Диагностика ЗПР в дошкольном возрасте

Елена Валерьевна Иванова

В данной призентации отражены основные методики диагностики ЗПР в дошкольном возрасте.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Диагностика ЗПР в дошкольном возрасте» подготовила Иванова Елена Валерьевна

Слайд 2

Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических. Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых. Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Слайд 3

- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается. - Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова. В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

Слайд 4

- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами. - Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок. - Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы. При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Слайд 5

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша: внимание, понимание порядка деятельности; интеллектуальные способности; речевое развитие; память; мировосприятие; образовательная мотивация. Популярные методики диагностики ЗПР

Слайд 6

Тест Д. Векслера Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков: WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет; WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5. В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов , разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального. Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере. К вербальным относятся: арифметика; нахождение сходства; общая осведомленность; понимание; словарный запас; запоминание цифр. Шкала действий (невербальная) состоит из: недостающие детали; шифровки; последовательные картинки; конструирование блока; сборка объекта.

Слайд 7

Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить. Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов. Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.

Слайд 8

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления. В работе используются простые материалы: таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры; карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке. При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник). Тест М. В. Когана

Слайд 9

Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться. Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим. Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности. Методика В. С. Лиепинь

Слайд 10

Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию. Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР. Методики развития и устранения заболевания

Слайд 11

биологическая обратная связь (БОС); транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС); зрительная и слуховая стимуляция; специальные развивающие психолого-педагогические методики; ЛФК. С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:

Слайд 12

Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии. Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.