Проект по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста "Здравствуй, Матрёшечка!"
Проект по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
Проект
по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста на тему:
«Здравствуй, Матрешка!»
Разработала:
воспитатель
Коротина Анастасия Андреевна
Гатчина, 2021 год
Актуальность проблемы
Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?
- Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
- Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
- Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
- Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать представления о русской народной игрушке.
2. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
3. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
4. Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Для педагогов:
1. Решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях.
2. Повышать уровень педагогической компетентности.
3.Создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности.
4. Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями.
Для родителей:
1. Вовлечь в совместную с детьми деятельность.
2. Создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами.
Тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательно-исследовательский
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
2. Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
3. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Дидактические игры по теме
- Фотоотчет
Календарное планирование
04.05.2022 г.
Рассматривание наглядно – дидактического материала.
Д/И «Найди парные матрешки», «Наряди матрешек»
Пазлы «Сложи матрешку»
Физкультминутка «Мы веселые матрешки»
Игры со строительным материалом «Дорожка для матрешки»
Консультация для родителей «Занятия с матрёшками для самых маленьких»
05.05.2022 г.
Чтение художественной литературы:
В. Приходько «Матрешка на окошке», С.Я.Маршак «Восемь кукол деревянных»
Лепка «Угощаем матрешек»
Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»
Д/И «Расставь матрешки по размеру»
Просмотр мультфильма «Матрешки»
06.05.2022г.
Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»
Пальчиковая игра «Матрешки»
Д/И «Домик для матрешки»
П/И «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»
Список литературы:
1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
4. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
5. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
6. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
7. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
Приложение к проекту
Физминутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Матрешка»
Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)
На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)
Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)
Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)
Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)
«Веселые матрешки»
Мы – красавицы матрешки,
Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша,
Милы – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)
Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)
Подвижная игра «Бегите к матрешке!»
Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Игровые действия:
- Дети сидят на стульчиках. Воспитатель с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».
- Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!».
- Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: ‒ «Убегайте, убегайте!».
Дети садятся на стульчики.
‒ «Отдохнули?» ‒ спрашивает воспитатель.
‒ «Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?».
Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»
Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.
Материал: платочки.
Игровые действия: Воспитатель и дети надевают яркие платочки. Воспитатель поет и пляшет, а дети подражают его движениям.
Мы – матрешки (2 раза) Все мы крошки, Поплясать хотим немножко. | Стоя на месте – покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами. |
Мы – матрешки (2 раза) Все мы крошки, У нас новые сапожки. | Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу. |
Мы матрешки (2 раза) Все мы крошки, Побежать хотим немножко. | Бегут вперед вслед за воспитателем. |
Мы – матрешки (2 раза) Все мы крошки, Погуляем хотим немножко. | Идут за воспитателем, на ходу обмахиваясь руками – жарко. |
Мы – матрешки (2 раза) Все мы крошки, Ах, устали наши ножки! | Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой. |
В промежутке между куплетами воспитатель спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску. | |
Мы – матрешки (2 раза) Все мы крошки, Снова пляшут наши ножки! | Поворачиваются то вправо, то влево. |
Мы – матрешки (2 раза) Все мы крошки, Всем поклонимся матрешки. | Кланяются. |
Стихи про матрешку
Автор: Н. Акишкина
▪▪▪
Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.
▪▪▪
На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.
Автор: В. Приходько
▪▪▪
Матрешка – хорошая наша игрушка,
Умеет раскрыться по несколько раз.
Внутри у нее ожидает подружка,
Такая же точно, но меньше в пять раз.
▪▪▪ Автор: Н.Горчакова
Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
Автор: С.Маршак
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой
Седьмая,
А в седьмой
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!