Консультация для родителей на тему: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»
Как влияют пальцы на развитие речи ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №217»
(Дошкольное отделение «Ягодка»)
Консультация для родителей
на тему:
«Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»
Воспитатель 1квалификационной категории:
Загидуллина Н.С.
2019-2020
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребёнка, как его ускорить и сделать этот процесс обучения интересным и увлекательным для малыша. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир.
Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребёнка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить всё на самотёк.
Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займёмся пальчиковой гимнастикой и играми с ладошками.
В чём же заключается влияние пальцев на развитие речи?
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, тёплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается всё с потешек, во время которых ребёнок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребёнка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребёнка двигаются уже самостоятельно. Ещё позже ребёнок становится «вершителем» игры, и слова, и движения – всё ему подвластно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Игры и упражнения, приведённые ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.
Гимнастика для пальцев рук делится на активную и пассивную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребёнка.
Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течение недели (пять комплексов – пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.
Пальчиковая гимнастика (комплекс № 1)
1. Ладони на столе (на счёт // раз-два // пальцы врозь – вместе).
2. Ладошка – кулачок – ребро (на счёт // раз / два – три).
3. Пальчики здороваются (на счёт / раз – два – три – четыре – пять // соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвёртом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка «Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев, от указательного до мизинца.