План работы по самообразованию "Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

Беспалова Милена Юрьевна

В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. Не страдают нарушениями слуха или поражениями нервной системы .В чем же причина задержки речи? Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить у телевизора ,чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игр. Например; перебрать рис, горох, карандаши, порисовать полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки, или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка ,прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные , а не развивающие, оздоровительные воздействия. Таким образом у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи ,мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом ,счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то ,что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить ,но и выполнять письменные работы. Доказано ,что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование.

Цель: Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Задачи: 

1.Изготовить нестандартные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.

2.Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей, посредством нестандартных дидактических игр и игрушек.

3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

4.Развивать внимание ,воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5.Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду

Актуальность: 

В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. Не страдают нарушениями слуха или поражениями нервной системы .В чем же причина задержки речи? Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить у телевизора ,чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игр. Например; перебрать рис, горох, карандаши, порисовать полепить и т.д.Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки, или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка ,прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные , а не развивающие, оздоровительные воздействия. Таким образом у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи ,мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом ,счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то ,что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить ,но и выполнять письменные работы. Доказано ,что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

предполагаемый результат:

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

О.И. Крупенчук « Тренируем пальчики -развиваем речь»

Санкт - Петербург 2013г

Смотреть тетрадь по самообразованию

Е, А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Москва 2009г

Смотреть тетрадь по самообразованию

Т. Ю. Бардышева « Расскажи стихи руками»

Москва 2014г

Смотреть тетрадь по самообразованию

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

.СПб. ДЕТСТВО_ПРЕСС 2013г

Смотреть тетрадь по самообразованию

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

«Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук»

Буклет

«Развитие речи детей раннего возрааста

с помощью мелкой моторики»

 

Мастер-класс

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

"Развитие мелкой моторики"

Анкетирование

"Домашние птицы"

Пальчиковая гимнастика

«Пирамидка»

Лепка

«Дождик»

Рисование

«Ежик»

Аппликация

«Красивые пуговки»

Игры с пуговицами

«Разноцветные дорожки»

Конструирование

«Каравай»

Народные игры

"Стержни и кольца".

Дидактические игры

«Курочка Ряба»

Рассматривание иллюстраций к сказкам

«Игра с пальчиками»

Речевые игры

«Гуси»

Прослушивание музыки

«Колобок»

Чтение литературы

«Лисички и зайчики»

Подвижные игры

«Интересные животные

Рисование по трафаретам

«Котята»

Собирание пазлов

«Веселая кашка»

Рисование на крупе

«Поиграем вместе»

Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе

«Теремок»

Инсценирование и показ на фланелеграфе

«Волк и семеро козлят»

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
  • Выступление на педсовете
  • Консультация
  • Семинар-практикум
  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • Выставки детского творчества

«Наши любимые сказки»

Выставка детских работ

«Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»

Изготовление папки-передвижки

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики»

Консультация для родителей