Программа внеурочной деятельности "Очумелые ручки"_5 класс

Шувалова Юлия Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Очумелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения). Примерная программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» автор О.А. Кожина.

Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

 

На изучение программы внеурочной деятельности «Очумелые ручки» отведен 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochumelye_ruchki-5_klass_2020.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5 класса

«Очумелые ручки»

 

Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №ФЗ-273 от 29.12.2012г.;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовании»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189 г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».

Цели и задачи

Цели программы:

1.        познакомить учащихся с историей возникновения игрушки

2.        обучить приемам работы с тканью и мехом

3.        раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск

4.        развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки

5. Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия

Задачи программы:

Обучающие:

-научить основам художественной грамотности;

-научить основам цветоведения;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки;

-углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

-освоение техники бисероплетения.

Воспитательно-развивающие:

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-приобщение к народным традициям

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-соединение обучения с воспитательным процессом;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Принципы построения программы

Программа построена на принципах:

- доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

- наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

- сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Формы занятий:

- беседа;

- практические работы;

-коллективная работа;

-индивидуально-практическая работа.

Ожидаемые результаты освоения программы

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Обучающиеся смогут:

- выполнять простые ручные швы;

- правильно раскроить материал, используя выкройки  и шаблоны;

- работать индивидуально с методическими картами;

- эстетично оформить игрушку;

- ориентироваться на качество изделий;

- изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Обучающиеся должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о народной игрушке;

- виды ручных швов;

- основы кроя;

- технику изготовления народных кукол и современной игрушки;

- сведения о сувенирных изделиях;

-начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)

Теория. Введение. Цели и задачи занятий.

Инструктаж по технике безопасности труда.

Раздел 2. Основные приемы работы с тканью. (3 часа)

Материаловедение. Основные ручные швы. Способы закрепления нити.

Практическая работа.

Раздел 3. Цветоведение.. (1,5 часа)

Основные цвета. Сочетание цветов.

Практическая работа.

Раздел 4. Традиционные и современные игрушки. (3,5 часа)

История, традиции и современность. Виды традиционных игрушек, значение в жизни человека. Беседа об истории народной игрушки. «Мартиничка» - кукла, изготовленная из ниток. История куклы, ее назначение.

Практическая работа.

Раздел 5. Объемная игрушка. (3 часа)

Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой. Отделка готовых игрушек. Игольницы «Сова», «Ежик».

Практическая работа

Раздел 6. Игрушка, состоящая из нескольких деталей (4 часа)

Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки. Эскиз игрушки.

Практическая работа.

Раздел 7. Ознакомление с искусством бисероплетения. (3 часа)

Вводное занятие. История развития бисероплетения.  Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 8. Основные способы плетения. (7 часов)

Способы параллельного и спаренного плетения. Способ плетения «коралл». Способ плетения «скрутка». Способ плетения «низание дугами». Способ плетения « низание петлями по кругу».

Практическая работа

Раздел 9. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. (5 часов)

Плоские фигурки животных. Объемные фигурки животных. Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. Украшения из бисера. Панно и топиарии.

Практическая работа.

Раздел 10. Выставка работ. (3 часа)

Тематическое планирование

Содержание курса

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ.

1

0,5

0,5

Мягкая игрушка – 15ч

2. Основные приемы работы с тканью

3

1

2

3. Цветоведение

1,5

1

0,5

4. Традиционные и современные игрушки

3,5

1

2

0,5

5. Объемная игрушка

3

1

2

6. Игрушка, состоящая из нескольких деталей

4

1,5

2

0,5

Всего

15

5.5

8,5

1

Бисероплетение – 15ч

7. Ознакомление с искусством бисероплетения

3

2

1

8. Основные способы плетения

7

3

4

9. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения

5

1

3

1

Всего

15

6

8

1

10. Выставка работ

3

1

2

Всего за курс

34

13

19

2

Учебно-методическое обеспечение

      Список литературы для учителя

Основная:

1.        Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.

2.        Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

3.        Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.

4.        Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».)

5.        Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.

6. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г

Список  литературы для обучающихся

Основная:

1.        Фролова   Т.О.   Мягкая   игрушка.   АСТ-Сталкер.   Подарок

своими руками. 2003.

2.        Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».)

3.        Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-во Эксмо; СПб,,2003г.

4.        Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2004

5.        Шубина Е. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999.

Материально-техническое обеспечение

-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

-ткани, мех;

-нитки катушечные разных цветов;

-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

-картон;

-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;

-ножницы, иголки, наперсток;

-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

-пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);

-щетка для расчесывания меха;

-электрический утюг;

-самоклеющая цветная бумага.

- бисер различного размера и качества.

- леска и резинка для плетения браслетов

- проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета

    - нитки или специальная бумага для декорирования стеблей.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

        

  • Участие в выставках, конкурсах
  • Творческий отчет        
  • Творческая работа