Доклад на тему: «Профессиональное самовыражение»
Проблема самовыражения является одной из актуальных для современной психолого-педагогической науки и профессиональной деятельности. Кроме того, вопрос о самовыражении личности является принципиальным как для проявления человеком своего собственного Я, так и для адекватного и гармоничного ее развития. Стремление человека к возможно более полному самовыражению и развитию своих возможностей является вполне естественной его потребностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosova_yu.v._doklad_professionalnoe_samovyrazhenie.docx | 22.57 КБ |
nosova_yu._v._doklad_prof_samovyrazhenie.pptx | 197.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Профессиональное самовыражение»
Проблема самовыражения является одной из актуальных для современной психолого-педагогической науки и профессиональной деятельности. Кроме того, вопрос о самовыражении личности является принципиальным как для проявления человеком своего собственного Я, так и для адекватного и гармоничного ее развития. Стремление человека к возможно более полному самовыражению и развитию своих возможностей является вполне естественной его потребностью. Данная потребность возникает уже в детском возрасте и нуждается не только в специальном рассмотрении, но и во внимании к ней окружающих (особенно на первых, ранних стадиях ее формирования). Личности, начинающей свое формирование, необходимо обеспечить информационное насыщение, начиная с первых дней жизни, чему в немалой степени должна способствовать «материнская культура» и социальная среда, в которой происходит этот процесс. Готовность личности к активному информационному самонасыщению (в чем нам видится способность и стремление к самообразованию личности) заключается, в частности, в наличии умений выбора информации и ее использования для достижения определенных целей и формируется в случае постоянного соотнесения индивидуально-личностных особенностей человека с возможным алгоритмом профессионального действия. Данное соотнесение значимо в том случае, когда источники информационного насыщения в своих взаимоотношениях с личностью реализуют системную модель побуждения человека к профессиональному саморазвитию. Этот процесс продуктивен, когда взаимодействие источника информационного насыщения и личности определенным образом структурировано и удовлетворяет совокупности требований. В качестве структуры можно выделить последовательность следующих этапов:
1-й этап: готовность социальной группы, референтной развитию личности, к профессиональной самоактуализации;
2-й этап: осуществление совокупности диагностических действий, раскрывающих природные особенности личности и возможные направления ее информационной социализации;
3-й этап: реализация модели информационного насыщающего взаимодействия источника информатизации и личности на каждом возрастном этапе развития человека;
4-й этап: побуждение личности к мобильному информационному самонасыщению в процессе непосредственной профессиональной подготовки;
5-й этап: формирование профессионально значимой модели информационного самонасыщения.
Для периода начала профессиональной деятельности, когда личность призвана демонстрировать сформированность профессионального мышления, профессиональное самосознание, трудовую инициативу и другие качества становится актуальной степень интенсивности самовыражения. Фактором, способствующим активности проявления таких качеств личности, равно как и другие (направленность, установки, умение правильно ориентироваться в жизненных ситуациях), служит разнообразие профессионального общения, когда предъявляемые к личности общественные требования служат критериями правильности профессионального выбора, когда система социальных координат находит внутреннее одобрение личности.
Не менее важна для подтверждения правильности профессионального выбора адекватная самооценка личности. В этой связи личность должна проявлять постоянную потребность в самопознании, которое начинается с анализа своих способностей, возможностей, т.е. диалога с самим собой. Это важно не только для проявления уверенности в себе, но и для убеждения в целесообразности выбранного профессионального пути.
Как показывает теоретический анализ и подтверждает практика,
самовыражение может иметь разные степени зрелости. Так, на первых этапах
профессиональной деятельности самовыражение, как правило, проявляется в форме «демонстрации» своего «я». Зрелой формой профессионального самовыражения становится этап, на котором проявление себя превращается в реальную потребность, когда выработана своя манера поведения, свой стиль общения и, главное, появилось стремление выразить себя в поступках, в делах. В этом случае можно утверждать, что осознание своего «я» предшествует во времени возникновению самовыражения. Пока
же образ внутреннего «я» не сформирован, самовыражение находится в состоянии потенции.
В профессиональной деятельности очень важна не только потребность в адекватной самооценке, но и желание самосовершенствоваться. Источником активности личности в самосовершенствовании выступает гармоничное соотношение выбранной социальной роли своей внутренней позиции, своему «я». Принципиальным для такой гармонии является соотнесение личностью своих возможностей с данным жизненным этапом. Тот способ, которым человек реализует себя как личность в профессиональной деятельности, и есть самовыражение.
Д.Н. Узнадзе была предложена довольно интересная типология способов самовыражения. Он заметил, что один человек выражает все, что на самом деле испытывает, причем выражает бурно, экспансивно, как бы «выплескивает» всего себя. Другой – для своего внешнего выражения должен приложить волевое усилие, т.е. как бы преодолеть невидимую преграду, чтобы перейти из своего внутреннего мира во внешний. Третий тип (названный ученым парадоксальным) ведет себя противоположным образом в одинаковых ситуациях и сходным – в разных. Четвертый тип остается все время только во внутреннем мире, внешне только «приспосабливаясь» к ситуации, «учитывая» ее. Перечисленные типы самовыражения можно наблюдать в любом профессиональном сообществе, и связано это с так называемой акцентуацией характера и его различных поведенческих проявлений.
Профессиональное самовыражение мы понимаем как способ преодоления противоречий между внутренним и внешним, которые либо расширяют, либо ограничивают сферу активности личности, делают её психологически более устойчивой, сильной или расшатывают её структуру.
Профессиональное самовыражение влияет на процессы овладения приёмами осознания личностного начала и самости человека, самоопределения, самопреодоления, самореализации, самоанализа и самопрезентации
собственной деятельности, которые приводят его к более высокому уровню самовыражения. Самовыражение включает в себя определение личностной позиции, целей самопознания и самоутверждения, опосредует ведущие способы организации личностной сферы жизнедеятельности и позволяет сформировать систему представлений личности о самой себе, презентовать образ своего «Я», раскрыть себя в деятельности и общении с другими людьми.
Данное понимание профессионального самовыражения предполагает знание и соответствие требованиям труда как запросу государства к профессионалу. Формирование эффективного профессионального самовыражения позволит личности стать более устойчивой и сильной, что важно в современных условиях быстро изменяющегося социума.
Более того, сильная личность становится саморазвивающимся субъектом, имеющим самолюбие как тип активности “Я”, её движущих силах и одновременно позиции, которую она занимает и осуществляет в жизни. Это позволяет самой личности проявлять, регулировать свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности.
И.П. Шкуратова разработала следующие уровни самовыражения личности (по критерию осознанности, целенаправленности, соответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания):
- непроизвольное невербальное самовыражение;
- произвольное самовыражение с помощью невербальных средств;
- произвольное речевое и/или невербальное самовыражение, соответствующее внутреннему состоянию личности;
- произвольное речевое и/или невербальное самовыражение, направленное на формирование искаженного представления о своей личности.
В процессе самовыражения человеком используется целый комплекс разнообразных средств. Главным из них, по мнению И. П. Шкуратовой является речь, также среди них присутствуют: тело человека; одежда, которая позволяет представить (оформить) внутренний мир личности, ее самопредъявление во взаимодействии с другими людьми; способы выполнения человеком деятельности; манера поведения; дневниковые записи; автобиографии; письма, разговоры по телефону; общение в сети Интернет; газетные интервью; люди, помогающие человеку в создании образа; интерьер, в котором осуществляется самовыражение; труд.
С процессом самовыражения в современных психологических исследованиях тесно связаны феномены самопрезентации (самопредъявления) и самораскрытия. Первый из них определяют как сообщение информации о себе другим людям, а второй – как целенаправленное создание определенного впечатления о себе в глазах окружающих.
К условиям, позволяющим оформлять концепт потребности личности в профессиональном самовыражении, можно отнести:
- изменяющееся состояние образования, характеризующееся его инновационно-опережающим характером развития;
- специфика педагогического образования, отражающая наличие собственной сферы жизнедеятельности, ориентированной на использование возможностей управления процессом профессиональной социализации личности;
- трансформация социального смысла гуманитарного поля деятельности профессионала, где пересекаются разные векторы личностного развития.
Использованные источники:
- МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ГОТОВНОСТИ К ЭФФЕКТИВНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ Чалых Н.А. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 10. С. 156-157.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Тарасова И.В. В сборнике: Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сборник научных трудов. Под общ. ред. Л.К.Раицкой, С.Н. Курбаковой, Н.М. Мекеко. Москва, 2015. С. 296-306.
- ТИПЫ СВЯЗЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА С ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РЕЙТИНГОМ Москаленко О.В., Тарасова И.В. Образовательные технологии (г. Москва). 2017. № 2. С. 52-62.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Горовая В.И., Мартусенко С.Н. Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2013. № 1. С. 43-46.
- МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ЕЕ ГОТОВНОСТЬЮ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ Лупанова Н.А. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 458-465.
- ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Омельченко Е.А., Чурекова Т.М. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 6.
- САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Алексеенко И.Н. Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7. С. 36-42.
- ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ЕЕ ГОТОВНОСТЬЮ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ Лупанова Н.А. Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 1 (9). С. 47-51.
- ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тарасова И.В. Академия профессионального образования. 2018. № 9. С. 51-60.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самовыражение Проявление «Я» Развитие личности Естественная потребность
Формирование личности «Материнская культура» Социальная среда Информационное насыщение Готовность к самообразованию
Зрелый этап профессионального самовыражения
Профессиональное самовыражение – это способ, которым человек реализует себя как личность в профессиональной деятельности
Четыре типа самовыражения Д.Н. Узнадзе: «Экспансивный» «Волевой» Парадоксальный «Внутренний»
Уровни самовыражения по И.П. Шкуратовой:
Самовыражение
Условия, определяющие смысл потребности личности в профессиональном самовыражении: изменяющееся состояние образования, характеризующееся его инновационно-опережающим характером развития; специфика педагогического образования, отражающая наличие собственной сферы жизнедеятельности, ориентированной на использование возможностей управления процессом профессиональной социализации личности; трансформация социального смысла гуманитарного поля деятельности профессионала, где пересекаются разные векторы личностного развития.
- Мне нравится (1)