Диагностика ЗПР в дошкольном возрасте
В данной призентации отражены основные методики диагностики ЗПР в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика ЗПР в дошкольном возрасте | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических. Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых. Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается. - Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова. В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:
- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами. - Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок. - Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы. При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.
Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша: внимание, понимание порядка деятельности; интеллектуальные способности; речевое развитие; память; мировосприятие; образовательная мотивация. Популярные методики диагностики ЗПР
Тест Д. Векслера Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков: WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет; WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5. В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов , разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального. Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере. К вербальным относятся: арифметика; нахождение сходства; общая осведомленность; понимание; словарный запас; запоминание цифр. Шкала действий (невербальная) состоит из: недостающие детали; шифровки; последовательные картинки; конструирование блока; сборка объекта.
Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить. Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов. Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.
Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления. В работе используются простые материалы: таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры; карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке. При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник). Тест М. В. Когана
Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться. Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим. Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности. Методика В. С. Лиепинь
Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию. Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР. Методики развития и устранения заболевания
биологическая обратная связь (БОС); транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС); зрительная и слуховая стимуляция; специальные развивающие психолого-педагогические методики; ЛФК. С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:
Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии. Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.
- Мне нравится (1)