Романтизм в раннем творчестве Горького.

Забазнова Татьяна В.

Курсовая рпабота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Романтизм как особый стиль в европейском искусстве сформировался в конце XVIII – начале XIX вв. Романтизм представлял собой не только направление искусства, но был гораздо более широким явлением – мировоззрением определенного типа, не менее значительным, чем просветительский рационализм. Большинство современных исследователей романтизма склоняются к тому, что романтизм – не просто направление, или стиль, в искусстве, а действительно целая эпоха с собственным своеобразным мироощущением, пронизывавшим все сферы культуры своего времени: искусство, литературу, политику, науку, обыденное сознание, быт.

С социологической точки зрения романтизм представлял собой первую, еще не особенно отчетливую негативную реакцию на утверждавшийся в Европе так называемый "дикий" капитализм. "Романтизм, – пишет Манхейм, – трактуемый как идеологическая сила, в истоке своем явился реакцией на Просвещение. Социальную его базу составляли – особенно в период предромантизма – социальные слои, которые стояли в стороне от общих, направленных к развитию современного капитализма тенденций"[1].

Можно сказать, что романтизм попытался противопоставить, хотя и весьма неотчетливо, коммунитарные, или общинные, отношения равенства индивидов структурным их отношениям – отношениям господства и подчинения. В частности, сообщество (консолидированная социальная группа) противопоставлялось обществу, семья – договору, интуитивная уверенность – разуму, духовные переживания – материальным.

Обычно считается, что социалисты явились первым критиками капитализма. На самом деле эта критика первоначально исходила из кругов правой оппозиции, и только потом была перенята оппозицией левой. Способ мышления, возникший вместе с появлением пролетариата и его общественных целей, имел много общего с мышлением, связанным с правой оппозицией.

Основная черта романтизма как социального движения – стремление противопоставить бюргерскому миру рассудка, закона, утилитаризма, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, стремление к синтезу и обнаружение взаимосвязи всего со всем.

Существо романтизма состоит, говорит Б. Рассел, прежде всего в восстании против принятых эстетических и этических норм. В основе этого восстания лежит культ чувства, причем такого чувства, проявления которого должны быть непосредственными и бурными и совершенно свободными от мысли. Благоразумие, интеллект, изысканные манеры, сдержанность в выражении страсти – устоявшиеся ценности просветительского рационализма, воздвигавшиеся в качестве барьеров цивилизации против варварства, – сделались скучными и нелепыми предрассудками в бурном мире романтизма. Романтики не стремились к миру и тишине, презрение к препятствиям влекло их к энергичной и страстной индивидуальной жизни. В глубинной основе лежало неприятие прозаической реальности с ее реакционными политическими режимами и экономическими организациями, препятствующими индивидуальной свободе. Даже в морали утилитаризму буржуазного общества романтизм противопоставлял принцип эстетизма.

Движение романтизма выражало различные политические тенденции. Первоначально в нем доминировали прореволюционные симпатии, попытка противостоять миру капитализма и связанного с ним либерализма. Но романтическое сознание довольно быстро переняло и усвоило элементы, привнесенные в социальную жизнь капиталистическим рационализмом. В силу этого романтизм никогда не являлся чем-то диаметрально противоположным, враждебным рационализму. Романтизм был подобен, скорее, колеблющемуся маятнику.

Подмена рационализма иррационализмом – как в области чувств, так и в интеллектуальной деятельности – имела место уже у выдающихся деятелей Просвещения. У Ж.-Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье крайний рационализм соседствовал с очевидными элементами крайнего иррационализма.

Идеология романтизма никогда не была выражена сколько-нибудь определенно. Тем не менее в ней можно выделить следующие основные моменты:

– уверенность в том, что реальная жизнь несовершенна и не отвечает высокому предназначению человека;

– убеждение, что особенно ярко несовершенство жизни проявляется в несовершенстве современного человека, который представляет собой только сырой материал для создания полноценной личности;

– требование перестроить все, начиная с самих основ, и добиться иной, совершенной природы и нового, совершенного человека;

– уверенность, что человек – это переходное существо, живущее не только в убогом настоящем, но и мечтой в прекрасном будущем, где все не только сильны и счастливы, по даже одинаково красивы;

– инстинктивная вера в то, что только будущий, совершенный человек достоин любви, в то время как ныне живущие, пусть и близкие, но слабые люди, недостойны ее.

Романтизм начал складываться примерно в то же время, когда начала достаточно отчетливо звучать критика капитализма с точки зрения социализма – более высокой, как некоторым казалось, ступени развития человеческого общества (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.). Романтики и первые теоретики социализма никак не были связаны друг с другом, однако они развивали сходные общие идеи, касающиеся совершенного мира и совершенного человека, хотя и развивали их совершенно разными средствами. В частности, романтизм никогда не был нацелен на сколько-нибудь радикальные социальные преобразования и ограничивался общим туманным идеалом "нового человека в новой природе" (Новалис).

Близость устремлений романтизма и теоретического социализма хорошо показывает, что самые, казалось бы, далеко отстоящие друг от друга области не только искусства, но и культуры в целом оказываются, в конце концов, связанными друг с другом. В идеалах романтизма и социализма выразился один и тот же дух времени.

Самым общим образом романтизм можно определить как стиль творчества и мышления, широко распространившийся в первой половине XIX в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени.

Возникнув в 90-е гг. XVIII в. сначала в Германии, романтизм затем быстро распространился по всей Европе. Его идейной почвой являлся кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, "штюрмерство"), идеи французской революции, и наконец, немецкая классическая философия.

Романтизм представлял собой эстетическую революцию, которая на место науки и разума, являвшихся высшими ценностями эпохи Просвещения, поставила художественное творчество индивида и сделала его образцом для всех видов культурной деятельности.

Суть реализма как особого стиля в искусстве, сложившегося сразу же вслед за романтизмом, – изображение мира таким, каким он является, или, как говорили сами представители реализма, правдивое его изображение, избегающее как приукрашивания, так и очернения реального положения вещей. Реализм намеревался представлять жизнь в образах, соответствующих явлениям самой жизни. Реализм прибегает к типизации, но не судит существующий мир и живущего в нем человека с точки зрения каких-то высоких идеалов. Реалист видит несовершенство жизни и описываемых им людей, но избегает противопоставления им некой иной, более возвышенной жизни, в которой действовали бы совершенные герои.

Вместе с тем чувство прекрасного, утверждавшееся в романтизме, существенно отличалось от чувства прекрасного у их предшественников. Романтики любили все странное и необычное. Отсюда их интерес к готической архитектуре, к экзотическим восточным культурам (Э. Делакруа),  древним разрушенным замкам, оккультным наукам, привидениям, пиратам, разрушительным и неистовым силам природы – бурям, водопадам, извержениям вулканов, штормам, непроходимым лесам и т.п.

Отказ от просвещенческой аксиомы разумности привел к новому пониманию человеческой натуры. Художники- романтики заинтересовались необычными состояниями психики человека (Жерико), подсознанием (Гойя).

Важной чертой романтизма, существенной для понимания романтической трактовки природы, является так называемая "концепция двоемирия". В ее основе – акт неприятия реального мира, боязнь его прозаичности, бегство в мир мечты.

Как писал К. Бальмонт, любовь к далекому, к тому, что связано с мечтой, – вот, быть может, первый признак романтизма. Романтик, воплощая в себе жажду жизни, жажду разносторонности, являясь четкой вольной личностью, всегда стремится от предела к Запредельному и Беспредельному. От данной черты ко многим линиям Нового. Романтики являются тем бродилом, которое, разрушая старое, создает новое. Их родина никогда им недостаточна. Их родина – не их родина, а бег души к вечной родине мыслящих и красиво творящих. Это выражается в романтиках и внешне. Любя Землю как планету не в частичном минутном ее лике, а в звездно-небесном ее предназначении, они жадно устремляются к новым, еще не познанным ее частям, к иным странам, к чужим краям[1]. Причем для романтика важно не столько достижение, обладание, сколько само по себе стремление.

Романтики устремляются от прозаических, серых будней своих стран в экзотический, яркий мир чужих, дальних стран, прежде всего стран Востока. Братья Шлегели первыми начинают изучать индийскую культуру, санскрит и персидский язык. Гете бросает пасмурную Германию и уезжает жить в золотисто-лазурную Италию.

Байрон и Шелли навсегда покидают Англию, их родиной становятся лабиринты Швейцарии, лазурная Италия, героическая Эллада. Для Ксавье де Местра страной романтической мечты становится, как ни странно, Россия и Кавказ.

Можно сказать, что романтик – это всегда путник, "пилигрим вечности" (Байрон), убегающий от обыденности, в странствиях завоевывающий мир мечты. О "бегстве от прозаического мира" говорили К. Д. Фридрих и Э. Делакруа.

Интересна характеристика, даваемая эстетическим предпочтениям романтиков X. Ортегой-и-Гассетом. Романтики, говорит он, были поголовно помешаны на сценах насилия, где низшее, природное и дочеловеческое попирало человеческую белизну женского тела, и вечно рисовали Леду с распаленным лебедем, Пасифаю – с быком, настигнутую козлом Антиопу. Но еще более утонченным садизмом их привлекали руины, где окультуренные, граненые камни меркли в объятиях дикой зелени. Завидя строение, истый романтик прежде всего искал глазами желтый мох на кровле. Блеклые пятна возвещали, что все только прах, из которого поднимутся дебри[2].

Ортега обвиняет романтиков в равнодушии к цивилизации, в культивировании дикой природы, чащи, в которой могут одичать целые народы. Романтики не замечали, что цивилизация не существует сама по себе, она искусственна и требует заботы и поддержки. Романтический культ природы традиционно оценивается как нечто положительное. Однако Ортега, исходя из собственной концепции цивилизации, оценивает его весьма негативно, хотя и признает, что проблема взаимодействия разумного и стихийного, культуры и природы является великой и вечной, и заслуга романтиков в том, что они привлекли к ней внимание.

Можно сказать, что романтизм открыл настоящую, не придуманную природу, хотя и отобрал из нее довольно узкий и специфический круг необычных, экзотических явлений. Он открыл свет, тепло и движение в природе, представил ее живой и изменчивой, возбуждающей глубокое чувство и разнообразной.

Романтизм был внутренне противоречивым явлением. С одной стороны, романтики отказались от правил и законов и провозгласили свободу главным и единственным законом. И вместе с тем они утвердили в качестве не знающего исключений правила интерес к странному, необычному, экзотическому, чрезмерному. Они культивировали национальную идею и одновременно, как бы боясь "прозаического" мира, взятого без прикрас, практиковали "бегство от мира" и избегали изображения жизни своего народа и природы своей страны. Если даже они обращались к этим темам, то и здесь останавливались на чем-то экзотичном и эксклюзивном. Романтики требовали полного раскрепощения чувства, но ограничивали последнее только крайними, бурными его порывами, совершенно не интересуясь многообразной гаммой его проявлений. Настаивая на введении в искусство времени и движения, они ограничивались изображением лишь отдельных времен года и частей суток и трактовали движение по преимуществу как неудержимый поток, несущий в себе разрушительную силу. Романтики восставали против искусственного разграничения натуры на "благородную" и "неблагородную", но изображали только первую, безудержно приукрашивая при этом жизнь обычного человека.

Романтизм представляет собой не столько философскую или эстетическую теорию, сколько определенное, не допускающее отчетливой вербализации мироощущение.

Неороманти́зм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из течений модернизма.

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков — это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви-Голова» Л. Буссенара).

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В XX веке продолжают создаваться неоромантические произведения («Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини и «Наследник из Калькутты» Р. Штильмарка).

На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера (например, Данко и Ларра из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль», капитан Немо из романов Жюля Верна, Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона).

Среди ярких представителей неоромантизма — такие писатели, как Джозеф Конрад, Этель Лилиан Войнич, Джек Лондон, Генри Райдер Хаггард, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен, Сельма Лагерлеф, Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эйно Лейно, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон, Герман Гессе, Саломея Нерис; в России — ранний Максим Горький, Александр Куприн, Николай Гумилёв, Александр Грин, Владимир Набоков.