Формирование цифровой компетентности педагога - условие успешности цифровой трансформации в преподавании информатики
Статья о формировании цифровой компетентности педагога. Выделены четыре вида цифровой компетентности (информационная, коммуникативная, техническая и потребительская).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование цифровой компетентности педагога – условие успешности цифровой трансформации в преподавании информатики.
В настоящее время в нашей стране реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.
Цифровая компетентность - готовность и способности личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации.
- российской науке Г.У. Солдатовой предложена концепция цифровой компетентности. Структура цифровой компетентности включает четыре компонента: знания; умения и навыки; мотивация; ответственность (включающая, в том числе, безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться в различных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуникация, техно сфера, потребление) в разной степени.
Соответственно, были выделены четыре вида цифровой компетентности:
1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;
3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;
4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.
Учет мотивационно волевых и ценностных аспектов цифровой компетентности открывает путь к пониманию природы, структуры и возможностей развития понятия цифрового гражданства, задавая основу для развития саморегуляции личности в эпоху интернета.
Формирование цифровой компетентности актуально для современного общества и тесно связано с изучением школьного предмета «Информатика». Эффективность формирования цифровой компетентности обучающихся во многом зависит от того, как организуется и осуществляется образовательный процесс по предмету «Информатика».
Учебный предмет «Информатика» в школе освещает проблемы информационного общества и информационной безопасности. Обучающиеся знакомятся со стандартами в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), критериями развитости цифрового общества, основами формирования информационной и коммуникативной культуры, вопросами соблюдения юридических и этических норм и правил, защиты информации и ее правовой охраной информации.
На уроках информатики особое внимание уделяю изучению вопросов, связанных с навигацией в сети Интернет, работой с информационными ресурсами сети, применением интернет-сервисов. Темы «Информационное общество и информационная безопасность», «Информационная культура», «Основы социальной информатики» актуальны для современного школьника, который активно применяет Интернет-ресурсы в образовании и решении разнообразных вопросов жизнедеятельности. Для более глубокого изучения этих тем учащиеся работают над созданием проектов. Так проект «Молодёжь и Интернет» стал лауреатом всероссийского конкурса «Безопасность в интернете». На всеобуче по вопросу безопасности в сети Интернет старшеклассники рассказали родителям о видах мошенничества в Сети.
На уровне среднего (полного) общего образования основой изучения темы «Информационное общество и информационная безопасность» является раздел «Социальная информатика», который раскрывает информацию о развитии информационного общества, информационных ресурсах, продуктах и услугах, актуальных для современного выпускника.
При изучении данной темы ориентируюсь на становление личностных характеристик выпускника; мотивированного на творчество и инновационную деятельность; готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающего себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества.
Выпускники изучают информационные ресурсы, продукты и услуги, которые являются актуальными, стратегическими, аналогичными материальным, трудовым, финансовых, энергетическим, сырьевым. Значимость изучаемой темы обусловлена тем, что изучаемые государственные информационные ресурсы используются для решения задач государ-ственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. Выпускникам предоставляется возможность изучить вопросы, связанные информатизацией образования, введения электронного обучения, применения открытых образовательных ресурсов. Для подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР учащиеся пользуются образовательными порталами «Решу ЕГЭ», «Яндекс – Репетитор», «Яндекс-класс», «Учи. Ру», сайт Полякова и др. Особенно актуально умение работать на данных порталах оказалась полезно во время дистанционного обучения.
На уроках информатики знакомлю старшеклассников с единой системой идентификации и аутентификации на едином портале государственных слуг, что является одним из результатов реализации программы «Электронная Россия». Умение пользоваться этим ресурсом просто необходимо для самостоятельной взрослой жизни. Своими знаниями ребята делятся со своими родителями, помогают им создавать личные кабинеты на сайте Госуслуги.
Тема «Информационное право и информационная безопасность», изучаемая выпускниками», позволяет им рассмотреть вопросы правового регулирования в области информационных ресурсов, которые признаны в качестве одного из важнейших ресурсов страны и являются сегодня объектом особого внимания, контроля и управления со стороны государства, вопросы информационной безопасности и защиты информации. Выпускников основной школы знакомлю с такими информационными объектами, которые заслуживают особого внимания, показываю работу официального информационного портала ЕГЭ (www.ege.ru), там публикуется информация для участников ЕГЭ. Изучение возможностей, предоставляемых образовательными порталами предполагает их апробацию в процессе применения школьниками, как государственных, так и муниципальных услуг. Соблюдая при этом информационную культуру и правовые нормы поведения в информационном обществе.
Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики.
Использованные ресурсы.
- Цифровая грамотность российских педагогов. НАФИ, 2019
- Формирование цифровых компетенций обучающихся. Киров, 2019
- Сайт Educators Technology