Формирование познавательного интереса у второклассников на уроках математики посредством игровых технологий
Гипотеза: Эффективность формирования познавательного интереса у учеников начальных классов на уроках математики вырастит при применении дифференцированных заданий, игровых методов и соревнований.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. выявления критерий и показателей формирования познавательного интереса у младших школьников;
3. изучение возрастных особенностей младших школьников;
4. разработка и внедрение комплекса знаний по математике, которые направлены на формирование познавательного интереса у младших школьников;
5. обобщение результатов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление: 44.03.01 – Педагогическое образование
Профиль: начальное образование
Выпускная квалификационная работа
Формирование познавательного интереса у второклассников на уроках математики
посредством игровых технологий
Выполнила:
Студентка 4 курса
Естигнеева М.Ю.
Научный руководитель:
к.пед.н., доцент
Ускова Светлана Анатольевна
Допущена к защите
«_____» _______ 2020 года
Зав. кафедрой ______________/Л.В.Коновалова/
(подпись)
Санкт-Петербург
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературы.
1.2 Анализ ФГОС на ценностно-смысловое значение в образовании
1.3 Роль игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
1.4 Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математики
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕНОЛОГИЙ
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Контрольный этап педагогического эксперимента
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день для развития общества требуется перестройка системы образования. Поиск новых методов, подходов и технологий является актуальной задачей современного образовательного учреждения.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Поэтому, одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической практики является активизация познавательного интереса младших школьников, ведь от него зависит эффективность обучения: сознательное и прочное получении знаний, превращение знаний в убеждения, развитие интереса к учебной деятельности, самостоятельность мысли и практических действий учащихся.
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников в современных школах велика. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) изучает познавательный интерес в качестве избирательной направленности личности к окружающим предметам и явлениям. Данный стандарт содержит в себе общие требования по овладению основ образования, в том числе основные принципы формирования у учащихся личностных, метопредметных и предметных качеств. Но главной задачей педагога является развитие у каждого ученика интереса к обучению. Ребенок не сможет в полной мере усвоить материал, не заинтересовавшись в нем. А ученик, у которого сформирован интерес к обучению, к тому или иному предмету, сможет самостоятельно выбрать свою дальнейшую специализацию, постоянно углубляя и расширяя свои знания в этой области.
Познавательный интерес является личностным образованием, в состав которого входят интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы. Формирование познавательного интереса осуществляется в ходе системно-деятельностного подхода. Ученик, у которого сформирован интерес к обучению, к тому или иному предмету, сможет самостоятельно выбрать свою дальнейшую специализацию, постоянно углубляя и расширяя свои знания в этой области.
Наиболее актуальными методами развития интереса у учеников начальных классов считаются интеллектуальные и дидактические игры. Однако по сей день исследование и поиски новых способов развития активно продолжаются.
Для написания данной курсовой работы были изучены исследования следующих авторов: Б.Г. Ананьев, И.Г. Бабанский, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Ф.Н. Гоноболин, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, В.П. Трусова, Л.М. Фридман, И.М. Цветкова, Г.И. Щукина и др.
Однако, изучение практики работы показывает, что использованию дидактических игр в процессе обучения математике уделяется недостаточное внимание, вопросы их применения с целью развития познавательного интереса младших школьников требуют дальнейшего исследования. Таким образом, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся и бессистемно складывающейся практикой их применения.
Что доказывает актуальность проблемы развития познавательного интереса младших школьников на уроке математики с использованием дидактических игр.
Цель исследования: выявление педагогических условий формирования познавательного интереса на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: Эффективность формирования познавательного интереса у учеников начальных классов на уроках математики вырастит при применении дифференцированных заданий, игровых методов и соревнований.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. выявления критерий и показателей формирования познавательного интереса у младших школьников;
3. изучение возрастных особенностей младших школьников;
4. разработка и внедрение комплекса знаний по математике, которые направлены на формирование познавательного интереса у младших школьников;
5. обобщение результатов исследования.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга в городе Павловск (2 «В» и 2 «Г» классы).
Основные методы исследования:
1. теоретические:
- анализирующий; обобщающий; сравнивающий; классифицирующий;
2. эмпирические:
- наблюдение; анкетирование;
3. эксперимент:
- констатирующий; формирующий; контрольный.
Практическая значимость проведенного исследования в современное время заключается в применение разработанного комплекса заданий на уроках математики в начальных классах в качестве инструмента успешного формирования познавательного интереса.
Структура курсовой работы: введение; глава 1; выводы по главе 1; глава 2; выводы по главе 2; заключение; список литературы (27 источников).