Статья на тему "Использование метода проектов при изучении разделов дисциплины «Технология»"

Хамитова Елена Андреевна

Использование метода проектов при изучении разделов дисциплины «Технология» оказывает большое влияние  на саморазвитие личности учащихся, развитие творческих способностей и потенциала, а также на расширение содержательной основы обучения. Предполагается, что включение учащихся в различные виды деятельности на разных этапах выполнения проекта способствует творческому саморазвитию личности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, творческое саморазвитие, личностно-ориентированное обучение, коммуникативная компетенция, творческие способности, мотивация, сотрудничество, познавательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lazareva_mkou_priobskaya_sosh_gp._priobe.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов при изучении разделов дисциплины «Технология»

Лазарева Е.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Приобская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация. Использование метода проектов при изучении разделов дисциплины «Технология» оказывает большое влияние  на саморазвитие личности учащихся, развитие творческих способностей и потенциала, а также на расширение содержательной основы обучения. Предполагается, что включение учащихся в различные виды деятельности на разных этапах выполнения проекта способствует творческому саморазвитию личности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, творческое саморазвитие, личностно-ориентированное обучение, коммуникативная компетенция, творческие способности, мотивация, сотрудничество, познавательная деятельность.

Using the project method when studying sections of the discipline «Technology»

Lazareva E.A.

Abstract. The use of project activities in the content of all interrelated sections of technology education has a great impact on the self-development of students ' personality, the development of creative abilities and potential, as well as on the expansion of the content basis of learning. It is assumed that the inclusion of students in various activities at different stages of the project contributes to the creative self-development of the individual.

Key words: project activity, project method, creative self-development, personal-oriented training, communicative competence, creative abilities, motivation, cooperation, cognitive activity.        

В современном образовательном процессе приветствуются наличие творческих способностей обучающихся. В особенности благотворной средой для этого является изучение образовательной предметной области «Технология».  

Суть использования проектного метода обучения в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения учащихся знаниям, умениям и навыкам без мотивации, определенной цели выполняемой работы. Проектная деятельность также позволяет учителю обеспечить целостность педагогического процесса, качественно проверить содержание и правильность изучения тем и разделов программы, отобрать и систематизировать изучаемый материал с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.  

Для подтверждения данной гипотезы было решено провести формирующий эксперимент, который позволит качественно повысить уровень творческих способностей учащихся на примере 8-х классов. Также он может поспособствовать развитию интереса обучающихся к исследовательской деятельности, формированию представления о проектной работе, содействовать их общему развитию, расширить кругозор каждого в отдельности, повышению уровня информативности, развитию творческих способностей. Педагогический эксперимент проводился в течение одного учебного года в естественных условиях занятий.

Основной целью эксперимента являлась проверка основных положений гипотезы исследования:

  • эксперимент должен определить зависимость успеваемости от творческих способностей;
  • проектный метод должен полностью отражать реальную модель творческой деятельности;
  • творческий проект должен показать, как творчество приводит к конкретному решению проблемы, а впоследствии, к успешности человека.

Для проверки вышеперечисленного была подобрана стратегия выявления и измерения уровня творческих способностей учащихся на разных ступенях обучения основным методам проектной деятельности, психодиагностический инструмент, содержащий возможности оценки как когнитивных, так и личностно-индивидных характеристик, а именно – тесты Ф. Вильямса и П. Торренса. Проведение тестов на начальном этапе формирующего эксперимента позволили выявить уровни развития творческих способностей. У учащихся обеих групп, где в каждой собрано равное количество человек, примерно равные показатели развития творческих способностей. Кроме того, было отмечено, что большая часть значений находится в области «ниже среднего».

Таким образом, результаты замера, проведенного в начале первой ступени, доказали необходимость использования метода проектной деятельности, направленных на развитие творческих способностей учащихся.      

По исследованию рабочей программы по технологии для 8 класса (девочки) был сделан вывод, что в рамках любого раздела можно произвести мини - проекты и проекты, изучив при этом все темы дисциплины, что является огромным преимуществом для проведения эксперимента. Например, в разделе программы «Технологии домашнего хозяйства» целесообразнее дать возможность обучающимся самостоятельно найти специальную литературу, источники и разработать комнату своей мечты. В процессе работы  они изучат цветовые гаммы, их восприятие человеком, виды и основные правила планировок, подбор необходимых материалов и т.д. Причем каждая часть работы будет представляться для школьника открытием, изучением нового и ему захочется поделиться таким знанием, тем самым мотивируя и себя, и других.

В течение всего учебного года 1 группа осваивала программу в обычном режиме, и в то же время во 2 группе (экспериментальной) велась работа с использованием метода проектной деятельности.

Основные усилия были направлены на проработку организационно-подготовительного этапа, где созданы благоприятные условия для проявления творческих способностей. В ходе совместной работы учителя и ученика расширилась зона развития последнего, в результате чего каждый учащийся приобрел навыки выявления и формулирования проблемы, постановки задач, поиска путей решения проблем, а так же познакомились с методами проведения исследований, генерации идей и правилами планирования деятельности. На каждом этапе работы использовались специальные упражнения на отработку отдельных навыков проектирования и повышение уровня творчества.

По результатам второго замера, который был проведен в середине учебного года, уровень творческих способностей в обеих группах несколько повысился и даже выровнялся. Учащиеся 2 группы (экспериментальной) стали проявлять больший  интерес к учебе, стали более самостоятельными в решении повседневных проблем, проявляют активное участие  в районных и окружных конкурсах детского творчества. Было также отмечено значительное повышение уровня успеваемости, родители заметили позитивные изменения поведения детей.

Финальные замеры по завершению третьей ступени проектного обучения, которые проводились в конце учебного года, отразили резкий скачок в уровне  творческих способностей у учащихся 2 группы (экспериментальной), тогда как уровень творчества 1 группы (контрольной) повысился незначительно. Учащиеся 2 группы (экспериментальной) проявили желание продолжить обучение с применением метода проектного обучения по собственной инициативе.

Исходя из этого можно сделать вывод, что эксперимент по внедрению метода проектной деятельности на уроках технологии полностью подтвердил эффективность методики как инструмента, направленного на ускоренное развитие творческих способностей обучающихся. В дальнейшем они смогут применить необходимые полученные навыки для осуществления творческого подхода во многих областях жизни, составлять стратегии, ведущие к развитию личности и обретению успеха.

Литература:

  1. В. П. Бедерханова. Аукцион педагогических проблем, или средство творческого саморазвития детей // Директор школы. – 2001;
  2. М. Н. Николаева. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся: на примере сельских школ Республики Саха (Якутия)//Материалы международной научно-практической конференции «Республика Саха и Международное образовательное пространство: перспективы развития». – Якутск, 2001;
  3. Н. А. Пономарева. Технология 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках. – Волгоград: «Учитель», 2010;
  4. И. А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя, М.: «Вентана-Графф», 2010;
  5. М. А. Ступницкая. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей, Санкт-Петербург: «Академия Развития», 2008.