Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Лема: Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
План:
1.Проектирование предметно-развивающей среды группы детского сада.
2. Функции развивающей среды.
3. Компоненты предметно-развивающей среды детского сада.
4. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
5. Роль педагога при проектировании и создании предметно-развивающей среды.
6. Как проектировать предметно-развивающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_pprs.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Проектирование предметно-развивающей среды группы детского сада. 2. Функции развивающей среды. 3. Компоненты предметно-развивающей среды детского сада. 4. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. 5. Роль педагога при проектировании и создании предметно-развивающей среды. 6. Как проектировать предметно-развивающую среду.
1 . Проектирование предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада В самом широком (социальном) контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности , те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.
Жан-Жака Руссо «Все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Этот выдающийся философ и педагог одним из первых стал рассматривать среду (природную и предметную) как условие оптимального саморазвития личности. Система воспитания, по его мнению, только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями.
Селестен Френе «Ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться . Френе уделял особое внимание конструированию среды , в которой происходят обучение и саморазвитие личности. В ряде своих работ он описывал модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».
М. Монтессори разработала развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать. Основная идея ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, используя свои внутренние потенциалы. Такая специально подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым .
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появляется в 1920-е годы: « педагогика среды» ( Станислав Теофилович Шацкий ), « общественная среда ребенка» ( Павел Петрович Блонский ), « окружающая среда» ( Антон Семенович Макаренко ). Лев Семенович Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью».
Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала окружающую обстановку как ведущий фактор и необходимое условие развития ребенка Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексику педагогов и дизайнеров после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания. \В 1990-е годы в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Новоселовой поднимается вопрос обогащения предметно-развивающей среды, принципов организации такой среды.
Таким образом, под развивающей предметно-пространственной средой ППРС следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .
Показатели развивающей направленности предметной среды — положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность , открытость, желание посещать детский сад; — включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность , способность выбирать занятия по интересам в центрах активности , что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов; — высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня; — отсутствие частых конфликтов между детьми; — спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим.
2. Функции развивающей среды Развивающая функция Стимулирующая функция Информационную функцию Функция сохранения психологического здоровья Воспитывающая функция Организационная функция .
3. Компоненты проектирования предметно-развивающей среды детского сада предметно-пространственная среда проектируется на основе: реализуемой образовательной программы; требований нормативных документов; материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно - пространственной среды.
три компонента ППРС: предметное содержание; — игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками; — учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей; — оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, кукольный игровой уголок, ковролины , горки и лесенки для развития движений и пр.). пространственная организация; изменение во времени.
4. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения Особенности организации предметно-пространственной среды . среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских , исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек , игровых, лабораторий); меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже чем один раз в несколько недель ; стимулировать детскую активность; игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым; дети и родители должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды . среда должна быть насыщенной ( конструкторы, материалы для формирования сенсорики , наборы для экспериментирования и пр .). среда должна быть насыщена необходимыми материалами и обеспечивать возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством , танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр .
5. Роль педагога при проектировании и создании предметно-развивающей среды Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
6. Как проектировать предметно-развивающую среду 1 шаг . Сформулируйте цели и задачи работы. 2 шаг . Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ ). 3 шаг . Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования. 4 шаг . Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умывальной и других ). 5 шаг . Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану- схеме. 6 шаг . Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы. 7 шаг . Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года.