Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"_8 класс
Программа внеурочной деятельности «Юный журналист» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС)
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.
Реализация программы «Юный журналист» поможет учащимся раскрыть свои возможности в литературном творчестве. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
На изучение программы внеурочной деятельности «Юный журналист» отведен 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zhurnalist_8_klass_2020.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности для 8 класса
«Юный журналист»
Нормативная база
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» №ФЗ-273 от 29.12.2012г.;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовании»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189 г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».
Цели и задачи
Цели программы:
1. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
2. Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодежи.
3. Овладение учащимися современными методами получения информации.
4. Педагогическая и психологическая поддержка детей.
Задачи программы:
1. Освещение в СМИ школьной жизни.
2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
3. Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языке, информатике).
4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
5. Знакомство с жанрами газеты.
6. Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
7. Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
8. Организация досуга.
Принципы построения программы
Программа построена на принципах:
- доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Формы занятий:
- лекция;
- беседа;
- диалог;
- дебаты;
- исследования;
- практические работы;
- игра;
- экскурсия;
- учебный проект.
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Развитие творческих способностей
2. Установление новых связей с районными СМИ.
3. Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
4. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
5. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
6. Профориентация.
Обучающиеся смогут:
- Определить тему или идею текста;
- Составлять простой и подробный план текста;
- Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
- Оценивать чужую и свою речь;
- Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
- Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объема, до одного абзаца и одного предложения;
- Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
- Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
- Вести репортаж с места событий;
- Составлять различные типы текстов газетной информации.
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
- уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
- уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
- уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория. Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи занятий.
Инструктаж по технике безопасности труда.
Практическая работа с материалом газет.
Раздел 2. Журналистика как профессия. (3 часа)
Теория. Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики.
Участие в городском конкурсе «Журналистский марафон»
Раздел 3. Функции журналистики. (1 час)
Теория. Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения.
Практика. Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и верстка газеты.
Раздел 4. Требования к журналисту. (2 часа)
Теория. Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком.
Практика. Тестирование на профпригодность.
Раздел 5. Язык журналистики. (1 час)
Теория. Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Практика. Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – Красносельский район».
Раздел 6. Профессиональная лексика. (1 час)
Теория. Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова.
Практика. Работа с газетными и журнальными публикациями.
Раздел 7. Стилистические фигуры речи. (1 час)
Теория. Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Практика. Написание зарисовки с использованием определенных стилистических фигур.
Раздел 8. Малые жанры журналистики (заметка). (3 часа)
Теория. Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера.
Практика. Написание заметок «Из школьной жизни».
Контроль: анализ заметок.
Раздел 9. Композиция материала. (1 час)
Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение.
Практика. Создание текстов в соответствии с требованиями.
Раздел 10. Основные типы построения текста. (1 час)
Теория. Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод.
Практика. Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста.
Раздел 11. Анализ газетных и журнальных публикаций. (2 часа)
Теория. Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста.
Практика. Комплексный анализ текста.
Раздел 12. Различные виды сбора информации. (3 часа)
Теория. Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. Сбор информации в форме беседы. Подготовка вопросов.
Практика. Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере.
Контроль: составление вопросов для беседы.
Раздел 13. Статья как жанр публицистики. (2 часа)
Теория. Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные.
Практика. Создание статей на основе сформулированной проблемы.
Контроль: анализ статей.
Раздел 14. Фотография как инструмент журналиста. (3 часа)
Роль фотографии в газете и журнале. Виды фотографии. Композиция, цветокоррекция, обработка фото в редакторах.
Практика. Создание фоторепортажа о школьной жизни.
Контроль: анализ репортажей.
Раздел 15. Верстка газеты (4 часа).
Из чего состоит газета? Терминология верстки. Обзор программ для верстки.
Практика. Верстка 2х полосной газеты в Microsoft Publisher
Раздел 16. Экскурсии, участие в выездных конкурсах (4 часа)
По отдельному плану
Раздел 17. Заключительное занятие. (1 час).
Контроль: Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят.
Тематическое планирование
Содержание курса | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль | |
1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.Журналистика как профессия | 3 | 1 | 2 | |
3.Функции журналистики | 1 | 1 | 0 | |
4.Требования к журналисту | 2 | 1 | 1 | |
5.Язык журналистики | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6.Профессиональная лексика | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.Стилистические фигуры речи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8.Малые жанры журналистики (заметка) | 3 | 0,5 | 1,5 | 1 |
9.Композиция материала | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10.Основные типы построения текста | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11.Анализ газетных и журнальных публикаций | 2 | 1 | 1 | |
12.Различные виды сбора информации | 3 | 1 | 1 | 1 |
13.Статья как жанр публицистики | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 |
14. Фотография как инструмент журналиста | 3 | 1 | 1 | 1 |
15. Верстка газеты | 4 | 1 | 3 | |
16. Экскурсии, участие в выездных конкурсах | 4 | - | 4 | - |
17.Заключительное занятие Проекты | 1 | - | - | 1 |
Всего | 34 | 11 | 18,5 | 4,5 |
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя
Основная:
1. Бакшин В.В.. Основы журналистики. – М., 2009 г.
2. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
3. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград. 2009 г.
4. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
5. Спирина Н.А. Журналистика в школе. – Волгоград. 2013г.
Дополнительная:
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
7. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
8. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
9. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998.
Список литературы для обучающихся
Основная:
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987
2. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996.
3. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.
Материально-техническое обеспечение
1. Принтер.
2. Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого); рабочее место учителя.
3. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.
4. Энциклопедии, словари, газеты.
6. Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей, бумага).
Формы контроля и учета достижений обучающихся
- Диагностическая работа
- Участие в выставках, конкурсах
- Газета в 2 полосы
- Творческий отчет
- Тестовые задания
- Творческая работа
- Проектно-исследовательская работа