ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации «Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания на уроках гуманитарного цикла»

Андреева Юлия Сергеевна

            Сегодня  школа меняется и развивается крайне быстро. То, что вчера было проектом, сегодня становится реальностью.  Изменяются условия организации обучения,  что влечет за собой необходимость повышения функциональной грамотности педагогов.  От учителей требуется знания новых эффективных форм, методов преподавания и развития учащийся.

Данный курс повышения квалификации направлен на то, чтобы познакомить педагогов гуманитарных предметов и учителей начальной школы с современными образовательными практиками и технологиями, такими как: кинезиологическая гимнастика, мнемотехнические приемы, стратегиями смыслового чтения, способами развития эмоционального и социального интеллекта учащихся и др. для успешного развития познавательной и личностной  сферы  школьников. Расширить профессиональные компетенции педагогов в сфере  своей педагогической деятельности: составление программ, формирование фонда оценочных средств, взаимодействие с родителями и учениками, организация наставнической деятельности и др.

           Все эти направления работы в данном курсе повышения квалификации позволят самим педагогам стать успешными «современными педагогами» в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

 "Информационно-методический центр" Кировского района 

Санкт-Петербург, ул. З. Портновой, д.3; тел.: 753-79-37; факс 753-56-53

Принято решением Методического совета

Информационно-методического центра

Кировского района Санкт-Петербурга

Протокол №___ от «__»__________ 20____

     

      «УТВЕРЖДАЮ»

      Директор ИМЦ      Хазова С.И.

      ________________________________

      Приказ № ____ от «___» ________ 20___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания

на уроках гуманитарного цикла»

Наименование государственной услуги:

Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в очной форме

(36 часов, 25 слушателей)

Авторы:

 

Андреева Юлия Сергеевна, зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Каштанова Мария Николаевна, к.п.н, педагог-психолог, методист.

Санкт-Петербург

2022 г.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

 "Информационно-методический центр" Кировского района 

Санкт-Петербург, ул. З. Портновой, д.3; тел.: 753-79-37; факс 753-56-53

     

     «УТВЕРЖДАЮ»

     Директор ИМЦ   Хазова С.И.

      ________________________________

      Приказ № ____ от «___» ________ 20_____

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

«Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания

 на уроках гуманитарного цикла»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов, имеющих профессиональные дефициты в  области применения современных педагогических технологий образования и организации работы учителя.

Категория слушателей: педагоги общеобразовательных учреждений

Форма обучения: очная

Календарный учебный график:

Объем программы в аудиторных часах: 36 часов

Объем модуля в аудиторных часах:

Режим аудиторных занятий:

Аудиторный часов в день: 6 часов в день

Дней в неделю: 1 день в неделю

Общая продолжительность программы (месяцев, недель):  

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практич. занятия

1

Основные моменты организации работы педагога

9

2

7

Выполнение практических заданий

2

Современные педагогические технологии образования

9

2,5

6,5

Промеж.

Зачет

Зачетная работа

3

Перспективные направления работы с обучающимися в целях повышения их качества знаний и успешной социализации

15

1,5

13,5

Выполнение практических заданий

4

От  замысла идеи к ее воплощению. Собственная проектная деятельность в работе педагога.

3

__

3

Отзыв о работе

Итоговая аттестация

---

---

---

Выпускная работа

Итого по программе

36

6

30

               Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

 «Информационно-методический центр» Кировского района 

Санкт-Петербург, ул. З. Портновой, д.3; тел.: 753-79-37; факс 753-56-53

     

     «УТВЕРЖДАЮ»

       Директор ИМЦ   Хазова С.И.

       ________________________________

      Приказ № ____ от «___» ________ 20________

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

«Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания

 на уроках гуманитарного цикла»

№ п/п

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практич занятия

1.

Основные моменты организации работы педагога

9

2

7

1.1.

Мастерская ценностно-смыслового самоопределения «Людей неинтересных в мире нет»  

3

----

3

Отзыв о работе

1.2.

Портфель документов учителя (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, фонд оценочных средств, внеурочная деятельность, электронный журнал)

3

1

2

Тестовая работа

1.3.

Обзор информационно-коммуникационных образовательных платформ

3

1

2

Отзыв о работе

2.

Современные педагогические технологии образования

9

2,5

6,5

2.1.

Технологии развития эмоционального  и социального интеллекта ребенка в целях повышения функциональной грамотности на уроках гуманитарного цикла

3

1

2

Отзыв о работе

2.2.

Техники развития познавательной сферы учащихся (кинезиологическая гимнастика, мнемотехнические приемы, карты памяти)  

3

1

2

Отзыв о работе

2.3.

Теория и практика использования стратегии смыслового чтения в образовательном процессе. Скорочтение.

3

0,5

2,5

Практическая работа

Промежуточная аттестация

Зачет.

Зачетная работа

3.

Перспективные направления работы с обучающимися в целях повышения их качества знаний и успешной социализации

15

1,5

13,5

3.1.

Повышение эффективности подготовки обучающихся к оценке образовательных достижений (PIRLS, TIMSS, PISA)

3

1

2

Отзыв о работе

3.2.

Практическое занятие  «Собираем методическую копилку»  (приемы и методы работы с учащимися по развитию читательской грамотности)

3

----

3

Практическая работа

3.3.

Интерактивное занятие с элементами тренинга.

Технологии взаимодействия. Учитель-Родитель-Ребенок.

Отцы и дети: век 20 - век 21

6

0,5

5,5

Отзыв о работе

3.4.

Интерактивное занятие с элементами тренинга.

Технологии взаимодействия. Работа с детской агрессией. Взаимодействие в целях преодоления конфликтов 

3

---

3

Отзыв о работе

4.

От  замысла идеи к ее воплощению Собственная проектная деятельность в работе педагога.

3

__

3

4.1.

Итоговое занятие -   игра  «Ключ к успеху» 

3

---

3

Отзыв о работе

Итого по программе

36

6

30

Итоговая аттестация

---

---

4

Выпускная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания  на уроках гуманитарного цикла»

В быстро меняющемся мире, который диктует не только высокий темп работы, но и создает среду, в которой необходимо подходить к решению задач образования и воспитания детей с новыми инструментами, требует от педагога овладения самыми современными технологиями работы. Технологий работы, которые предлагаются сегодня очень много, но вот отобрать то, что является необходимым в работе и перспективным педагогу бывает трудно. Особенно трудно сориентироваться в огромном потоке подобной информации молодым педагогам, педагогам, у которых нет или недостаточно опыта практический деятельности, которые не знают, как усовершенствовать результативность деятельности.  

Данная программа поможет педагогам овладеть технологиями, которые могут помочь в цели достижения устойчивого, высокого результата обучения школьников. Технологиями, которые позволяют педагогу повысить качество знаний своих учеников, привнеся в свою деятельность  современные и перспективные практики обучения, воспитания и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Предлагаемые слушателям данного курса повышения профессионального мастерства к рассмотрению  и изучению современные образовательные технологии:

-   легко вливаются в образовательный процесс в условиях классно-урочных занятий;

- помогают достичь поставленных целей образования, развития и воспитания обучающихся;

-способствуют развитию доброжелательности в отношениях между участниками образовательного процесса;

- способствуют гуманизации образования в целом.

Предлагаемая программа направлена на создание условий для совершенствования и развития системы профессиональных компетенций педагогических работников ОУ, а именно овладения современными образовательными технологиями обучения, позволяющими повысить качество образования.

В основу работы по данной ДПП положено создание условий, при которых слушатели курсов получат представления о современных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, научатся планировать свою работу и достигнут результата (овладеют набором компетенций), который поможет им определиться с выбором технологий для достижения поставленной педагогической цели, понимать и осознавать собственные действия в работе с данными технологиями.

Описание структуры программы

        Содержание программы едино и распределено по четырем взаимосвязанным разделам, в которых раскрывается содержание требований, предъявляемых к педагогу, в частности в ходе овладения современными педагогическими технологиями, их осмыслению и интериоризации применительно к собственному педагогическому опыту.

        Слушатели обучаются приемам систематизации и представления собственного профессионального опыта, оценивают перспективы собственного профессионального роста, получают возможность работы с коллегами.

«Целевая карта»

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

«Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания

 на уроках гуманитарного цикла»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов, имеющих профессиональные дефициты в  области применения современных педагогических технологий образования и организации работы учителя.

Требования к категории слушателей: педагоги общеобразовательных учреждений

Планируемые результаты обучения:

Слушатели данной ДПП готовятся к решению следующих задач профессиональной деятельности и должны овладеть следующими профессиональными компетенциями (обязательные результаты обучения):

Модуль ДПП (М)

Задачи профессиональной деятельности (ЗПД)*

Профессиональные компетенции (ПК), подлежащие развитию

Основные моменты организации работы педагога

Сформировать умение  работать с нормативными документами.

Строить свою работу в условиях изменяющегося формата обучения, в том числе при реализации образовательных программ с применением дистанционных  технологий обучения и с применением электронного обучения.

- готовность к систематизации собственного опыта в профессиональной области,  связанной с документооборотом педагога;

- владение приемами работы в условиях разных форматов обучения, в соответствии с перспективными направлениями развития  школьного образования.

Современные педагогические технологии образования

Сформировать представления  о педагогических технологиях, позволяющих совершенствовать работу педагога с обучающимися в отношении их развития, образования и воспитания.

- знание и использование  современных педагогических технологий, позволяющих повысить уровень своей профессиональной деятельности в сфере различных задач образования (обучение  и развитие учащихся, взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Перспективные направления работы с обучающимися в целях повышения их качества знаний и успешной социализации

Развить  умения педагогов (при помощи овладения  современными педагогическими технологиями) формулировать и решать профессиональные задачи в отношении повышения качества знаний обучающихся и их успешной социализации

- умение выстраивать свою работу с обучающимися  для достижения ими  высоких результатов  в сфере овладения  учебным материалом, полноценного развития и успешной социализации.

От  замысла идеи к ее воплощению. Собственная проектная деятельность в работе педагога.

Осуществлять  умения профессионального самообразования  и умения работать с детьми в направлении их развития, раскрытия потенциала ребенка.

 - владение приемами самореализации и развития в условиях проектирования своей профессиональной деятельности, способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.

Общие (общекультурные) компетенции (ОК), подлежащие развитию в течение всего процесса обучения:

- способность к самоорганизации и самообразованию;

- самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

- работать в команде.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения  промежуточной и итоговой аттестации

В качестве промежуточной аттестации слушателям предлагается выполнение промежуточных работ по итогам прохождения представленных в программе модулей:

Модуль

Предмет(ы) оценивания

Объект(ы) оценивания

Критерии оценки

Показатели оценки

Модуль 1. Основные моменты организации работы педагога

- Уровень готовности к систематизации собственного опыта в профессиональной области  связанной с документооборотом педагога;

-  уровень овладения приемами работы в условиях разных форматов обучения, в соответствии с перспективными направлениями развития  школьного образования;

- уровень знания и использования  современных педагогических технологий, позволяющих повысить уровень своей профессиональной деятельности в сфере различных задач образования (обучение  и развитие учащихся, взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Прохождение гугл-опросника (тестовое задание из 15 вопросов)  по документально-нормативной базе, используемой в работе педагога

Правильность прохождения вопросов теста

да /в неполной мере/ нет

Быстрота выполнения заданий

Да/нет

Полнота ответов на открытые вопросы теста

да/частично/нет

Модуль 2. Современные педагогические технологии образования

Творческое эссе на тему «Людей неинтересных в мире нет» с раскрытием темы применимости и поиска новых форм и технологий  работы в своей педагогической деятельности

Творческий подход в написании эссе

да/частично/нет

Раскрытие темы эссе

да /частично/нет

Культура написания

да /нет

После прохождения 2-х модулей программы слушатель получает «зачет», если оформленный материал  предлагаемых заданий удовлетворяет не менее 2-м критериям из 3.

На итоговую аттестацию слушатели представляют: конспект урока с обучающимися с использованием современных педагогических технологий/ или созданную самостоятельно интеллект-карту (на выбор), а также  экспертное заключение в отношении занятия/ или интеллект карты одного из слушателей курса.

ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

Предмет(ы) оценивания

Объект(ы) оценивания

Критерии оценки

Показатели оценки

Уровень развития  умений педагогов выстраивать свою работу с обучающимися  с применением современных педагогических технологий,  для достижения   высоких результатов обучающихся   в сфере овладения   учебным материалом и их развития.

Конспект урока с применением современных педагогических технологий или интеллект/карта

Разумность использования технологий в конкретном уроке/ или примера использования интеллект-карты

да/частично/нет

Степень решения задач урока при помощи использованной педагогической технологии/ или использования интеллект-карты

да/частично/нет

Логичность построения урока/ правильность создания интеллект-карты

да/частично/нет

Культура оформления материала

да/частично/нет

Экспертиза конспекта урока коллег

Анализ соответствия учебного материала типу урока

да/частично/нет

Анализ использования учителем приемов для активизации мыслительной работы учащихся

да/частично/нет

Анализ смены видов деятельности учащихся, учет индивидуальных особенностей учащихся

да/частично/нет

Анализ наличия межпредметных связей

да/частично/нет

Слушатель получает «зачет», если оформленный материал удовлетворяет не менее 3-м критериям из 4 по предложенным заданиям.

         На зачете предполагается выступление слушателя в течение 5-8 минут с результатами экспертизы проекта урока или анализа интеллект-карты  одного из коллег.  

Вариативность в содержании и организации обучения по программе представлена через внесение изменений в содержание занятий и использование разнообразных видов деятельности в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями и запросами слушателей курсов, а также при выборе формы представлении материала, выносимого на итоговую аттестацию.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

«Современные образовательные технологии в теории и практике преподавания

 на уроках гуманитарного цикла»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов, имеющих профессиональные дефициты в  области применения современных педагогических технологий образования и организации работы учителя.

Требования к категории слушателей: педагоги общеобразовательных учреждений

Планируемые результаты обучения

Ведущая задача профессиональной деятельности:

Развитие  умений педагогов (при помощи овладения  современными педагогическими технологиями) формулировать и решать профессиональные задачи в отношении повышения качества знаний учащихся.

Ведущие профессиональные компетенции (ПК)

Слушатель должен знать (З):

Слушатель должен уметь (У):

Слушатель должен владеть (приобрести опыт деятельности (О):

Знание и использование  современных педагогических технологий, позволяющих повысить уровень своей профессиональной деятельности в сфере  различных задач образования (обучение  и развитие учащихся, взаимодействие с участниками образовательного процесса).

  1. Предлагаемые к рассмотрению и изучению  современные педагогические технологии, применяемые в работе с обучающими.
  2. Основные приемы использования  в своей работе педагогических технологий.

  1. Применять в практической деятельности при работе с обучающимися рассмотренные педагогические технологии.
  2. Оценивать целесообразность применения различных технологий при решении конкретных учебных задач.

  1. Выстраивать собственную профессиональную деятельность с учетом полученного опыта.

2. Приобрести опыт обобщения своего профессионального опыта и моделирования саморазвития.

Описание образовательного процесса по программе

Разделы программы

Названия темы /Формы организации занятий

Общее кол-во часов, отведенное на тему

Основные элементы содержания

Развиваемые элементы ПК

Номера занятий (встреч) со слушателями

Раздел 1.

Основные моменты организации работы педагога

Мастерская ценностно-смыслового самоопределения «Людей неинтересных в мире нет»  

3

Работа с ценностным смыслом слушателей, осуществляющих педагогическую деятельность

Актуализация ценностно-смыслового самоопределения педагогов

1 занятие

Лекция с практическими заданиями.

 Основной  документооборот педагога  и работа с ним.

3

Представление основного документооборота педагога и работа с ним

Актуализация представлений педагогов о документально - нормативной базе и работа с ней.

Лекция с практическими заданиями.

 Обзор информационно-коммуникационных образовательных платформ

3

Представление современных практик реализации образовательных программ с применением информационно-коммуникационных платформ

Знакомство педагогов с возможностями реализации в своей практической деятельности информационно-коммуникационных платформ.

2 занятие

Раздел 2.

Современные педагогические технологии образования

Лекция с практическими заданиями. Технологии развития эмоционального  и социального интеллекта ребенка в целях повышения функциональной грамотности на уроках гуманитарного цикла.

3

Представление понятия – эмоциональный и социальный  интеллект. Раскрытие взаимосвязи высокого эмоционального интеллекта и успешностью человека.

Знакомство педагогов с программой В.Шиманской «Академия Монсиков» Обучение приемам развития эмоционального интеллекта у обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности

Лекция с практическими заданиями.

Техники развития познавательной сферы учащихся (кинезиологическая гимнастика, мнемотехнические приемы, карты памяти) 

3

Представление техники интеллект  – карт для развития внимания, памяти, воображения. Представление приемов мнемотехники и упражнений для развития межполушарного взаимодействия

Знакомство  педагогов с технологией интеллект –карт (автор Тони Бьюзен). Обучение различным техникам и приёмам для лучшего запоминания информации, а также выполнение кинезиологической гимнастики для развития межполушарного взаимодействия головного мозга.

3 занятие

Лекция с практическими заданиями.

 Теория и практика использования стратегии смыслового чтения в образовательном процессе. Скорочтение.                                                                                          

3

Приемы ТРКМЧП (критическое мышление).

Знакомство с методиками и правилами скоростного чтения

Позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Обучение техникам и методам скоростного и смыслового чтения.

Раздел 3.

Перспективные направления работы с обучающимися в целях повышения их качества знаний и успешной социализации

Лекция с практическими заданиями.

Повышение эффективности подготовки обучающихся к оценке образовательных достижений (PIRLS, TIMSS, PISA)

3

Представление вариантов различных заданий и упражнений по подготовке к сдаче тестирования

(PIRLS, TIMSS, PISA)

Обучение педагогов составлению методической копилки заданий, направленных на подготовку к тестированиям (PIRLS, TIMSS, PISA)

4 занятие

Практическое занятие.  «Собираем методическую копилку»            

3

Представление вариантов различных заданий и упражнений по подготовке к сдаче тестирования

(PIRLS, TIMSS, PISA)

Развитие умений педагогов подбирать материал, необходимый для формирования умений обучающихся к оценке образовательных достижений (PIRLS, TIMSS, PISA)

Интерактивное занятие с элементами тренинга.

Технологии взаимодействия. Учитель-Родитель-Ребенок.

Отцы и дети: век 20 - век 21

6

Рассмотрение техник, способствующих эффективному взаимодействию участников образовательного процесса

Формирование представлений о надичии различных техник и приемов эффективного взаимодействия

5 занятие

Интерактивное занятие с элементами тренинга.

 Технологии взаимодействия. Работа с детской агрессией. Взаимодействие в целях преодоления конфликтов

3

Отработка эффективных техник коммуникации, в том числе и при работе с проявлением детской агрессивности

Развитие умений применять на практике различные приемы и техники эффективной коммуникации

6 занятие

Раздел 4.

От  замысла к воплощению идеи. Собственная проектная деятельность в работе педагога.

Итоговое занятие -   игра  «Ключ к успеху» 

3

Актуализация представлений педагогов о себе как о хорошем профессионале (профилактика профессионального выгорания)

Организационно-педагогические условия реализации ДПП

Требования к квалификации педагогических кадров

Образовательный процесс осуществляет педагог Информационно-методического центра, квалификация которого соответствует требованиям к должности, изложенным в нормативных правовых документах.

Общие требования к организации образовательного процесса

Для реализации программы используются следующие технологии:

  • Интерактивная лекция
  • Групповая (коллективная) работа
  • Практикум
  • Мастер-класс
  • Тренинг

Выполнение практических работ  слушателями сопровождается  аналитической и проектно-конструкторской деятельностью.

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Занятия проводятся в аудитории, вмещающей 25 слушателей, в которой созданы условия для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы слушателей (столы и стулья расставляются в соответствии с особенностями учебного занятия), оснащенной доской, компьютером, мультимедийным проектором, проекционным экраном, выходом в Интернет.

Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению программы

Все слушатели обеспечиваются учебным материалом в электронной форме: презентациями, авторскими разработками для проведения аналитической и групповой работы, ссылками для организации самостоятельной работы. Для организации взаимодействия в электронном виде используются: электронная почта и облачные технологии.

Для организации практических занятий слушателям предлагаются различные памятки, дидактические материалы. Слушатели могут использовать литературу, приведенную в рабочей программе.

Рекомендуемая основная литература

  1. Бьюзен Т. Научите себя думать / пер. с англ. Герасимчик Ю.И. – Минск: Попурри, 2014. – 224 с.: ил.
  2. Бьюзен Барри, Бьюзен Тони Супермышление / пер. с англ. Самсонов П.А. – Минск : Попурри, 2014 – 272 с.: ил.
  3. Вифлеемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? // Народное образование, 2014, №3. – С. 34.
  4. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб: КАРО, 2014 – 176с.
  5. Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015. – 224 с. – (Начальная школа).
  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке -  М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  7. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
  8. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие – Спб.: КАРО, 2014. – 144 с.
  9. Лемов Дуг, вулвей Эрика, Ецци Кейти От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений / пер. с англ. Бузникова Е. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 304 с.
  10. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников/ред. Л. Колычева. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
  11. Урок – исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / под ред. Шумаковой Н.Б. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с.
  12. Цветкова Г.В., Ястребова Г.А. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога. – Волгоград: изд-во «Учитель», 2015 – 39 с.

Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, 2009, № 4. - С.18–22.
  2. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика, 2005, №5. - С.39-44.
  3. Вершинина Н.А. Умение писать статьи как показатель профессионализма педагога//Детский сад будущего: «нестандартный» педагог в мире стандартов: материалы науч.-практ.конф. – СПбАППО, 2015. – С. 121-126.
  4. Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. – СПб.: КАРО, 2007. – 128 с.
  5. Методические рекомендации. Обобщение и представление педагогического опыта/ под редакцией Е.А.Барковой. - Оренбург: ГАУ ДО ООДЮМЦ, 2016. - http://ddt-dobrodetel.ru/obobshchenie-i-predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta
  6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  7. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справочник для студентов / Под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 253 с.
  8. Пинская М.А. Новые формы оценивания: пособие для учителя / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
  9. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6. – С.113-116.
  10. Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта// Практика административной работы в школе, 2005, №7. – С.6-9.