Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования

Маничева Галина Алексеевна

В презентации представлен материал лекции по дошкольной педагогике на тему "Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция по дошкольной педагогике Тема: «Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования» Старший преподаватель АГГПУ им. В.М. Шукшина Маничева Галина Алексеевна

Слайд 2

На сегодняшний день концептуальной основой государственной политики в сфере дошкольного образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). УТВЕРЖДЕН. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. №1155

Слайд 3

Другие документы – основа разработки модели образовательного процесса: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1 014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; 5. Письмо Минобрнауки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10.

Слайд 4

В рамках реализации кадрового и методического обеспечения введения ФГОС ДО необходимо осуществить проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта, построить эффективную модель образовательной деятельности.

Слайд 5

Модель (фр. modele , от лат. мodulus —«мера, аналог, образец»): схема, исследование которой служит средством для получения информации о системе; упрощенное представление протекающих в системе процессов, явлений . ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. Модель образовательного процесса – это образно-знаковое представление учебной деятельности, формируемое в сознании проектировщика и, отображающее учебный процесс в виде графических образов, слов и чисел. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Модель – это образ реального объекта, наделенный идентичными существенными параметрами и свойствами, но отличающийся от реального объекта несущественными характеристиками.

Слайд 6

Цель модели образовательного процесса детского сада - организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды ППРС, характера взаимодействия воспитанников со взрослыми и другими детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Слайд 7

Разновидности моделей образовательных процессов: Модель развивающего обучения. Она базируется на концепции развивающего обучения и предполагает построение учебного процесса на основе принципов, утвержденных концепцией. Модель проблемного обучения. Она основана на использовании проблемных методов при построении образовательной деятельности . Игровая модель обучения. В ее основе лежит дидактическая игра, способствующая развитию учащегося и мотивирующая его к познанию. Кибернетическая модель обучения. Она основана на рассмотрении образовательной деятельности, как системного процесса, связанного с поиском, передачей, обработкой и сохранением информации. Педагогическая модель обучения. Основывается на авторитете педагога в образовании. Андрагогическая модель обучения. Основана на авторитете учащегося в образовании. Личностно-ориентированная модель обучения. Основывается на ценности личности, ее потребностей и интересов и построении учебного-процесса , с учетом ее потребностей, интересов, особенностей.

Слайд 8

Признаками модели образовательного процесса : Непрерывность т.е. модель должна отражать свойства непрерывного образовательного процесса. Случайность –означает наличие случайных параметров и признаков, а также возможностей применения. Динамичность – модель должна быть развивающейся. Информационная оснащенность – в модели должны быть отображены все сущностные характеристики реального объекта и все значимые данные.

Слайд 9

Элементы модели образовательной системы для дошкольного образования : цели и задачи дошкольного образования; содержание , методы, средства и организационные формы образовательного процесса; его участники; результат.

Слайд 10

Компоненты модели образовательного процесса: Взаимодействие педагога с детьми , направленное на удовлетворение потребностей и интересов каждого учащегося, уровень его развития, социальный статус и условия жизнедеятельности. Способы построения образовательного процесса , а именно формы реализации его содержания. Изменение предметно-пространственной сферы образовательной деятельности, отвечающее требованиям конкретных обстоятельств и ситуации. Разнообразные методы и приемы работы, позволяющие увеличить количество вариантов детской активности.

Слайд 11

Требования к модели образовательного процесса: согласованность создаваемой модели со средой; простота модели как схематичность и избирательность в отражении реального объекта; адекватность модели поставленной цели проекта.

Слайд 12

Принципы при разработке модели образовательного процесса: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства ( младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития ; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьёй ; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований , методов возрасту и особенностям развития).

Слайд 13

Этапы педагогического проектирования: 1. педагогическое моделирование – разработка общих целей, определение основных путей достижения результатов поставленной цели (реализация ООП МБДОУ, Программы развития учреждения); 2. педагогическое проектирование – дальнейшая разработка модели, доведение ее до уровня практического использования (разработка Рабочих программ специалистами и воспитателями); 3. педагогическое конструирование – детализация, которая приближает образовательный процесс в конкретных условиях к реальным участникам процесса (воспитателю и детям, родителям) (Ежедневное календарное планирование ).

Слайд 14

Моделирование реализуется следующими основными методами: Дедуктивное моделирование. Имеется определенная шаблонная модель реализации образовательной деятельности. На ее основе выстраивается конкретная модель. При этом, используются общие научные данные, теоретические исследования в области образования, практический опыт, отыскивается специфическая информация по поводу организации образовательной работы на конкретном уровне образования, проверяется и уточняется.

Слайд 15

Индуктивное моделирование. Оно предполагает построение модели на основе каких-то предположений, идей, которые не имеют научного обоснования, не проверены и не доказаны их продуктивность использования. Проводится экспериментальная работа, которая направлена на проверку данных предположений и идей. В ее ходе происходит подтверждение их эффективности, либо, отвержение данных идей и их замена новыми, которые снова проверяются. В ходе работы осуществляется уточнение значений конкретных параметров модели и учебной деятельности, разрабатываются алгоритмы построения модели, уточняются и корректируются. Комплексное моделирование. Оно основано на одновременном использовании дедуктивного и индуктивного метода. Основным требованием, предъявляемым к моделированию образовательного процесса, является правильность модели.

Слайд 16

Модули планирования образовательного процесса: Основная образовательная программа ООП ДО Рабочие программы РП Перспективное планирование Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в режимных моментах Сетка образовательной деятельности на неделю (циклограмма) Календарный план

Слайд 17

!!! Модель образовательного процесса должна быть удобной в применении и отвечать принципам рационального использования.