Статья для педагогов и родителей "Использование игровых технологий в работе педагога-психолога"

Шилова Анастасия Геннадьевна
Аннотация: статья посвящена вопросу использования игровых технологий с
дошкольниками в работе педагога — психолога. Игра для ребенка—
дошкольника—это символический язык для самовыражения. Наблюдая за
тем, как ребенок манипулирует игрушками, можно увидеть, как он относится
к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей
жизни и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шилова А.Г.

педагог-психолог

МДОУ №15

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога

Аннотация: статья посвящена вопросу использования игровых технологий с дошкольниками в работе педагога — психолога. Игра для ребенка—дошкольника—это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, можно увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативную – освоение диалектики общения;
  • игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционную – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • социальную – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Все это делает особо важным участие педагога-психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Специфика работы педагога — психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

Игровые технологии в своей работе применяю с целью: диагностики. оказания первичной психологической помощи. осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

В работе со старшими дошкольниками можно использовать следующие игры:

Игры для развития познавательной активности

«Хорошо — плохо». В игре предлагаемый предмет рассматривается с разных точек зрения. Задача – найти положительные и отрицательные стороны. Все рассматривают игрушку – грузовик. Сначала выделяются положительные качества: можно перевозить грузы; хорошо вращаются колеса…и т.д. Затем выделяются отрицательные качества: не заводится; кузов не поднимается; фары не горят.

«Муха». (любое другое насекомое). На большом квадрате 10/10 клеточек в середине рисуется муха. Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».

«Кто назовет больше». Ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. Например: голубой – цветок, свитер, небо. Или называется предмет (цветок), а играющие называют его признаки.

Игры на развитие внимания

«Светофор». Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.

«Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое — неживое» и др.

Игры на развитие памяти

«Кого не стало?». Предлагается 10—12 игрушек. Дети должны их запомнить, потом закрывают глаза, педагог убирает 1—2 игрушки или меняет местами. Задача: вспомнить какой игрушки не хватает, или какие игрушки поменяли места.

«Сложи из палочек». Показывается рисунок. Задача: выложи из палочек такой же.

Коммуникативные игры

«Мир без тебя». Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую педагогом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты…»

«Пылесос и пылинки». Под музыку дети – пылинки исполняют импровизированный танец (кружатся и др.) С окончанием музыки присаживаются на ковер. Под 2 часть музыки «выезжает» ребенок – пылесос. Он дотрагивается до «пылинки» и она к нему присоединяется, так он обходит всех детей, пока не соберет все пылинки.

Игры «Розовые очки», «Самый лучший спорщик», «Дорога хорошего настроения», «Обзывалки», «Коробка добрых поступков», «Смешилки», «Пожелания» учат детей внимательному отношению к другим людям, друг к другу, развивают чувства уважительности, сопереживания, сочувствия, помогают научиться выражать свои эмоции, жизнерадостно и легко общаться со сверстниками.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. В игровом коллективе у ребенка появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре ребенок учится умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игра способствует формированию таких качеств личности дошкольника как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Литература:

  1. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.
  2. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. – 248 с.
  3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С.19-26.