Педагогическая поддержка развития личности учащегося в первичном отделении РДШ в школе.

Шувалова Юлия Александровна

Формы и способы педагогической поддержки  в развитии личности подростка в его  активной деятельности. 

Условия использования педагогической поддержки для развития активности членов ПО РДШ в школе. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка развития личности учащегося в первичном отделении РДШ в школе.

Формы и способы педагогической поддержки  в развитии личности подростка в его  активной деятельности.

В педагогической деятельности, способствуя развитию личности, мы используем педагогическую поддержку школьников. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся, по-своему познают мир в активной деятельности, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам необходимый путь педагогической поддержки их развития.

  В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само[1]».

          Педагогическая поддержка относится также к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение, способный повести за собой других.

          Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.

  В проблемы жизни и деятельности детей, которые решаются при поддержке педагогов - профессионалов, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учёба, и общение, и творчество, и досуг.

Направления педагогической поддержки со стороны специалистов школ:

1. Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем обучения.

2. Поддержка профессионалами обучающихся, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации в том числе и в семейной жизни.

3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо негативное давление.

4. Координация воспитательной работы с детьми, которые  включены в активную деятельность внутри и вне школы.

В опыте современной школы практикуются следующие формы педагогической поддержки:

1. Диагностическая работа;

2. Составление и реализация индивидуального учебного плана;

3. Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;

4. Педсоветы, методические семинары;

5. Факультативные занятия;

6. Психолого-педагогический консилиум;

7. Родительский лекторий;

8. Дискуссионный клуб старшеклассников;

9. Школа молодого родителя;

10. Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности[2].

Условия использования педагогической поддержки для развития активности членов ПО РДШ в школе.

Педагогическая поддержка детей в Российском Движении школьников означает включение взрослых в совместную деятельность членов организации и основывается на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, которое способствует установлению взаимопонимания и доверия между участниками акций общественной жизни, проектов и конкурсов. Такое  взаимодействие  обладает большими возможностями самосовершенствования каждого участника и оказания педагогической поддержки обучающихся, которые пробуют свои силы в социальной активности.

Целенаправленное построение  системы многообразных средств и вариативность форм организации педагогической поддержки способствуют комплексному решению задач развития общественной жизни первичного отделения, это возможность:

* всестороннего развития интересов социально активных членов ПО РДШ на основе выявления и развития индивидуальных способностей  каждого;

* варьирование программы воспитания посредством  деятельности РДШ для осуществления свободного выбора проектов и событий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого участника;

* возможность концентрации внимания педагога на содержании и формах деятельности РДШ, как средствах личностного развития и индивидуального воспитания каждого члена РДШ;

* возможность включения в активную деятельность родителей членов РДШ с целью создания в семье условий, способствующих развитию социальной активности  личности[3].

В рамках педагогической поддержки достижение цели воспитания социально активной личности  оказывается результатом совместных усилий воспитателя и воспитанника. Помочь ребенку понять самого себя как члена общественной организации, осознать свой потенциал, определить и вербализовать цель собственного развития в ней становится возможным при выполнении следующих условий[4]:

- установление межличностного контакта на основе уважения и взаимного доверия;

- знание возможностей и понимание необходимости включение в деятельность РДШ для совместного решения задач;

- помочь разобраться в его внутреннем мире, выявить потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает и которые может развивать в деятельности РДШ.

Педагогическая поддержка развития ПО РДШ включает в себя взаимодействие куратора ПО РДШ с социальным педагогом, педагогом-психологом, классными руководителями, которые способствуют становлению социальной активности  учащихся, входящих в состав ПО РДШ. Для координации взаимодействия в процессе воспитательной работы необходимо планировать осуществление следующих видов педагогической поддержки: опосредованной в процессе сотрудничества в общественной жизнедеятельности (на основе диагностики) и непосредственной в процессе личного общения и целенаправленного воспитательного воздействия, групповая и индивидуальная, длительная в повседневных контактах и краткосрочная в определённый период  практики взаимодействия. При выборе педагогов для установления их контактов с членами РДШ подразумевается,  что данные педагоги способны к:

- личностно-профессиональному самоопределению в ценностях педагогической поддержки социально активных подростков;

- проектированию и целенаправленному осуществлению воспитательной деятельности в общественной жизни учащихся;

- вариативности и гибкости в собственно воспитательной деятельности и в общении с социально активными подростками.

Для осуществления педагогической поддержки подростков, испытывающих проблемы в развитии социальной активности, педагогам необходимо уметь:

  1.  Реагировать на проблему (распознавать, диагностировать, прогнозировать).
  2. С проблемой действовать (использовать все сопутствующие ресурсы, условия и пр.).
  3.  Преобразовывать проблему (изменять, корректировать).
  4. Управлять проблемой (регулировать, сдерживать, переориентировать).
  5. Использовать ресурс воспитания в деятельности РДШ как средство, повышающее вероятность самостоятельного решения ребенком собственной проблемы.
  6. Выстраивать с ребенком такие отношения и совместную деятельность, которые помогают сохранять достоинство ребёнка, развивая его самостоятельность и ответственность.


[1] Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование.- 1988. - №6. – С.108.

[2] Попов В.А. Педагогическая поддержка учащихся на основе организации производственной практики [Электронный ресурс] / В.А.Попов. – Электронные данные. – Москва [б.и.], 2013. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/14/statya-pedagogicheskaya-podderzhka

[3] Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных измерений ребенка и взрослого. [Текст] – Классный руководитель. – 2000. - №3.

[4] Крылова Н.Б.Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? [Текст] //Народное образование. – 2000. -№3. – С.91-97.