консультация для воспитателей
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 30.52 КБ |
консультация для воспитателей | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
"Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр"
Подготовила воспитатель Никитина Т. А.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.
Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному из условий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.). Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.
В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание игры с мячом и др.)
Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми, общения.
Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания и развития: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач.
Совместная партнерская деятельность предполагает:
- добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию);
- открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка. Для того, чтобы научить детей играть в подвижную игру, выполнять
определенные ее правила, выполнить двигательное упражнение необходимо реализовать ряд этапов. Первоначально взрослый выполняет роль ведущего, является примером для подражания. Затем наступает этап совместной двигательной деятельности с детьми (дети уже знают подвижную игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно). И на третьем этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или
двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение атрибутов, косвенное регулирование игрой, поощрение) Таким образом, дети начинают проявлять больше активности и инициативы в двигательной деятельности.
Для того чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать
изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить,таким образом создается игровая ситуация. С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее
помощью главное, что малыш должен усвоить. Для эффективной организации и проведения подвижных игр и двигательных
упражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование, атрибуты, игрушки.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
- Образовательная - в ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
- Развивающая - участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
- Воспитательная - в процессе игры ребёнок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности
- малая
- средняя
- большая
преобладающим движениям:
- игры с прыжками
- с перебежками и др.
предметам, которые используются в игре:
- игры с мячом
- с лентами
- с обручами и др.
В раннем дошкольном возрасте
- Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
- Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
Анализ (всегда дается только положительный).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок
раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с
выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений,
координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и
посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Картотека подвижных игр.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: учить детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят в кругу с воспитателем. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к горке беги», дети бегут к горке и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к качелям беги», дети бегут к качелям и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Лови мяч»
Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Описание: Дети стоят в круг. Воспитатель с большим мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и бросает мяч, называя имя ребенка: «Паша, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.
Описание: Воспитатель предлагает детям превратиться в «зайчиков» и выбежать на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются).
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.
Описание: Дети становятся возле воспитателя. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель: «Заводим моторы!». По показу воспитателя дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются. По сигналу: «На посадку!» играющие возвращаются к воспитателю.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения, и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных , выбирается новый медведь.
«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни ».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей раннего возраста к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим, по сигналу убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. В игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно–сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств. В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В раннем дошкольном возрасте
Заинтересовывающий момент ( внесение атрибутов, загадывание загадок)
Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
Анализ (всегда дается только положительный)
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами еще не доступны малышам.
Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные подвижные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Игровые упражнения
Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)
Картотека подвижных игр.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Лови мяч»
Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Описание: Дети становятся в круг. Инструктор с большим ярким мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и поочередно бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его инструктору.
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.
Описание: Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).
Подвижная игра «Передай мяч»
Цель: учить передавать мяч друг другу; развивать быстроту.
Описание игры: дети вместе с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребёнку, тот - своему соседу. Мяч нужно передавать быстро, можно под музыку. Воспитатель старается догнать мяч.
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.
Описание: Дети становятся с воспитателем. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель продолжает: «Заводим моторы!». Дети по показу воспитателя делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу: «На посадку!» играющие, возвращаются на исходную позицию.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения ,и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного, медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных, выбирается новый медведь.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Описание: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.
Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Описание: дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.
Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.
Подвижная игра Воробушки и автомобиль
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Описание: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
"Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр"
Подготовила воспитатель Никитина Т. А.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.
Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному из условий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.). Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.
В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание игры с мячом и др.)
Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми, общения.
Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания и развития: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач.
Совместная партнерская деятельность предполагает:
- добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию);
- открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка. Для того, чтобы научить детей играть в подвижную игру, выполнять
определенные ее правила, выполнить двигательное упражнение необходимо реализовать ряд этапов. Первоначально взрослый выполняет роль ведущего, является примером для подражания. Затем наступает этап совместной двигательной деятельности с детьми (дети уже знают подвижную игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно). И на третьем этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или
двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение атрибутов, косвенное регулирование игрой, поощрение) Таким образом, дети начинают проявлять больше активности и инициативы в двигательной деятельности.
Для того чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать
изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить,таким образом создается игровая ситуация. С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее
помощью главное, что малыш должен усвоить. Для эффективной организации и проведения подвижных игр и двигательных
упражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование, атрибуты, игрушки.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
- Образовательная - в ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
- Развивающая - участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
- Воспитательная - в процессе игры ребёнок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности
- малая
- средняя
- большая
преобладающим движениям:
- игры с прыжками
- с перебежками и др.
предметам, которые используются в игре:
- игры с мячом
- с лентами
- с обручами и др.
В раннем дошкольном возрасте
- Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
- Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
Анализ (всегда дается только положительный).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок
раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с
выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений,
координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и
посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Картотека подвижных игр.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: учить детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят в кругу с воспитателем. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к горке беги», дети бегут к горке и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к качелям беги», дети бегут к качелям и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Лови мяч»
Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Описание: Дети стоят в круг. Воспитатель с большим мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и бросает мяч, называя имя ребенка: «Паша, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.
Описание: Воспитатель предлагает детям превратиться в «зайчиков» и выбежать на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются).
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.
Описание: Дети становятся возле воспитателя. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель: «Заводим моторы!». По показу воспитателя дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются. По сигналу: «На посадку!» играющие возвращаются к воспитателю.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения, и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных , выбирается новый медведь.
«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни ».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей раннего возраста к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим, по сигналу убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. В игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно–сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств. В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В раннем дошкольном возрасте
Заинтересовывающий момент ( внесение атрибутов, загадывание загадок)
Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
Анализ (всегда дается только положительный)
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами еще не доступны малышам.
Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные подвижные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Игровые упражнения
Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)
Картотека подвижных игр.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Лови мяч»
Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Описание: Дети становятся в круг. Инструктор с большим ярким мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и поочередно бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его инструктору.
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.
Описание: Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).
Подвижная игра «Передай мяч»
Цель: учить передавать мяч друг другу; развивать быстроту.
Описание игры: дети вместе с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребёнку, тот - своему соседу. Мяч нужно передавать быстро, можно под музыку. Воспитатель старается догнать мяч.
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.
Описание: Дети становятся с воспитателем. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель продолжает: «Заводим моторы!». Дети по показу воспитателя делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу: «На посадку!» играющие, возвращаются на исходную позицию.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения ,и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного, медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных, выбирается новый медведь.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Описание: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.
Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Описание: дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.
Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.
Подвижная игра Воробушки и автомобиль
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Описание: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.