Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
В данной статье представлены материалы исследования в области применения технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются формы организации обучения в сотрудничестве и даётся анализ урока с применением метода Jigsaw.Даны определения понятиям:«УУД», «сотрудничество», «технология сотрудничества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomichyova_t.v._statya_1.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Фомичёва Т.В.
Научный руководитель: к. филол. н. Доброниченко Е.В.
г. Санкт-Петербург, Ленинградский государственный
университет имени А.С. Пушкина
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: В данной статье представлены материалы исследования в области применения технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются формы организации обучения в сотрудничестве и даётся анализ урока с применением метода Jigsaw.Даны определения понятиям:«УУД», «сотрудничество», «технология сотрудничества».
Ключевые слова:сотрудничество,технология сотрудничества, универсальные учебные действия, обучение английскому языку, младшие школьники.
Задачей современной школы является: воспитать грамотную личность, способную взаимодействовать с другими людьми. Технология обучения в сотрудничестве (cooperativeorcollaborativelearning)– это подходящая альтернатива для решения этой задачи.
Согласно Е.С. Полат, технология сотрудничества – это совокупность приёмов и действий учащихся, выполняемых в определённой последовательности, позволяющая реализовать метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определённого подхода в обучении[Полат 2008: 28].
По Г.К. Селевко технология сотрудничества – это деятельность детей и взрослых, «скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» [Селевко 2005: 92].
Как показывает опыт учителей иностранного языка,использование технологии обучения в сотрудничестве в полной мере соответствует требованиям ФГОС нового поколения и способствует решению главной цели обучения – развитию коммуникативной компетенции обучающихся, но возможности данной технологии в формировании универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках английского языка остаются не до конца изученными, что и определило актуальность данного исследования.
По определению А.Г. Асмолова УУД – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [Асмолов 2014: 27].
Выделяют четыре вида универсальных учебных действий:1) личностныеУУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; 2) регулятивные УУД необходимы учащимся для организации учебной деятельности;3)познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы; 4) коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, участвовать в коллективном обсуждении проблем[Асмолов 2014: 28-30].
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых: А.Г. Асмолов,Л.С. Выготский, В. С. Зайцев, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд Е.С. Полат, Г. К. Селевко, а также зарубежных: группа Дж. Аронсона (Калифорния, 1978), Р. Джонсон и Д. Джонсон (университет Миннесота, 1987), Р.Славин (университет Джона Хопкинса, 1990), а также группа Ш. Шаран из Тель-Авивского университета (Израиль, 1988).Идея обучения в малых группах возникла ещё в 20-ые годы XX века и лишь в 70-е годы учёные занялись разработкой технологии сотрудничества, в основу которой был положен прагматический подход в образовании Дж. Дьюи [Полат 2008: 25].
Методы исследования – изучение научно-методической литературы, педагогическое проектирование, анализ уроков.
В педагогике существуют различные способы организации сотрудничества:
1. Student Team Learning / STL– метод обучения в команде, разработанный профессором Робертом Славином в университете Джона Хопкинса. Существуют два варианта метода STL, которые могут применяться в обучении иностранному языку: 1) индивидуально-групповая (Student-Teams-Achievement Divisions or shortly STAD, Славин, 1986); 2) командно-игровая (Team Game Tournament or TGT) работа.
2. Jigsaw I («Ажурная пила») – способ организации обучения в сотрудничестве, разработанный профессором Элиотом Аронсоном в 1978 г. и Jigsaw II («Пила 2») – метод, разработанный Робертом Славиным в 1986 г.
3.LearningTogether («Учимся вместе») – метод, созданный Дэвидом и Робертом Джонсонами в университете штата Миннесота в 1987 году[Cooperative learning].
Основные принципы всех представленных методов похожи между собой: одна общая награда для всей команды, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, взаимопомощь в группах, персональная ответственность за выполнение своего задания и задания для всей группы, равные возможности для всех участников образовательного процесса[Полат 2000: 5].
Нами был спроектирован и проанализированурок, проведенный на основе одного из самых популярных методов технологии сотрудничества – Jigsaw.
Во время урока по теме «Чтение сказки «Заяц и черепаха» учащиеся 4 класса экспериментальной группы обучались в парах с применением методаJigsaw. Урок был направлен на развитие умений изучающего чтенияи монологической речи. Итоговым заданием урока было – кратко рассказать о зайце и черепахе. В начале урока учащиеся получили инструктаж: каждый отвечает за выполнение всего задания, награда (оценка) за работу на уроке одна на двоих, и какой эта награда будет, зависит от каждого участника в группе/ паре. Учитель назначил ребят, которым предстояло презентовать рассказ в конце урока, ими стали учащиеся со слабым уровнем подготовки.
После выполнения предтекстовых заданий во фронтальном режиме, направленных на облегчение понимания содержания текста,пары получили задание по чтению и приступили к выполнению. В каждой паре один учащийся читал первую половину текста, а другой– вторую половину текста. На выполнение первого этапа было отведено 5 минут. Во время первого прочтения учащиеся фиксировали новую информацию в форме кластера (плана).По истечении времени обучающиеся по просьбе учителяобъединились в группы. В течение 5 минут учащиеся, прочитавшие одинаковые части текста,делились информацией из текста с ребятами, прочитавшими другую часть. На третьем этапе учащиеся вернулись в домашние группы и обучали друг друга в паре, при этом дополняли уже начатые кластеры (планы).
Последний этап урока – контрольный. На этом этапе был произведён контроль (самоконтроль и взаимоконтроль)понимания и усвоения прочитанного текста. Обучающиеся, ответственные за итоговое задание, рассказывали кратко историю о животных. Оценка, полученная отвечающим, выставлялась и его партнёру в паре.
Какпоказал анализ урока, учащиеся продемонстрировали высокий уровеньрезультатов: 1)личностных УУД –ответственное отношение к учебному процессу, понимание причин успеха / неуспеха; 2)регулятивных УУД –планировать свои действия в соответствии с задачей и осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку учителя / товарищей; 3)познавательных УУД – осуществлять поиск и работу с информацией, использовать знаково-символические средства для решения задач; 4) коммуникативных УУД –оказывать взаимопомощь, задавать вопросы и использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, чтовозможности технологии сотрудничества в формировании универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках английского языкаявляются весьма обширными, и данная технология высокоэффективна.
Список литературы
1.Асмолов А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [под ред. А.Г. Асмолова]. М.: Просвещение, 2014. 152 с.
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [под ред. Е.С. Полат]. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, № 1, 2000. 51 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
5. Cooperativelearning // Wikipedia: theFreeEncyclopedia. URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Cooperative_learning (дата обращения: 08.11.2020).