Вопросы высшего образования: основные принципы отбора содержания для классической лекции в ВУЗе, примеры нестандартных лекций в практике современных ВУЗов
Вопрос 1. Каковы основные пВопрос 2. Приведите примеры нестандартных лекций в практике современных ВУЗов.
Вопрос 1. Каковы основные принципы отбора содержания для классической лекции в ВУЗе?
Вопрос 2. Приведите примеры нестандартных лекций в практике современных ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakovy_osnovnye_printsipy_otbora_soderzhaniya_dlya_klassicheskoy_lektsii_v_vuze.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос 1. Каковы основные принципы отбора содержания для классической лекции в ВУЗе?
Основным принципом отбора материала для лекции является целеполагание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции.
Второй важный принцип отбора необходимого содержания для изложения в лекции − это учет уровня подготовки студентов. Если студенты впервые изучают ранее не изученный предмет, то нужно предусмотреть фактические данные (жизненные примеры, знакомые студентам), которые помогут доходчиво объяснить какую-либо деятельность. Кроме того, обязательно нужно заранее продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить.
В качестве третьего принципа, которым руководствуется лектор при отборе материала для лекции − ориентацию на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой. Более общее и принципиальное нужно отобрать для лекции, а все частное и конкретное, являющееся составными элементами этого общего, может быть отнесено на самостоятельную работу и на практические занятия.
Четвертый принцип отбора материала для лекции состоит в учете того, какой литературой будут пользоваться студенты при самостоятельной работе.
Очень важен момент понимания материала студентами и приведения примеров.
Рекомендуется прописывать план занятий, постановку вопросов по содержанию лекций (это активизирует внимание, мыслительные операции), можно применять как открытые вопросы (на рассуждение), так и закрытые (да, нет). Важно учитывать временной регламент – сколько времени уходит на лекцию. Существуют кризисы внимания – каждые 20 мин., переключение внимания.
Вопрос 2. Приведите примеры нестандартных лекций в практике современных ВУЗов.
- Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.
- Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.
- Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).
- Лекция «пресс-конференция». Преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.
- Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.