Человеческие потребности.
Формирование у детей представления о социальных потребностях человека : потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chelovecheskie_potrebnosti.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Человеческие потребности».
Цель: Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности).
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей анализировать ситуацию, ставить проблему и оценивать правильность её решения.
- Раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека (потребность в пище, в воздухе, воде, жилище, одежде.)
- Закрепить у детей понятие «потребности человека» путём рассуждений, через игровые проблемные моменты.
Развивающие:
1. Развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь. Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
1. Приучать ребёнка к аккуратности, ответственности, к бережливости, экономности.
Приоритетные образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
Оборудование:
Мягкая игрушка — гном Эконом, иллюстрации по безопасности, светофор, пешеходная дорожка, 2 телефона, шоколад, перчатки, калоши, книжки, ди «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь», посылка с брусками, письмо от Царицы экономики.
Ход занятия:
1. Игровая ситуация (воспитатель читает отрывок из произведения Чуковского «Телефон», инсценировка детьми).
У меня зазвонил телефон
- Кто говорит?
- Слон?
- Что вам надо?
- Шоколада.
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший
Пришли мне калоши
И мне, и жене и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! … (Дети просят, воспитатель достаёт: шоколад, перчатки и т. д.)
-Ребята, а что бы попросили вы? (Ответы детей)
Вывод: Как можно назвать одним словом, все желания, которые высказали герои сказки и вы? Правильно — это потребности.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Верно, мы ещё раз поговорим о человеческих потребностях и постараемся помочь нашему знакомому гному Эконому. Он снова приглашает нас в его бизнес-клуб.
(Дети проходят и садятся на стульчики)
- Ребята, что-то наш гном Эконом опечаленный сидит. Как вы думаете, что у него случилось? Верно, у него возникла какая – то проблема, давайте узнаем, что случилось?
Всё понятно. Нашему Эконому пришла посылка, в которой лежало письмо, вот послушайте, я его вам сейчас прочитаю (см. в приложении).
Несколько раз пробовал гном Эконом строить пирамиду и помочь царице, но она каждый раз у него распадалась. Как вы думаете, почему? Как же ему помочь? Ваши предположения. (Достать брусочки и попробовать самим справиться). Кто согласен помочь нашему другу? Тогда начинаем выполнять поручение царицы.
-Как вы думаете, какой брусок возьмём самый первый? (Самый длинный). А почему? (Чтобы пирамида была устойчивой и не распадалась.)
- Как проверить, правильно ли мы выполнили задание? Царица Экономика в своём письме говорит, что на каждом бруске есть подсказка. (Работа с схемой – см. в приложении-пирамида потребностей).
- Что же обозначает эта схема, как вы думаете? (О человеческих потребностях). Кто может ее прочитать?
-Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям)
-Человек не может прожить без воздуха. Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха. (Зажимают нос)
- Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Давайте дальше будем работать, какие же ещё потребности у человека?
- У человека есть потребность в одежде.
- Для чего существует одежда? (Она защищает человека от холода, от жары)
- А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.)
Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. У нас ещё осталась картинка. О каких потребностях они говорят? (потребность в образовании).
Во сколько лет дети идут учиться в школу? И у вас появляется потребность в обучении, т. к. вам уже многим исполнилось шесть, а кому-то семь.
У человека есть потребность в медицинской помощи. Как это понять? (Если человек заболел, он нуждается в лечении).
-Спасибо, вы мне очень помогли. Гном Эконом согласен с нами, ему всё понятно и он очень доволен вашими ответами.
Вывод: Без самого необходимого-воды, еды, воздуха, жилья, человек существовать не может. На этих потребностях «держатся» все остальные потребности. Их можно назвать одним словом-физиологические потребности. (Физминутка)
Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» (дети выбирают карточки– см. в приложении).
Как определить, какой же будет второй брусок в нашей пирамиде? (посмотреть подсказку). О какой потребности мы можем говорить? (Потребность человека в безопасности).
-Как вы понимаете, что такое безопасность? (Это когда человеку в окружающем пространстве ничего не угрожает). Объясните, как вы понимаете такую фразу: «Мой дом — моя крепость»
-А как надо вести себя дома, чтобы обеспечить свою безопасность?
-Нельзя открывать двери человеку, которого не знаешь, т. е. чужому; не включать электроприборы; не брать спички.
Вторым домом, для вас является детский сад. Значит, в детском саду, вы должны чувствовать себя тоже в безопасности, для этого нужно соблюдать правила. Какие это правила? (в д/с нельзя кататься по перилам лестницы, нельзя драться, прыгать с высоких поверхностей). А как можно решить конфликт без драки и ссоры?
Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, значит, защитим себя от беды.
А сейчас послушайте загадку:
У дороги, словно в сказке, на столбе живёт трёхглазка.
Всё мигает и мигает, ни на миг не засыпает. (Светофор)
Давайте поговорим, как избежать опасных ситуаций на дороге.
Гном Эконом приготовил нам иллюстрации, чтобы мы лучше запомнили эти правила (рассматривание иллюстраций): нельзя перебегать дорогу перед транспортом, играть на проезжей части, переходя дорогу, надо посмотреть сначала налево, а потом направо. (Для закрепления этих правил проводится игра «Светофор»)
Сейчас вы должны достать из посылки, тот брусок, на котором подсказка говорит о потребности человека в общении. Каждый человек испытывает потребность в общении и уважении. (Чтение стихотворения «Мне больно, мальчики»).
-Почему рана, нанесённая словом, так надолго запомнилась? (Можно человека не только обидеть физически, но и можно ранить словом)
А для чего нужны друзья? А вы знаете слова, которые делают общение вежливым? Сейчас гном Эконом к вам подойдёт, и вы ему положите в ладошку слова-приветствия, просьбы, благодарности.
Вывод: Уважение между людьми возникает при культурном обращении друг к другу. Общаться можно не только при помощи слов, но и жестами и мимикой. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Встречные поезда», где вы должны при встрече поприветствовать друг друга с помощью мимики или жестов.
Вывод: Вы сейчас убедились, как важно понимать друг друга.
Как вы думаете, о чем говорится на последнем бруске?
Вы, наверное, сейчас сможете сами прочитать схему на нем. О чём говорит эта схема-подсказка? (Говорит о том, что у всех людей есть потребность в проявлении своих интересов). У каждого человека есть потребность заниматься своим любимым делом.
- Как вы думаете, среди вас есть талантливые дети? Каких людей называют талантливыми? Давайте мы сегодня постараемся проявить свои таланты и способности. (Дети проявляют свои таланты: Настя Л.- поёт песню про дружбу; Даниил – рассказывает стихотворение «Друзья»; Егор показывает фокус).
Давайте посмотрим, что у нас получилось? (Пирамида). Как ее можно назвать? Это пирамида человеческих потребностей. Сумели мы помочь нашему гному Эконому? (пирамида получилась устойчивая и не распадается, значит, все задания Царицы Экономики мы выполнили правильно). Что нам помогло справиться со всеми заданиями? (знания, умения дружно работать, смекалка)
- Что-то ещё лежит в коробке. (Подарок от царицы Экономики). А гном Эконом хочет с вами поиграть и узнать ответы на его вопросы.
Рефлексия. Дети встают в круг. Воспитатель держит гнома Эконома и по очереди каждому бросает мяч и просит продолжить предложение гнома:
Меня удивило…; Я сегодня узнал (а) …; Мне понравилось…; У меня получилось…; Мне будет полезно...; Я сегодня научилась (ся)...