Консультация для родителей на тему: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»

Загидуллина Нина Сергеевна

Как влияют пальцы на развитие речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №217»

(Дошкольное отделение «Ягодка»)

Консультация для родителей

на тему:

«Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»

Воспитатель 1квалификационной категории:

Загидуллина Н.С.

2019-2020

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребёнка, как его ускорить и сделать этот процесс обучения интересным и увлекательным для малыша. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир.

Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребёнка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить всё на самотёк.

Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займёмся пальчиковой гимнастикой и играми с ладошками.

В чём же заключается влияние пальцев на развитие речи?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, тёплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается всё с потешек, во время которых ребёнок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребёнка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребёнка двигаются уже самостоятельно. Ещё позже ребёнок становится «вершителем» игры, и слова, и движения – всё ему подвластно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Игры и упражнения, приведённые ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.

Гимнастика для пальцев рук делится на активную и пассивную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребёнка.

Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течение недели (пять комплексов – пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

Пальчиковая гимнастика (комплекс № 1)

1. Ладони на столе (на счёт // раз-два // пальцы врозь – вместе).

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счёт // раз / два – три).

3. Пальчики здороваются (на счёт / раз – два – три – четыре – пять // соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвёртом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Пальчик – мальчик»

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев, от указательного до мизинца.