Методическая разработка урока по математике в 1 классе на тему: «Прибавить и вычесть число 1»

Дрюпина Оксана Николаевна

Математика. 1 класс. Урок с использованием ИКТ, ЭОР.Изучение и первичное осознание нового учебного материала.     В ходе практической работы  развивать умение прибавлять и вычитать число 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1kl.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по математике в 1 классе на тему:

«Прибавить и вычесть число 1»

(в соответствии с ФГОС)

Автор: Дрюпина Оксана Николаевна, учитель начальных классов

Методическая информация

Предметная область (название учебника, автора учебника)

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.     Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова и др. – М.: Просвещение, 2015.

Тип урока

Изучение и первичное осознание нового учебного материала.    

Номинация конкурса

Урок с использованием ИКТ, ЭОР

Место урока в учебном процессе

Раздел "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»", урок №38.

Цель урока

 В ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1.

Учебные задачи урока

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Личностные:

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Регулятивные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, в сотрудничестве с учителем ставить и формулировать цель и учебные задачи урока, самостоятельно определять тему урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- принимать и сохранять предметную задачу, следовать инструкции учителя;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные:

- учатся добывать новые знания:, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- выбирать наиболее эффективный способ решения;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Коммуникативные: 

- выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения;

- работать коллективно и паре;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре

 

Формы организации познавательной деятельности

  • коллективная
  • парная  .
  • индивидуальная

Методы и приёмы

Диалогические, эвристические, наглядные, практические, анализ, сравнение, обобщение. словесный,игровой.

Необходимое оборудование  и материалы

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • мультимедийная презентация к уроку,
  • Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.     Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.
  • Тетради с печатной основой по математике 1 часть;
  • Карточки для индивидуальной работы учеников;
  • Рисунки и картинки:Цыпленок,Наседки,цыплятки, ,
  • Пазлы с картинкой для работы в паре;
  • Карточки с числовыми выражениями
  • картинки для учащихся

* «Червячок» для определения собственного отношения к уроку,

*  раскраска  «Цыплята  на лугу» для самооценки своей работы  на уроке .

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ п/п. Этапы урока

Время

Содержание урока

Использование презентации, гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1. Организация направленного внимания на начало учебного занятия.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем вместе мы считать,

Складывать и вычитать!

- Сегодня к нам на урок математики пришли гости. Давайте хором поздороваемся с ними и  больше не  будем на них отвлекаться.

Учитель.

- Уверена, что вы сегодня на уроке узнаете много нового, интересного и полезного. Я желаю вам удачи и новых открытий! Садитесь на свои места.

- Но  ребята, это  еще не все гости. К нам на  урок напросился еще кто-то, а кто это , вы  узнаете, если правильно  соберете   картинку.( на  партах пазлы с картинкой  цыпленка.)

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый,

Я у курицы ребенок

А зовут меня ….(цыпленок)

Слайд 1

.

2. Первичная актуализация знаний.

Цель:  закрепить счёт в пределах 10.

Устный счёт

На наборном полотне выставлены карточки с числами от1 до 10.Учитель переворачивает одну из карточек и предлагает назвать «соседей»этого числа, карточки переворачиваются и дети убеждаются, что отгадали правильно.

-Какое это число? (7)

 Кто назовет соседей числа 7?

-Какое число идет впереди числа 6? (5),

-Какое число стоит между 3 и 5?

- А перед числом 3?

- Какое число следует за числом 9?

У нас  получился числовой ряд.

-.Какие числа потерял Вова?

 Геометрический материал

- Что это за фигуры?(квадрат)

_Сосчитайте сколько здесь квадратов?(5)

. Веселые задачки.

 -Ребята  а теперь давайте порешаем задачки.

Слайд 2 

Слайд 3

Слайд 4

3 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Организовать подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия,

Постановка проблемы. Открытие нового знания: 

- Какой секрет вы заметили в заданиях? (Вычитали и прибавляли по 1)

Значит на уроке мы будем учиться прибавлять  и отнимать 1

На доске примеры  на сложение, на вычитание

-по какому признаку можно эти примеры разделить на группы?( Одни на сложение ,другие на вычитание)

-Кто знает, как называется знак. обозначающий сложение(плюс)

Кто может назвать знак, обозначающий  вычитание? (минус)

Давайте прочтем пример на сложение по-новому и  решим его.

(Карточки с примерами  5+1 получиться 6)

.

Игра «Наседки»-  во время игры обучающиеся выходят к доске  и записывают примеры в два столбика.

Делаем вывод - Какое число мы получаем, если прибавляем к числу один? (Мы получаем следующее за ним число)

- значит, что нужно сделать, чтобы прибавить один? (назвать следующее за ним число)

Делаем вывод

– Какое число мы получаем, если вычитаем из числа один? (Мы получаем предыдущее число, которое встречается сразу перед ним.)

- значит, что нужно сделать, чтобы вычесть один? (назвать предыдущее число)

ребята  у нас  с вами из наших примеров построилась вот какие таблички -одна на сложение, другая на вычитание.

см.приложение1

Слайд 5  

Слайд 6

.

.

4.  Первичное усвоение новых знаний

Работа в тетради с печатной основой. Цель:включение нового знания

.

Откроем тетради стр29 и выполним задания на этой странице.

        

- Что изображено на картинке? (Птички.)

-Сколько? Что произошло? (прилетела 1)

-Какое равенство можно составить?

Аналогично  со вторым рисунком.

-Что  мы  делали? ( сначало прибавили 1, затем вычли единицу)

.-Следующее задание на повторение состава числа.

 

Слайд 7

Слайд 8

.

Цель: активно изменить деятельность детей   и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить   на продолжение занятий.

        Физминутка

Презентация «Цыплятки»

5.Закрепление изученного. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг.

Игра  «Джунгли»  

Джунгли – это дикий, густой лес, где звери живут стаями и стадами.

-Решите задач, проверьте.

Слайд 9-15

Слайд 16

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону :

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельная  работа карточки,  решаем  и меняемся с соседом.

-Поменялись с  соседом карточкой,проверили. Если все примеры правильно  раскрасте цыпленка,если   есть неправильный,оставте цыпленка не раскрашенным.

Слайд 17

7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

.

-Ребята,кто  был у нас в гостях? (Цыпленок)

-А в гостях принято угощать гостей. А какое лакомство   будет для цыпленочка.( червячок)

-Ребята,если вам понравился урок- угостите Цыпу червячком.

Садитесь на места, а теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах раскраски, если вы довольны своей работай на  уроке, все  у вас получилось, он понял как  прибавлять  и  отнимать 1,то  найдите  и раскрасьте   цыпленка с червячком, а кто  считает что ему  нужно  еще раз  повторить,  ничего не понял – раскрасьте  любого другого цыпленка.

        Прозвени-ка, дружок,

        Голосистый звонок.

        Перемену ждут ребята.

        Поиграть, попрыгать надо.        

Слайд 18

Слайд 19