистой речью, может произносить звуки родного языка без искажений. | Навыки усложняются и совершенствуются. Способен самостоятельно строить сложные предложения различных видов. Может составлять рассказы по отдельным рисункам, серии картинок, из собственного опыта, может сочинять сказки, истории, рассказы. Самостоятельно выразительно может передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения. Может подбирать слова в зависимости от местоположения звука, дифференцирует звуки на слух. Использование синонимов, обобщающих слов совершенствуется, развивается навык использования антонимов. Развивается диалогическая и монологическая речь, умение давать развернутые ответы на вопросы, совершенствуется культура речевого общения. Может четко и ясно произносить звуки в словах, владеет четкой дикцией, способен пользоваться различными интонациями в речи. Способен усвоить, что такое предложение, может составлять выражение из 3-4 слов, разделять простые предложения на слова, слова разделять на слоги. |
Математические представления | |
Считает до 10, правильно пользуется количественным и порядковым счетом. Может сравнивать рядом стоящие числа в пределах десятка, опираясь на наглядность, уравнивать неравное число предметов. Сравнивать предметы различной величины, может размещать их в порядке убывания или возрастания. Различает форму предметов – круглую, четырехугольную, треугольную. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Называет дни недели, последовательность частей суток. | Умеет считать в прямом и обратном порядке в пределах десятка, знает порядковый счет до ста. Соотносит цифры и количество предметов, знает и выполняет действия на +/- 1,2. Измеряет предметы при помощи условной меры, сравнивает длину, ширину, высоту предметов. Знает многоугольники, ромбы, выполняет различные операции – делит круг, квадрат на две и более частей, составляет из одних фигур другие большего размера, сравнивает часть и целое. Ориентируется на листе бумаги, в пространстве, свободно может использовать понятия «лево, право, верх, низ». Знает последовательность месяцев, времен года, дней недели, ориентируется в них. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, правильно пользуется арифметическими знаками. |
Не стоит на месте и развитие художественно-эстетического и физического развития ребенка. Совершенствуются различные умения и навыки выполнения творческих работ, и это также оказывает крайне весомое влияние на подготовку ребенка к школьному обучению. Развиваются различные виды мышления (творческое, наглядно-образное, различные мыслительные операции), развивается мелкая моторика, происходит активное формирование умения планировать собственную деятельность, ставить перед собой задачу и добиваться ее.
Причем это все можно развивать в ненавязчивой интересной для ребенка форме, похожей на игру.