Курсовая работа
«Занятия туризмом как средство социализации подростков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.docx | 75.72 КБ |
zanyatiya_turizmom_kak_sredstvo_sotsializatsii_podrostkov.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)
Троицкий филиал
Центр дополнительного профессионального образования
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Занятия туризмом как средство социализации подростков»
Выполнил слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе программы «Педагогика и психология общего, профессионального и дополнительного образования» Балановская Лариса Викторовна ____________________________________ (подпись) «___» ______________ 2017 г. | |
Руководитель аттестационной работы ____________________________________ (подпись) «___»________________2017 г |
Троицк, 2017
Содержание
Введение
1. Проблема социализации подростков в психолого-педагогической литературе
2. Уточнение понятия «социализация» применительно к теме исследования
3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема социализации молодежи в современных условиях – одна из основных. Особенно остро она ощущается при решении проблем подросткового возраста, когда молодые люди стремятся как можно быстрее выйти из подчинения старшего поколения, при этом, не имея достаточного опыта «взрослой жизни». В настоящее время в российском обществе она осложнена экономической, политической обстановкой и кризисом воспитательной системы.
Так, в течение нескольких поколений происходила принудительная социализация детей и молодежи. Система воспитания была продумана и четко организована. Воздействие на формирование личности подростка происходило со стороны семьи, учебно-воспитательного учреждения и пионерско-комсомольской организации, начиналось с детского сада и продолжалось до последнего дня. Это обусловливало преемственность поколений и единство воспитательного процесса на всех уровнях жизнедеятельности подростка. В настоящее время старая воспитательная система разрушена, а новые подходы воспитания только начинают выстраиваться в систему.
Воспитательный потенциал школы как одного из институтов социализации находится в кризисном состоянии. Появление новых типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, элитных школ) усиливает социальное расслоение, вносит социальную напряженность в среду молодежи. Происходит формирование личности подростка, имеющего достаточно противоречивые личностные и социальные свойства.
Общество изменяется настолько быстро, и многое из того, что родители способны передать своим детям, становится устаревшим к тому времени, когда дети станут взрослыми. В результате молодые люди все чаще обращаются за советами и консультациями к своим сверстникам. Авторитет родителей, педагогов подменяется авторитетом сверстника, удачно устроившегося в жизни, даже если это потребовало войти в противоречие с законом.
Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач государственной системы является поиск педагогически эффективных методов деятельности, соответствующих физическому и психическому развитию подростков, удовлетворяющих актуальные потребности, способствующих формированию и развитию социального опыта и качеств личности, которые помогли бы подростку выстроить адекватные отношения с окружающей средой.
Опыт педагогики, как отечественной, так и зарубежной, показывает, что одним из педагогически эффективных видов деятельности является путешествие. Его значение для социализации и развития личности в различных ее аспектах подчеркивали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Дж.Локк, М.Монтень, Ж-Ж.Руссо, отечественные педагоги К.Д.Ушинский, А.Я.Герд, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, современные исследователи Л.В.Алиева, И.Л. Беккер, B.П.Голов, Н.В. Бушманова, И.А. Дрогов, А.А. Остапец-Свешников, Ю.С. Константинов. В теории и практике современного воспитания данный вид деятельности описывается и раскрывается в рамках понятия туристско-краеведческая деятельность.
Это понятие достаточно глубоко и подробно разработано в педагогике: проведено значительное количество исследований, посвященных развитию и формированию личности детей разного возраста средствами туристско-краеведческой деятельности.
Однако серьезным вопросом, требующим детального изучения, является выявление и разработка новых, нетрадиционных форм социализации подростков посредством туризма, которые соответствовали бы современному уровню развития цивилизации.
На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между потребностью школьной практики в новых, нетрадиционных средствах социализации подростков и неразработанностью данной проблемы в педагогике.
Разработанность проблемы исследования:
- социализацией и развитием личности в различных ее аспектах занимались Дж.Локк, М.Монтень, Ж-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.Я.Герд, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский;
- сущности и особенностям социальной адаптации исследовали А.И. Ковалева, Л.B. Корель, П.С. Кузнецов, A.B. Петровский, М.В. Ромм, JI. Росс и Р. Нисбетт, Р. Парк и др.;
- особенности социализации детей и подростков изучали Б.В. Белявский, Ю.А. Блинков и Е.А. Губарев, Н.Ф. Дементьева и A.B. Кораблев, A.B. Лапотников и Ю.А. Петров, Е.Д. Худенко, В. Юртайкин и П. Жиянова, ее факторы изучали A.B. Иванов, Н.К. Смиронов и др., Е.В. Кулагина, T.A. Потылицын;
- исследованиям развития и формирования личности детей разного возраста средствами туристско-краеведческой деятельности посвящены работы Л.В.Алиева, И.Л. Беккер, В.П.Голова, П.В.Иванова, Ю.С.Константинова, А.А.Остапца.
Объект исследования – процесс социализации подростков.
Туризм и краеведение занимают прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, являются важным средством воспитывающего воздействия на детей и подростков (самое универсальное и эффективное средство воспитания) и конечно важным средством профилактической работы с подростками. В туризме интегрируются основные аспекты воспитания - нравственный, трудовой, эстетический, физический, патриотический, интернациональный, интеллектуальный. Посредством занятий туризмом у детей формируются такие качества, как наблюдательность, любознательность, умение оперировать знаниями, пытливость, мужество, смелость, выносливость.
Детский туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Детский туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени.
Учащиеся, занимающиеся туризмом, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. Через туристские объединения, клубы, общества, кружки, секции школьники овладевают многими видами деятельности. В детском туризме познавательная, трудовая, общественно-политическая деятельность учащихся формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на ее связи с окружающей средой.
Особенность детского туризма - это развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. Это обуславливает непрерывность воспитательного воздействия учителей на туристский коллектив, каждого ученика.
Результаты воспитательной работы с учащимися в туризме проявляются в коллективной общественно полезной деятельности и отражают отношение школьников к учебе, труду, выполняемой общественно полезной работе, влияют на укрепление демократических принципов совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, на развитие отношений общественной зависимости, на формирование общественного мнения, выработку необходимых форм общения. Туризм развивает у школьников высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие и т. д. Кроме того, самостоятельная подготовка маршрута, снаряжения и обработка походных материалов формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты своей работы.
Осуществление этих принципов в детском туризме формирует у учащихся социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и необходимость ее решения определили выбор темы исследования: «Занятия туризмом как средство социализации подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия успешной социализации подростков посредством занятий туризмом.
Цель исследования – разработать программу психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом.
Гипотеза исследования: процесс социализации подростков будет более эффективным, если разработана программа социализации подростков средствами занятий туризмом.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы исследовать состояние проблемы социализации подростков.
2. Раскрыть сущность понятия «социализация», применительно к теме исследования.
3. Разработать программу психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом.
1. Проблема социализации подростков в психолого-педагогической литературе
Истоками современной теории социализации послужили работы французского ученого-социолога Г. Тарда. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель – ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозглашено им типовым социальным отношением [27].
К середине ХХ в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают такие науки как философия, этнография, социология, психология, криминология и других науки.
Необходимо отметить, что почти до 60-х гг. ХХ в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объективным. У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский ученый Талкотт Парсонс.
Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, - может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформулировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривает человека как объект социализирующих воздействии общества [9].
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей, в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.
Т.Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следования общепринятым нормативным стандартом ценности становятся частью его мотивационной структуры, его потребностью. Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое внимание на многих исследователей социализации. До настоящего времени многие из теорий рассматривают человека лишь как объект социализации, а процесс социализации как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход представлен в типичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов: «Социализация – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми» [27].
Сторонники второго подхода исходя из того, что человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.
В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.Х. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий, в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (20 г. ХХ в.), выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни [27].
Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным понятием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конструирует (условно-формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатств и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует, а с другой – социальный индивид является источником движения и развития общества [27].
Идеи Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж. Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в русле субъект-субъективного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Метон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было введено в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психологической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макро группам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам [1].
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др [19]. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я – концепции», самореализации личности своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому направлению (И.С. Кон, Б.Д. Прагин, А.В. Мудрик и др.) [14; 15; 20].
Таким образом, анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объективным. Сторонники второго подхода исходя из того, что человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.
Таким образом, проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий» [26].
2. Уточнение понятия «социализация» применительно к теме исследования
В современной научной литературе нет однозначного определения понятия «социализация». Поэтому необходимо для различно-аспектного и всестороннего виденья процесса социализации рассмотреть определения, данные в философских, социологических, психологических словарях и определения ученых-исследователей, занимающихся данной проблематикой.
В философских энциклопедиях в широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» [31].
В других философских энциклопедиях социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [32].
В социологии социализация – есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [14].
Отечественный социолог А.Н. Тесленко дает другое определение понятию «социализация» – это самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии от воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку самореализовываться как личности [28].
В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей.
В социальной психологии дается и более сжатое определение социализации – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Так, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация (от латинского socialis - общественный) – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений [4].
По определению психологов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходит как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит [35].
По мнению американского ученого У. Бронфренбренера процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [17].
Как заметил отечественный философ И.С. Кон: «В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа Я» [15].
Как показал В.М. Соковнин, социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях:
1) воздействие на индивид общества в целом, общество передает свои ценности, идеалы, установки через само общение – через его «социально организованную структуру»;
2) воздействие на личность в сфере массового общения через средства массовой информации;
3) воздействие на личность в недрах малых групп с контактным общением [2].
Одной из причин подобной многозначности термина является то, что понятие «социализация» толкуется различно в зависимости от теоретических ориентаций исследователей.
С точки зрения социальной педагогики, фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности [21].
В научной литературе к понятию социализации как к явлению существуют различные подходы.
Ученые-социологи связывают проблему социализации с совершенствованием социальных отношений. Так, английский ученый Г. Уайт считает, что «социализация – это больше, чем формальное образование, поскольку она включает в себя приобретение взглядов, ценностей, поведения, привычек, навыков, передаваемых не только школой, но и семьей, группой сверстников, средствами массовой информации» [20]. По Л. Элкину, социализация – «процесс, при помощи которого индивид познает образ жизни данного общества или социальной группы для того, чтобы он мог функционировать» [20].
Известный немецко-американский психолог, философ и социолог Э. Фромм считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношения к себе и к другим людям, что приводит, по его мнению, посредством развития форм общения к формированию «социального характера», т.е. к стабильной и четко выраженной системе ориентаций. «Социальный характер», по Э. Фромму – это «… ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры», и формируется он благодаря социально-экономической структуре общества, в результате чего «члены общества различных классов и социальных групп вынуждены вести себя так, чтобы иметь возможность функционировать в соответствии с требованиями социальной системы» [27].
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в своей книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [27].
Социализация как явление близко по своему действию к имеющемуся понятию «воспитание», или социальное воспитание.
Выделяют следующие стадии социализации.
Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения. Это промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка все еще неустойчивы. Только к концу юношеского возраста (18–25 лет) вырабатываются устойчивые свойства личности, завершается концептуальная социализация.
Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.
Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям [28].
Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:
а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;
в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония [10].
Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». Однако все реже можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно в среде подрастающего поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, детей с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше, несмотря на существование развернутой сети психологических служб. Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде.
Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше появляется детей, относящихся к группе девиантных и дилинквентных подростков.
В связи с этим весьма актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализации подростков, их представлений о собственных личностных результатах, а самое важное – механизмов, содержания, условий социализации современных подростков.
Таким образом, в нашем исследовании под социализацией мы будем понимать готовность человека успешно адаптироваться к социальной среде и интегрироваться в разнообразные социальные структуры, сохраняя при этом определенный баланс идентичности и личностного своеобразия.
3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом
Туризм и краеведение занимают прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, являются важным средством воспитывающего воздействия на детей и подростков (самое универсальное и эффективное средство воспитания) и конечно важным средством профилактической работы с подростками. В туризме интегрируются основные аспекты воспитания - нравственный, трудовой, эстетический, физический, патриотический, интернациональный, интеллектуальный. Посредством занятий туризмом у детей формируются такие качества, как наблюдательность, любознательность, умение оперировать знаниями, пытливость, мужество, смелость, выносливость.
Детский туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Детский туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени.
Учащиеся, занимающиеся туризмом, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. Через туристские объединения, клубы, общества, кружки, секции школьники овладевают многими видами деятельности. В детском туризме познавательная, трудовая, общественно-политическая деятельность учащихся формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на ее связи с окружающей средой.
Особенность детского туризма - это развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. Это обуславливает непрерывность воспитательного воздействия учителей на туристский коллектив, каждого ученика.
Результаты воспитательной работы с учащимися в туризме проявляются в коллективной общественно полезной деятельности и отражают отношение школьников к учебе, труду, выполняемой общественно полезной работе, влияют на укрепление демократических принципов совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, на развитие отношений общественной зависимости, на формирование общественного мнения, выработку необходимых форм общения. Туризм развивает у школьников высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие и т. д. Кроме того, самостоятельная подготовка маршрута, снаряжения и обработка походных материалов формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты своей работы.
Осуществление этих принципов в детском туризме формирует у учащихся социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.
Детский туризм является также сферой воспитания эстетических чувств, этических норм поведения. Умение видеть прекрасное в жизни, природе обогащает жизненный опыт школьников - туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную сферу.
Занятия туризмом могут принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а следовательно и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для школьников, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.
Туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. В туристско-краеведческой деятельности осуществляется преемственность в передаче традиций от старшего поколения к младшему.
В практике многих педагогов туристские походы и экскурсии с детьми занимали значительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который организовывал коллективные походы в целях воспитания, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года.
«Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального» [25], - писал В. А. Сухомлинский. Организованные им прогулки с детьми носили познавательный характер, были уроками гуманизма.
Идея социализации школьников в туристско-краеведческой деятельности глубоко проникала в среду творчески работавших учителей и воспитателей.
Туризм – это школа жизни. «Никуда не будет годна школа, которая будет оторвана от жизни, которая не будет ребятам помогать изучать окружающую жизнь», – писала Н.К. Крупская [7]. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, что значительно ускоряет процесс его воспитания.
В походе особенно ярко раскрывается основной нравственный аспект нового человека — сочетание личного и коллективного. Здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплина, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, товарищество, аккуратность, трудолюбие. В походе ребята находятся в условиях, которые обязывают их оказывать помощь друг другу. Выполняя общественные поручения, каждый участник похода несет ответственность перед своими товарищами. В походе добровольная внутренняя потребность подростка действовать сливается с выполнением общественного поручения в условиях простора для инициативы и творчества.
В формировании любви к Родине исключительное значение имеют впечатления детства и юности. Чем они полнее и ярче, тем глубже чувство любви и уважение к Родине, землякам. Во время туристских походов, дальних и ближних экскурсий завязываются дружественные связи: учащиеся приезжают друг к другу в гости, переписываются,
Туризм знакомит подростков с различными профессиями. В результате у подростка формируется правильное отношение к труду, влияет на выбор профессии. Этому способствуют ролевые позиции, устанавливающиеся при получении ребятами походных должностей в туристском отряде. Не случайно многие участники похода, выполняя должности штурмана, механика, фотографа и т.д., связывают свою жизнь с соответствующими профессиями.
В совместной трудовой деятельности закаляется характер, формируется психологическая готовность ребят к труду, накапливается опыт взаимоотношений друг с другом, со взрослыми. Для подростка, связавшего свой досуг с туризмом, общественно полезный труд становится потребностью, так как в труде он испытывает удовлетворение, труд превращается для него в источник радости. Осознание значимости собственной деятельности усиливает мотивы, которые ее побуждают и направляют.
Педагогическая ценность туристской деятельности – в её использовании в качестве эффективного средства социализации и познания детьми друг друга. Учитель, впервые совершающий поход с классом, нередко с удивлением замечает, что его воспитанники в новой для них обстановке становятся иными, чем виделись ему в школе.
Лучший метод воспитания – личный пример, что как нигде актуально в детском туризме. Педагог должен служить образцом для участников во всем - от чистого воротника до мировоззрения.
Туристский коллектив, временный или постоянный, является составной частью общества, отражает его идейную направленность, объединяется на его принципах. Цель туристского коллектива – формирование гармонично развитой личности.
Туризм является неисчерпаемым источником для реализации воспитательных и образовательных задач, а так же благоприятной средой для развития личности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме занятий туризмом как средства социализации подростков нами была разработана Программа психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом «Вместе весело шагать».
Актуальность. В условиях современных социально-экономических преобразований в нашей стране подрастающему поколению особенно необходимы морально-психологическая устойчивость, чувство гражданской и социальной ответственности, способность принимать жизненные решения. В связи с этим определилась весьма актуальная педагогическая задача формирование – психологической компетентности подростков как способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, то есть сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных условиях.
Детям, живущим в семье, большую помощь в формировании этих качеств оказывают родители путем широкого взаимодействия со всеми элементами социума. Работа же с детьми – воспитанниками детского дома проводится, как правило, по государственным программам, адаптированным к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента, решающим узкоспецифические задачи.
Главные же проблемы, связанные с социальной адаптацией воспитанников, решаются не в полной мере. Использование средств туризма поможет устранить эти негативные проявления, шире использовать резервы дополнительного образования для социализации подростков. Ведь туристско-краеведческую деятельность характеризуют: социально-оздоровительная, познавательно-воспитательная направленность, широта межколлективных и внутриколлективных отношений, связь этих отношений с «ближней» и «дальней» социальной и географической средой.
Ведущая педагогическая идея нашей программы по социализации подростков средствами туризма находится в рамках системы – концепции «Школа жизни – окружающая среда» А. А. Остапца и более конкретно: «Для подготовки к жизни, надо войти в саму жизнь, в окружающую природную и социальную среду» [22].
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества, его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой, - это внутренне, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
В рамках походов и сплавов подростки приобретают комплекс знаний необходимых, для работы в команде. Кроме того, они получают не только социальный опыт, но и формируют социально значимые качества личности, таки как ответственность, самоутверждение, проявляют самодисциплину и взаимопомощь. Активно развивается разумная инициатива и требовательность друг к другу.
Успешное проведение походов и сплавов и огромный опыт в их проведении помогают максимально эффективно социализировать детей и подростков. Кроме того, преемственность походов и сплавов и высокий уровень их организации, мотивируют подростков к дальнейшему овладению навыками туризма и мореходства. Таким образом, туризм является прекрасным механизмом социализации подростков. Сегодня посредством туристическо-краеведческой деятельности, можно решить основные задачи социализации личности. Подростки, овладевая новыми для себя социальными ролями, приобретают новые способы деятельности, эффективно адаптируются к условиям самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночного общества, реализовывают себя как личность.
Целью программы является формирование разносторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социализации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи программы:
- способствовать личностному развитию детей и подростков: формированию ценностных идеалов, развитию навыков самоконтроля и самоанализа, позитивной самооценки, укрепление смелости и самостоятельности в достижении цели, ответственности за свои поступки;
- формировать внутреннюю потребность личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию духовных и физических потребностей;
- формировать самостоятельность и волевые качества в любой обстановке;
- формировать умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Содержание программы
1. Вводное занятие
Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.
2. Организация и подготовка похода
Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
3. Туристское снаряжение
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.
Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.
4. Гигиена туриста
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.
5. Туристский бивак
Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе в полевых условиях. Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта
6. План и карта
Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).
7. Определение расстояний простейшими способами
Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры. Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве.
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
8. Краеведение
История Челябинской области. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности Троицкого района. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат Челябинской области. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Охрана природы. Сохранение природного единства в зонах отдыха и туризма.
9. Физическая подготовка
Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно-туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.
10.Оформление документации соревнования и похода
Знакомство участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации и проведения похода участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.
Календарно-тематическое планирование занятий представлено в Приложении 1.
Методы работы
1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )
2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы
1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.
2. Участие в туристических слётах.
3. Участие в военно-спортивных играх.
4. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет.
Прогнозируемые результаты
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
По завершении обучения обучающиеся должны знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии, основы топографии и ориентирования;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовать их в интересах своего коллектива благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным подростками по отношению к своей деятельности или коллективу;
- самостоятельно выбирать дело и определять пути его выполнения;
- проявлять ответственность, исполнительность, инициативу и творческое отношение к труду;
- работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- проводить поисково-спасательные работы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Заключение
1. Истоками современной теории социализации послужили работы французского ученого-социолога Г. Тарда. К середине ХХ в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают такие науки как философия, этнография, социология, психология, криминология и других науки.
Обобщение результатов психологических исследований, связанных с проблемой социализации подростков, позволило прийти к заключению, что в истории психологических и социально-психологических исследований накоплен значительных опыт. Однако проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий»
2. Существует множество определений социализации, имеющих как общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность процесса социализации, как результата усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
В нашем исследовании под социализацией мы будем понимать готовность человека успешно адаптироваться к социальной среде и интегрироваться в разнообразные социальные структуры, сохраняя при этом определенный баланс идентичности и личностного своеобразия.
3. Исследование психолого-педагогической литературы и обобщение практического опыта позволили нам разработать методические рекомендации по организации психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом.
Туризм является прекрасным механизмом социализации подростков. Сегодня посредством туристическо-краеведческой деятельности, можно решить основные задачи социализации личности. Подростки, овладевая новыми для себя социальными ролями, приобретают новые способы деятельности, эффективно адаптируются к условиям самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночного общества, реализовывают себя как личность.
Список литературы
- Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 2011. – 151 с.
- Байбородова, Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Дис. докт. пед. наук [Текст] / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 2007. – 431 с.
- Беккер, И.Л. Туризм экология - подросток : Учебно-методическое пособие [Текст] / И.Л. Беккер. – Пенза : ИПКиПРО, 2008. - 50 с.
- Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Просвещение, 2013. – 672 с.
- Бушманова, Н.В. ТКД как средство социализации и воспитания подростков: Автореферат дис. к. п. н. [Текст] / Н.В. Бушманова. – Ставрополь, 2008. – 21 с.
- Гордина, М.А. Туристская деятельность как средство воспитания личности старшеклассников : Автореферат дис. к. п. н. [Текст] / М.А. Гордина. – СПб., 2007. – 23 с.
- Грабовский, Ю.А. Трудовое воспитание подростков в системе туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. . к. п. н. [Текст] / Ю.А. Грабовский. – М., 2010. – 16 с.
- Гудовский, И.В. Педагогические условия успешной социализации старших подростков в процессе внеурочной деятельности: Автореферат дис. к. п. н. [Текст] / И.В. Гудовский. – Красноярск, 2009. – 16 с.
- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда [Текст] / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 2006. – 432 с.
- Ельникова, О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Автореферат дис. к. псих, наук [Текст] / О. Е. Ельникова. – Курск, 2014. - 18 с.
- Иорданский, Н.Н. Основы и практика социального воспитания [Текст] / Н.Н. Иорданский. – М.: Наука, 2010. – 220 с.
- Истомин, П.И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников: Автореферат дис. к. п. н. [Текст] / П.И. Истомин. – М., 2008. – 20 с.
- Кодатенко, О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: Автореферат дис. к. п. н. [Текст] / О.М. Кодатенко. – Саратов, 2008. – 18 с.
- Кон, И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
- Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2007. -383 с.
- Константинов, Ю.С. Педагогика школьного туризма [Текст] / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. – М.: ЦДЮТиК, 2016. – 208 с.
- Левко, А. И. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / А. И. Левко. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2013. – 340с.
- Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы [Текст] / Э.Э. Линчевский. – М.: ФиС, 2011. – 111 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. – СПб.: «Питер», 2009. – 479 с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2009. – 452 с.
- Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Л. Е. Никитина. – М.: Академический Проект, 2003. – 269с.
- Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст] / А.А. Остапец. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2011. – 96 с.
- Остапец-Свешников, А.А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Автореф. дис. к. п. н. [Текст] / А.А. Остапец-Свешников. – М., 2007. – 23 с.
- Пилат, И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис. к. п. н. [Текст] / И.Н. Пилат. – М., 2010. – 18 с.
- Попович, Ю.А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности: Автореф. дис. к. п. н. / Ю.А. Попович. – М., 2012. – 18 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: «Питер», 2013. –712 с.
- Синцова, Л.К. Социализация личности и ее исторические формы: Дис. к. фил. н. [Текст] / Л.К. Синцова. – Л., 2006. – 181 с.
- Тесленко, А.Н. Педагогика и психология социализации личности: учебное пособие [Текст] / А.Н. Тесленко. – Астана: ЕАГИ, 2011. – 375 с.
- Ускова, Т.В. Социальная адаптация и профориентация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческош профиля: Автореферат дис. к. пед. наук [Текст] / Т.В. Ускова. – М., 2010. – 21 с.
- Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2008. - № 1. – С. 67.
- Философия: Энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2014. – 1072 с.
- Философский словарь [Текст] Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. – М.: Политиздат, 2016. – 590 с.
- Штейнберг, Е.Б. Динамика социализации подростков в разновозрастном внешкольном объединении: Автореферат дис. к. пед. наук [Текст] / Е.Б. Штейнберг. – М., 2000. – 23 с.
- Ямницкий, М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. к. п. н. [Текст] / М.Н. Ямницкий. – М., 2007. – 24 с.
- Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в: учеб. пособие [Текст] / М.Г. Ярошевский. – М.: Наука, 2006. – 416 с.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование психолого-педагогического содействия социализации подростков посредством занятий туризмом «Вместе весело шагать».
№ занятий | Темы занятий | Количество часов |
1 | Организация и комплектование группы. | 1 |
2-3 | История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта. | 2 |
4-5 | Организация похода. Питание в походе. Составление рациона. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. | 2 |
6-7 | Личное снаряжение. Групповое снаряжение. | 2 |
8-10 | Личная гигиена туриста. ПМП. Заболевания. Травмы. | 3 |
11-13 | Устройство бивака. Развертывание палатки. Свертывание палатки | 3 |
14-16 | Костер и его виды. Разведение костра. Костровое хозяйство. Меры безопасности | 3 |
17-18 | Виды карт. Чтение карты. | 2 |
19 | Условные знаки. | 1 |
20-27 | Краеведение. | 8 |
28-29 | Узлы. | 2 |
30-31 | Физическая подготовка. | 2 |
32-35 | Отработка практических навыков по ориентированию | 4 |
36-38 | Техника и практика движения в туристическом походе. | 3 |
39-40 | Отработка практических навыков по физической подготовке. | 2 |
41-45 | Отработка практических навыков техники и практики движения в туристическом походе. | 5 |
46-48 | Краеведческие задания. | 3 |
49-68 | Участие в районном и областном туристическом слете. | 20 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий»
В нашем исследовании под социализацией мы будем понимать готовность человека успешно адаптироваться к социальной среде и интегрироваться в разнообразные социальные структуры, сохраняя при этом определенный баланс идентичности и личностного своеобразия
Туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности
«Никуда не будет годна школа, которая будет оторвана от жизни, которая не будет ребятам помогать изучать окружающую жизнь», – писала Н.К. Крупская
Целью программы является формирование разносторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социализации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности Задачи программы: способствовать личностному развитию детей и подростков: формированию ценностных идеалов, развитию навыков самоконтроля и самоанализа, позитивной самооценки, укрепление смелости и самостоятельности в достижении цели, ответственности за свои поступки; формировать внутреннюю потребность личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию духовных и физических потребностей; формировать самостоятельность и волевые качества в любой обстановке; формировать умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости. расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки; приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом; приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи; обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
Туризм является прекрасным механизмом социализации подростков
Подростки, овладевая новыми для себя социальными ролями, приобретают новые способы деятельности, эффективно адаптируются к условиям самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночного общества, реализовывают себя как личность
Благодарю за внимание!