Релаксационная минутка для педагогов
Предварительный просмотр:
Коллеги, сегодня мы хорошо поработали, а теперь проведём несколько упражнений, ведь человек не может находиться в постоянном напряжении и движении – он устаёт, поэтому расслабление и отдых просто необходимы, чтобы набраться сил, чтобы настроение было хорошее, а здоровье – крепкое.
Проведем упражнение “Воздушный шар”.
Представьте воздушный шар, который летит над землей. В корзине воздушного шара человек. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Назовите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что Ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Что вы поставили на 1 место?
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».
Жан Жак Руссо
А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, видна динамика ухудшения здоровья детей. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Сегодня на открытых уроках были продемонстрированы средства, применяемые в целях укрепления здоровья. Таких технологий огромное количество. Это…
*Технологии сохранения и стимулирования здоровья – утренняя гимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, релаксация;
*Технологии обучения здоровому образу жизни – физкультурные занятия; утренняя гимнастика, самомассаж, активный отдых - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»;
*Коррекционные технологии – закаливание, сказкотерапия, арттерапия, цветотерапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия.
*Прыжки со скакалкой
*Упражнения в движении, равновесии, упражнения по профилактике сколиоза
*Создание гигиенических условий жизнедеятельности детей
*Обеспечение психологической безопасности детей
*Домашние задания
*Проектная работа старшеклассников
Тема здоровьесбережения особенно актуальна, поэтому учителю необходимо на каждом уроке как можно больше использовать эти средства и применять новые.
“Волшебное превращение”
Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания? (Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).
Представьте ситуацию:
Валина мама часто жалуется врачу, что её дочь болеет.
- Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети на санках, а моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет?
Советуют: надо закаливать ребёнка.
- А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!
Права ли мама? Как можно укрепить здоровье ослабленного ребёнка? Назовите методы закаливания.
(обтирание, хождение босиком, обливание, контрастный душ, закаливание солнцем, закаливание в парной, моржевание)
В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко бывают на улице. Ребенок болеет гораздо чаще, нежели тот, кто часто гуляет, занимается плаванием и спортом. Солнце, воздух и вода – это всё то, что требуется для укрепления здоровья, особенно в раннем возрасте.
В целях здоровьесбережения необходимо применять упражнения и средства, которые не только развивают физические качества детей, но и чувственную сферу, учат думать, размышлять, взаимодействовать друг с другом
1. Координационная лестница. Позволяет развить координацию ног с помощью подбора различных упражнений.
2. Короткая координационная лестница - заменяет обычную банальную разминку, позволяет развить различные физические качества - силу, выносливость и т.д.
3. Аватар ("воплощение"). Работа в парах, цель - сохранить связь друг с другом. Упражнение на развитие невербального взаимодействия.
4. Парашют для игры "Медуза" как дополнительный элемент, позволяющий разгрузиться в конце тяжелого урока.
5.Игровые массажи
Большинство из вышеназванных средств вы используете в процессе обучения, но есть и те, которые, к сожалению, на практике используются реже. Поразмышляем.
«Волшебный мешочек».
Достаньте из мешочка предмет и ответьте: «Какой вид оздоровления он отражает и как мы могли бы применить его на уроке физкультуры?»
1) подушечка с травой – фитотерапия (лечение лекарственными растениями, фитобары)
2) диск – музыкотерапия (музыка - как фактор оказывающий воздействие на эмоциональную сферу человека, уже много лет используется в лечебных целях)
3) апельсин – ароматерапия (лечение запахами) (в рамках лечебной физ-ры консультации для родителей)
4) перчатка – пальчиковая гимнастика
Аэротерапия, цветотерапия, релаксационные упражнения, гимнастика с хэлементами игрового стретчинга
Хочу обратить внимание, коллеги, что использование нетрадиционных технологий положительно влияет на результат учебного процесса, поэтому не бойтесь изучать и применять их как можно шире.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы - проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д. Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.