Барьеры на пути к освоению профессиональных компетенций и их преодоление на примере обучения профессии «Повар»

Л.Ф.Жукова

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhukovalf_3.docx894.34 КБ

Предварительный просмотр:

Барьеры на пути к освоению профессиональных компетенций  и их преодоление на примере обучения профессии «Повар»

Жукова Л.Ф.,

преподаватель ГАПОУ ТО « Ишимский многопрофильный техникум»

г.Ишим

соавтор  Носова Н.В.,ассистент кафедры возрастной физиологии, специального инклюзивного образования,Тюменский государственный университет, асперант Шадринский государственный университет. г.Тюмень

Аннотация: в статье говорится практике внедрения инклюзивного образования на примере обучения учащихся техникума профессии  «Повар». Показаны основные барьеры, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в процессе обучения и какими способами удалось их преодолеть. Раскрывается эксклюзивный практический опыт профориентации в повышении привлекательности профессии «Повар».

Ключевые слова: профессиональное образование, барьеры, повар, учащиеся с ОВЗ.

Сегодня система профессионального образования становится более популярной среди абитуриентов, что увеличивает количество студентов данного уровня.  

В связи с переходом в условия инклюзии образования всех уровней несколько лет назад, мы столкнулись с целым рядом барьеров, которые нам предстояло преодолевать.

В наше учебное заведение на первый курс ежегодно  поступает, примерно, 140 человек, из них около 40 студентов требуют подготовки по ИОМам.

Каждый учащийся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), это особый уникальный студент, у которого есть шанс на саморазвитие, сомостоятельность, сомоопределение в социуме. Каждый из них имеет право на повышение уровня качества своей жизни,  реализовать свою основную цель -  быть нужным и нести пользу обществу.

Именно образование, это сфера, в которой учащимся можно сформировать новые общие и профессиональные компетенции, наличие которых и позволит реализовать себя и сократить дистанцию между обществом и выпускником с ОВЗ.

Впервые со студентами с особыми образовательными потребностями мы встретились в 1997 году, когда к нам стали поступать дети по окончании коррекционных классов и выпускники коррекционной школы. Нам приходилось подстраиваться под новые условия в процессе реализации обучения. При этом, несмотря на недостаток информации об особенностях обучения таких детей мы, советуясь с методистом и с коллегами, находили методы и средства обучения данной категории лиц. Чаще всего это были индивидуальные дополнительные занятия и прикрепление наставника из числа одногруппников для оказания помощи в разборе теоретического материала на уроке и после него или в ходе практических занятий в лабораториях. Немаловажную роль играло и наше личное принятие, и желание помочь этим детям. Таким образом, мы достигали достаточно хороших результатов в освоении профессиональных навыков учащимися и толерантного отношения группы сверстников к инаковым  учащимся, что позволяло выпускать специалистов готовых к профессиональной деятельности.

Когда инклюзивное образование стало массово внедрятся в нашем учебном заведении, первым барьером на пути к освоению профессии учащимися, была неготовность нас преподавателей к массовому обучению таких учеников. Новые стандарты требовали от нас полной модификации учебного плана. Мы нашли решение в следующем: исключение из программы повторяющихся тем и распределение часов по темам, которые мы могли менять самостоятельно, пересматривали разделы и группировали тематики. Руководителями были выдвинуты требования, чтобы мы обладали педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, верили в продвижение в усвоении учебной программы, при этом без ожидания от них результатов, превышающих возможности учащихся.

 По прошествии небольшого промежутка времени от начала учебного года, мы столкнулись с ещё одним барьером в обучении, это снижение мотивации к получению профессии. Учащиеся не до конца понимали нужность освоения профессии. Поэтому нами было принято решение начать работу с будущими абитуриентами задолго до начала обучения. Чтобы  выпускники школы осознанно шли получать профессию «Повар» и не сталкивались с  непреодолимым желанием отчислиться в начале обучения, а чувствовали важность профессии и стремились быть успешными и на выпуске конкурентоспособными.  Для этого мы ежегодно с учениками седьмых и восьмых  классов приступаем к созданию мотивации у них к получению профессии «Повар». Внедряем в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, проводим экскурсии в наших корпусах, викторины, мастер-классы (рис.1, 2, 3, «Ярмарку профессий» и «Ярмарку учебных мест».

C:\Users\Пользователь\Desktop\школы списки АПК , ЭК\i (2).jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\школы списки АПК , ЭК\i (1).jpg

Рис.1                                                                        Рис.2

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR2AVwGvhnDVTFTXK5m75KQQ

Рис.3                                                        

При завершении всех этапов профориентации  ребята охотней  выбирают для поступления наше профессиональное направление. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ предлагаем сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об оказании им помощи в выборе учебного заведения.

        Для повышения мотивации к освоению профессии учащимися,   ведём активную просветительскую деятельность с их родителями, мнение которых напрямую влияет на мотивацию наших студентов.  Мы приглашаем родителей студентов (рис.4, 5) к участию в конкурсах профессионального мастерства вместе со своими детьми, таким образом, мы формируем команды для участия в конкурсе – учащийся, его родитель и наставник, это преподаватель нашего направления. Такая форма работы помогает понять родителям, что их дети действительно могут освоить профессию и с ними работают преподаватели высокого профессионального уровня.  А во время учебного процесса мы привлекаем учащихся к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста, что тоже повышает заинтересованность учеников в повышении качества собственных знаний и умений.

Рис.4                                                        Рис.5C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20191115_162947.jpg

При переходе всего учебного процесса на инклюзивное образование, перед нами стояла главная задача - это достижение обучающимися с ОВЗ конечной цели обучения – овладение набором общих и профессиональных компетенций, используя технологии, методы, приемы и формы обучения, с учетом их особых образовательных потребностей.

Когда пришло время отправить учащихся на базы учреждений для прохождения практики, мы увидели нежелание принимать на практику учащихся с ОВЗ. Мы не имели возможности выяснять причины, а поскольку мест для прохождения практики было немного, мы решили организовать свою практическую площадку, а именно открыли кафе для жителей. Это был сложный этап организации самого учреждения и его оборудования, а для учащихся это был отличный опыт, так как они совместно с нами могли пробовать свои силы в условиях, когда от них зависит качество обслуживания посетителей и сложится мнение о заведении. Именно здесь ребятам приходилось раскрывать весь свой потенциал, применить все полученные знания на практике и восполнить пробелы, так как они были рядом с педагогами наставниками.

Следующим препятствием на пути к успешному обучению профессии детей с особыми образовательными потребностями, было несоответствие методов обучения потребностям детей с ОВЗ.

Являясь преподавателем и мастером у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, перед нами стояла задача - подготовить конкурентоспособного повара.

При выборе технологий и методов обучения мы руководствуемся следующими принципами:

- дифференцированного обучения - группируем обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей;

- индивидуального подхода  - выбор в пользу форм, методов и приемов обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого обучающегося;

- деятельностного подхода - рамках реализации практико-ориентированного обучения создаем такую обстановку на уроке, которая погружает обучающихся в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным условиями труда, способствует развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных и социальных функций, позволяет обучающимся упражняться в профессиональной деятельности.

- принцип социально – адаптирующей направленности образования - на  лабораторно-практических занятиях  предполагаем работу в парах, которые комплектуются с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, студенты помогают друг другу, обсуждают задание, проверяют и оценивают работу. Это воспитывает в них качества взаимопомощи, поддержки и терпимости. 

На занятиях мы применяем такие  технологии, через внедрение которых можно добиться максимального результата. А именно, весь образовательный процесс выстроен с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном и физическом развитии.

На первые занятия дети и родители ходят вместе, затем взрослые легко отпускают детей в самостоятельную жизнь. У большинства слушателей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, всё это является преградой в успешном обучении. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения, это одно из самых необходимых средств повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса в работе преподавателя. При подготовке содержания занятий для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, его доступность, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Для  повышения эффективности изучения теоретического материала, от нас требуется четкое структурирование материала, ясность и научная простота. Чтобы материал был понятным и доступным, мы разрабатываем и предлагаем  ребятам наглядные иллюстративные инструкционно - технологические карты, где расписаны и показаны все этапы выполнения технологического процесса, обязательно демонстрируем конечный результат.

На занятиях и при подготовке к ним даём задания снять видео ролики, приготовить мультимедийную презентацию по изучаемой теме. Данные задания повышают активность ребят в отношении решения поставленных перед ними профессиональных задач и позволяют объединять ребят в мини группы, повышает качество их взаимодействия между собой, проявлять личностные качества.  

В свои занятия активно внедряем элементы нейрогимнастики, это позволяет снимать усталость у учащихся, восстанавливать нормальное  функционирование всех мозговых процессов и обеспечивает сосредоточенность студентов на предъявляемом материале.

В течение учебного года мы готовим ребят к региональному конкурсу  Абилимпикс – это многопрофильное состязание инклюзивного типа, призванное привлечь внимание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к различным сферам деятельности, науке,  раскрываем их потенциал,  повышаем  самооценку и самоотдачу. Важно отметить, что это не просто соревнование, а настоящий чемпионат по профессиональному мастерству. Ребята занимают призовые места, и это является ключевым фактором повышения привлекательности этого конкурса среди учащихся.  

Когда пришло время отправить учащихся на базы для прохождения практики, мы увидели нежелание принимать на практику учащихся с ОВЗ. Мы не имели возможности выяснять причины, а поскольку мест для прохождения практики было немного, мы организовали свою практическую площадку, а именно открыли кафе для жителей. Это был сложный этап организации самого учреждения и его оборудования, а для учащихся это был отличный опыт, так как они совместно с нами могли пробовать свои силы в условиях, когда от них зависит качество обслуживания посетителей и сложится мнение о заведении. Именно здесь ребятам приходилось раскрывать весь свой потенциал, применить все полученные знания на практике и восполнить пробелы, так как они были рядом с педагогами наставниками.

Таким образом, практика обучения детей с ОВЗ профессии «Повар» показала, что процесс обучения таких детей может проходить успешно, если вовремя предупредить или преодолеть барьеры, с которыми может столкнуться как учащийся, так и преподаватель.

Применение активных практикориентированных методов и приёмов обучения позволяет повышать познавательную активность студентов, раскрывать их творческий потенциал, активно вовлекать их в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность. Чередование различных видов работы, является эффективным средством активизации учения в нашей практике.

Список использованной литературы

  1. Назарова Н.М.. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 2005.- 400 с.
  2. Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога. (Итоги региональной научно-практической конференции, 2 июня 2021 года). – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. – 176 с.
  3. Интернет-источники: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/#:~:text=%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%D0%B4%D0%BE%202030,%D0%A1%D0%9F%D0%9E%2C%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.