Методические рекомендации: "Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда"

Салахова Светлана Алексеевна

    В образовательных  учреждениях  мультимедийные презентации применяются на занятиях логопеда  для детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальными нарушениями. так как у этих детей снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.

Таким образом, применение мультимедийных технологий вполне оправдано .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_mo_logopedov.docx20.18 КБ
Файл titul.docx204.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в коррекционно- развивающей работе логопеда

Как часто в практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения ребенка, а все равно ребенок не включается в занятие.

И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере. Все мы слышали о коррекционно-развивающих программах «Игры для Тигры»«Учимся говорить правильно» и другие, которые действительно могут помочь в данной ситуации. К сожалению, не всегда логопед может приобрести данные программы в свой арсенал. При желании, свой творческий потенциал логопед может направить на разработку или приобретение  аналогичных (а может даже лучших) программ или отдельных упражнений, которые станут затратными только по времени.

Всё, что нужно – минимальный уровень владения компьютером, желание и наличие идей, а также немного свободного времени.

Я хотела бы предложить некоторые упражнения, которые позволяют не только разнообразить приемы работы, реализовать поставленные задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на материале.

Все упражнения разработаны в программе Microsoft Office Power Point с использованием анимации (программа Zoner GIF Animator 4, или анимационные клипы из Интернета) и сохранены, как демонстрация Power Point.

Представляю вам упражнение на Формирование длительного речевого выдоха и автоматизацию звука Ш

Слайд-презентация  Звук Ш

Описание упражнение: логопед просит ребенка сделать выдох и произносить звук Ш («песенку змеи»), пока змея движется по «дорожке». Вариант усложнения – удлинение «дорожки».

Следующее упражнение: Лабиринт на Ш: помоги змейке добраться до домика, произнося песенку змеи и убирая препятствия на пути змейки, называя предметы на картинках.

Аналогичное  упражнение: Лабиринт на Л: помоги летчику пролететь на самолете, произнося песенку самолета  и убирая препятствия на пути самолета, называя предметы на облаках.

Представляем вам  Игру «Комарик» для Автоматизации звука З в начале слова

Описание игры: комарик («песенка комарика»  — З) летает от сундука к сундуку, из которых появляются предметы, название которых начинается со звука З. Ребенок должен правильно назвать картинки, тогда комарик продолжает свой «полёт».

Представляю  Многофункциональное пособие « Жужжалочка» (в папке на звук Ж)

Логопеды знают, что после постановки звука идёт долгий процесс автоматизации. Это пособие поможет Вам в новой, игровой форме автоматизировать  звук Ж в словах, а также закреплять понятия НАД, ПОД, СПРАВА, СЛЕВА.

       Пособие представлено в виде слайдов, в каждом слайде в центре располагаются «трудный звук» к нему «вылетает» картинка с этими же звуком  и располагаются НАД, ПОД, СПРАВА, СЛЕВА от автоматизируемого звука.  Ребёнок произносит название картинки, автоматизируя звук и называет его расположение по отношению к букве. Так же закрепляется зрительный образ буквы.

       Далее слайды усложняются в центре располагается та же буква и те же картинки, но они находятся на других местах. И перед ребёнком стоит задача назвать новые места картинок. Что поменялось, что осталось на своих местах? Тем самым  развиваем зрительную память детей.

Название игр.

1. «Назови, куда прилетела картинка»

2. «Что поменялось местами?»

3. «Где спрятался звук»  (вначале, в середине; в конце слова)

4. «Раздели слова на слоги»

5. «Придумай предложение со словом»

Следующая игра « Лягушка убегает от цапли» 

Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух.

Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

    В образовательных  учреждениях  мультимедийные презентации применяются на занятиях логопеда  для детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальными нарушениями. так как у этих детей снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.

   Таким образом, применение мультимедийных технологий вполне оправдано .

 Для повышения эффективности занятий логопеда используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия. Таким образом,  можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход. 

Консультацию подготовила: учитель-логопед Салахова Светлана Алексеевна



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Чёбаковская СШE:\Наташа\Рамки\Рамка8.jpg

Консультация для учителей-логопедов

"Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда"

Подготовила:

учитель-логопед

Салахова Светлана Алексеевна

РМО школьных учителей-логопедов

15.04.2020г.

г. Тутаев