Ранняя помощь детям с нарушением ОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_pomoshch_detyam_oda.pptx | 80.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ОДА Предотвращение роста детской инвалидности и организация системы помощи детям с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата всегда являлись одними из приоритетных задач различных областей медицины в нашей стране. Нарушение данных функций имеет различные причины – врожденная или приобретенная вследствие травм или заболеваний патология опорно-двигательного аппарата (порядка 5-7% детей) либо заболевания центральной нервной системы (около 90%). Большинство детей с данным недугом имеет диагноз «детский церебральный паралич». В данном случае ребенок, помимо двигательных расстройств сталкивается с речевыми и психическими нарушениями (Филатова М. В., 2010, С. 3-6). Независимо от причин, вызвавших указанные дефекты в развитии и жизнедеятельности, имеет место ранняя диагностика заболевания (еще в родильных домах и детских поликлиниках) и оказание ребенку необходимой специальной помощи. Система здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации предполагает оказание помощи детям с выявленными нарушениями в специализированных учреждениях – детских садах, яслях, школах-интернатах, санаториях, домах ребенка и различных реабилитационных учреждениях (Андреева Т. И., 2004, С. 38-42).
Помимо оказания помощи в специализированных учреждениях проводится амбулаторное лечение врачами детской поликлиники, к которой прикреплен ребенок. Как правило, комплексное лечение в поликлинике проводится при наиболее легких формах нарушений, в противном случае программа реабилитации включает нахождение ребенка в стационаре. Помещение ребенка под государственную временную или постоянную опеку (направление в дом ребенка и, в дальнейшем, в интернат) осуществляется при неэффективности лечения в случае наиболее тяжелых форм нарушений, либо при невозможности обеспечения по тем или иным причинам родителями (опекунами) получения ребенком полноценной медицинской помощи.
Помимо непосредственно медицинской помощи ребенку оказывается психологическая, социальная, педагогическая и, при необходимости, логопедическая помощь. Важнейшими направлениями поддержки детей с нарушениями подобного типа является развитие положительного отношения к окружающему миру, приучение к физическому и интеллектуальному труду в рамках имеющихся возможностей. Эффективность комплексной помощи ребенку зависит от своевременности выявления нарушений, а также от взаимосвязанности лечения различными специалистами. Немаловажным направлением является оказание психологической и практической помощи родителям или опекунам ребенка. Большинство специалистов по работе с детьми с нарушениями подобного типа сходятся во мнении, что огромный вклад в развитие и оказание полноценной помощи ребенку оказывает окружающая среда, настрой и отношение ближайшего окружения и формирующееся в данных условиях психологическое состояние ребенка.Так или иначе, программа комплексного лечения и реабилитации включает в себя следующие моменты (Мирзаева Н.А., Шойимова Ш.С., 2014, С. 32-37).
Во-первых, медицинская помощь, которая включает в себя различные направления по устранению или минимизации физических нарушений опорно-двигательного аппарата. В данный блок входят медикаментозное лечение, физиотерапия, ортопедическая коррекция, гомеопатическое лечение, работа узких специалистов (невропатолога, логопеда, офтальмолога и других) по коррекции и профилактике нарушений функционирования организма. Во-вторых, психологическая поддержка ребенка: коррекция и профилактика психических отклонений и нарушений, подготовка к школе, социальная адаптация, работа психолога с членами семьи. В-третьих, педагогический подход –проведение занятий, в том числе, коррекционных, в соответствии с умственным развитием ребенка, а также обеспечение прохождения обучения в специализированных учреждениях, оборудованных для передвижения и занятий детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитателями, учителями и дефектологами при этом распределяются задачи по организации коррекционных занятий по следующим направлениям: развитие навыков по самообслуживанию, трудовых, познавательных навыков, формирование элементарных математическо-логических представлений, развитие речи и взаимодействия с окружающими и другим направлениям. При этом, ввиду неоднородности групп детей по нарушениям опорно-двигательного аппарата, психическим и умственным отклонениям, сочетаются индивидуальные и групповые занятия (Зарецкий В.К., 2005, С. 83-95).Построение коррекционной работы строится педагогами вне зависимости от возраста ребенка, но относительно его физического (с точки зрения нарушений опорно-двигательного аппарата), а также умственного, психо-речевого развития ( Вяхякуопус Е. Кантор В.З., 2009.С. 215-241)..
Поступление детей в специализированное дошкольное учреждение происходит в возрасте 3-9 лет. При этом не принимаются дети с глубоким нарушением умственного развития. При достижении школьного возраста ребенок либо остается в дошкольном учреждении либо, при наличии готовности, поступает на обучение в школу. С детьми проводятся занятия по развитию двигательной активности, игровой деятельности, проводится медикаментозное лечение и оказывается психологическая помощь. Обучение в школе-интернате характеризуется индивидуальным подходом со стороны педагогического коллектива к личности и особенностям физического и психического состояния ребенка. Дети, проживающие в небольших населенных пунктах, вынуждены обучаться в средних общеобразовательных школах, что, как правило, сказывается на успеваемости и общем развитии. Между тем, школа-интернат предусматривает развитие трудовых навыков в том числе посредством специальных занятий, формирующих знания и умения ребенка в той или иной профессиональной отрасли. В дальнейшем ребенок (подросток) имеет возможность применения полученных знаний и навыков в средних и высших образовательных учреждениях, получить профессию.
Важнейшим этапом в системе помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и возможных сопутствующих отклонениях является комплексный подход к реабилитации ребенка – а именно, сочетание медикаментозного лечения и создания положительного эмоционального фона. Основной целью работы педагогов (а также родителей или опекунов) является формирование осознания ребенком своей полноценности как члена общества. Получение трудовых навыков, и даже профессии и соответствующего трудового опыта не гарантирует становления ребенка как стабильной психически и эмоционально личности. Задачей педагогов и ближайшего окружения ребенка, таким образом, становится выявление его способностей и талантов, областей, в которых потенциально ребенок может самореализоваться, чувствуя себя при этом самодостаточным и нужным в обществе.
Отношение семьи и общества в целом определяет то, как будет ощущать себя ребенок –либо как человек с ограниченными возможностями , или же как человек, имеющий право на полноценную жизнь и умеющего достигать цели, учиться и трудиться, быть счастливым. Именно поэтому для особенного ребенка важны не только специальные курсы и коррекционные методики. Любому ребенку, независимо от социального статуса и состояния здоровья, необходимо понимание его желаний и стремлений, а не только обеспечение необходимыми технологиями или медикаментами Несмотря на существующую в нашей стране систему помощи детям с ограниченными возможностями, общество далеко не всегда готово принять таких детей . Изменить данную ситуацию можно посредством предоставления ребенку возможности неограниченного общения и социального признания на всех этапах детства и взросления. Поэтому система помощи детям с ограниченными возможностями зависит, прежде всего, от того, насколько все мы готовы участвовать в их жизни и принять и понять такого ребенка без условий.
Используемая литература 1. Андреева Т. И. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания // Социальная работа. №1, 2004. С. 38-42. 2. Бронников В.А. и др. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Пермь: Перм . гос. ун-т, 2010. С. 446-503. 3. Вяхякуопус Е. Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы. Учебно-методический комплекс – М.: Издательство «Папирус», 2009. С. 215-241. 4. Зарецкий В.К. «Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме» / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 83-95. 5. Левченко И. Ю. ,Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод.пособие . - М.: Просвещение, 2008. С. 152-183. 6. Мирзаева Н.А., Шойимова Ш.С. Деятельность как один из факторов развития способностей // Современная педагогика – 2014 – № 1 (14). С. 32-37. 7. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева . - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – с. 42-63. 8. Селюкова Е. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар . науч. конф . (г. Чита, декабрь 2011 г.) – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 167-169. 9. Филатова М. В. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.-метод. пособие – Тула: Изд-во Тул . гос. пед . ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. С. 3-6. 10. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. высш . учеб. заведений. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 240-274.