Проектная работа

Мухарямова Гульфия Тимерхановна

Технология

системно-деятельностного

метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx54.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

   

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Технология

системно-деятельностного

метода.

 

 

 

                                                                                                      Разработчик проекта:

Мухарямова Гульфия Тимерхановна,

учитель начальных классов

МБОУ ЦО «Спутник» с. Чесноковка

Уфимского района

Руководитель проекта:

Зайцева В.Р.

 

        Уфа-2021

Содержание

 Введение

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «системно-деятельностный подход».

1.2.  Анализ Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1.Сущность деятельностного подхода в обучении.

2.2. Конструирование урока в системно-деятельностном подходе.

2.3. Технология деятельностного метода обучения.

2.4. Сравнительный анализ традиционного и системно-деятельностного подхода в начальном образовании.

III. Заключение.

IV. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

       Вопрос о качестве в системе образования всегда был самым актуальным. На современном этапе оно понимается как уровень надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Знания приобретаются в контексте модели будущей деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования фиксирует не только новые результаты образования, но и требования к этим результатам. Они не ограничиваются только предметными, как при ЗУНовском подходе. К ним присоединяются еще метапредметные и личностные результаты.

          Поэтому основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Однако, само понятие «системно-деятельностный подход» является довольно обширным. Оно включает в себя много компонентов, которые необходимо правильно объединить в одну систему деятельности, но по ряду причин это вызывает трудности. Поэтому данная тема является актуальной. Разработкой теоретических положений системно-деятельностного подхода занимались многие учёные: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперина. Главная идея подхода заключается не в отдельных знаниях, умениях или навыках, а в готовности человека к продуктивной деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает реализацию непрерывного образования только  при условии сформированности у учащихся универсальных учебных действий. Формирование УУД – одна из главных задач педагога, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности.

В области изучения системно-деятельностного подхода сделано много открытий, однако имеются и малоосвещённые вопросы, которые требуют исследования.

Цель проекта –изучение педагогических условий реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Гипотеза – системно-деятельностный подход в начальной школе будет реализован при соблюдении следующих условий:

- педагог знает сущность деятельностного подхода;

- умеет конструировать уроки в системно-деятельностном подходе и диагностировать результаты обучения;

- деятельность педагога будет осуществляться в системе.

        Цель и гипотеза помогли сформулировать следующие задачи:

- изучить сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «системно-деятельностный подход»;

-проанализировать содержание федерального государственного образовательного стандарта;

- рассмотреть алгоритм конструирования урока, технологию подхода;

- проанализировать традиционный и системно-деятельностный подход в начальном образовании;

В составлении данной проектной работы использован  метод изучения и анализа научной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «системно-деятельностный подход»

В условиях внедрения общеобразовательных стандартов нового поколения необходимо выделить главенствующую роль развивающего обучения на основе деятельностного подхода. В связи с этим учителю при отборе содержания учебного материала, проектирования и конструирования учебного занятия необходимо ориентироваться на организацию продуктивной деятельности школьников. [23, с. 58] Очень важно понимать значение понятия «деятельность».

В педагогическом словаре «Деятельность — форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека».[10]

Ещё одно определение понятия «деятельности» было дано кандидатом педагогических наук Т. С. Фещенко: «Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и себя самого».[23, c. 58]

Другое значение термина приводит учитель математики Е.А. Аксёнова. «Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат». [1]

Мы рассмотрели некоторые определения понятия «деятельность. Обобщив все высказывания, мы приходим к выводу о том, что деятельность – это своего рода преобразование, ведущее к намеченной цели, к результату. Однако необходимо, чтобы полученный результат находил отражение  не только в окружающем мире, но и в самом ребёнке.

Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Концепция учебной деятельности сложилась на базе принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Но она важна и в более старшем возрасте.[18, с. 11]Давайте рассмотрим некоторые определения понятия «учебная деятельность».

В педагогике учебная деятельность – это деятельность в процессе обучения. [24,с. 112]Д.Б. Эльконин писал: «Учебная деятельность – это деятельность, основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта учения».

Другое определение предлагает кандидат педагогических наук Т. С. Фещенко. «Учебная деятельность – процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретённые им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности»[23, с. 112]

Кандидат психологических наук Д.А Иванов предлагает более широкое значение понятия. «Учебная деятельность – любая самостоятельная, продуктивная, мотивированная деятельность, в процессе реализации которой учащиеся осваивают не только способы мышления, связанные с организацией и осуществлением данной деятельности, но и более общие, универсальные умения, например, такие как, умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения, работать в группе, работать с информацией, делать сообщения, писать различного рода тексты и т.п.».[7, с. 33-34]

Проанализировав все вышеперечисленные определения термина «учебная деятельность», мы можем сделать вывод: учебная деятельность –  самосовершенствование личности школьника, его самостоятельная продуктивная деятельность в процессе обучения.

Добавляя к термину «деятельность» термин «система»,  подразумеваем, что в соответствии с содержанием стандарта нового поколения мы формируем метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные и познавательные), которые должны реализовываться в системе. Таким образом, нам необходимо рассмотреть сущность понятия «системно-деятельностный подход».

А. Дистервег даёт следующее  определение: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»[12]

Кандидат психологических наук Д.А Иванов предлагает другое определение понятия:«Деятельностный подход в образовании как педагогическая практика означает: организацию, создание учителем всех необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущим им способностях…» [7, с. 36]

Исходя из различных определений понятия  мы можем сделать вывод, что системно-деятельностный        подход – это новый способ развития личности школьника, самостоятельного, готового к жизни в современном мире, умеющего принимать различные условия, созданные обществом, принимающего участие в решении социальных, экологических, творческих и других проблем. Системно-деятельностный подход обеспечивает     достижение  планируемых результатов, создавая основу для учебного процесса, который должен ориентироваться на формирование и развитие личности школьников на основе овладения ими способов деятельности, а также на основе освоения обобщённых способов учебной деятельности при изучении учебного материала. Деятельность является средством достижения ребёнком определённых результатов. Результаты образования являются системообразующим компонентом Федерального государственного образовательного стандарта.

1.2.  Анализ Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования

Одним из важнейших преобразований в системе начального общего образования является введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, продиктованное необходимостью подготовки детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. [22, с. 4]

Стандарт включает в себя требования:  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками  образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [22, с. 4]

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на:

- развитие личности учащихся, воспитание гражданина России;

- ведущие целевые установки изучения предметов;

- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта начального образования второго поколения.[12]

Он строится на системно-деятельностном подходе. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Построение уроков в системно-деятельностном подходе создаёт условия для формирования у учащихся метапредметных умений, что на сегодняшний день является приоритетной целью образования. Самым главным результатом работы в режиме технологии деятельностного подхода. И.В. Андреева[2] считает «формирование и поддержание достаточного уровня мотивации у учащихся, что способствует освоению предметных знаний и умений».

В Стандарте на первое место выходят требования к результатам образования обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. [5, с. 15]Таким образом, в Стандарте представлены требования к:

-  личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. [22, с.7-8]

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.[3] Предметные результаты новые федеральные государственные образовательные стандарты трактуют существенно шире, вариативнее, чем привычные «знания, умения, навыки». Предметными результатами, кроме знаний, умений и навыков, также считаются:

- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;

- преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

- формирование научного типа мышления. [14, с. 33]

Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

-  индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. [3]

В соответствии со стандартом начального общего образования, у ребёнка должны сформироваться 2 группы новых умений. Первая группа – овладение школьниками универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Сюда относятся привитие у ребёнка навыков поиска, анализа, интерпретации информации, навыков решения творческих заданий. Вторая группа -формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.[4, с.24]Универсальные учебные действия (метапредметные результаты) являются необходимым компонентом содержания всех учебных предметов.

 Итак, универсальные учебные действия делятся на четыре группы: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные универсальные учебные действия представляют собой систему ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник»,«ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Познавательные универсальные учебные действия– система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).[2]

Таким образом, изучив сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «системно-деятельностный подход», а также проанализировав содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можем сделать вывод: необходимость в подготовке самостоятельных, умеющих решать важные для социума проблемы, понимающих ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих, принимающих важность собственного морального выбора учеников, привела к созданию ФГОС нового поколения. Основополагающим компонентом которого являются метапредметные результаты. Эти результаты – личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные – возможно реализовать только в рамках системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход представляет собой организацию учителем учебной деятельности таким образом, чтобы дети сами могли добывать знания, потребность в знаниях должна быть актуальной для учащихся – эти факторы способствуют расширению жизненного опыта учащихся. Далее нам необходимо рассмотреть особенности реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1.Сущность деятельностного подхода в обучении.

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие, процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов.

Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Под системно – деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

2.2. Конструирование урока в системно-деятельностном подходе.

         Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше, в традиционной  системе образования была задача дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.[9, с. 6]

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий ясно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.[9, с. 6]

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остаётся самой распространённой формой учебно-воспитательного процесса в школе. [11]

От качества урока, от его конструирования зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта. Урок – это сложный педагогический объект. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по разным признакам. Именно этим объясняется существование различных типологий. В педагогике не существует объективно постоянной структуры урока. Однако, ученые-педагоги едины в том, что структура урока не может быть случайной, что она должна отражать:

-закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения;

- закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления;

- закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания;

- виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.[15]

Для построения урока в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

- Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) [6]

Таким образом, изучив сущность и структуру уроков, мы делаем вывод, что главная цель преподавания – это необходимые условия для того, чтобы учащиеся могли реализовывать полученные знания не только в рамках урока, но и в жизни. Деятельностная технология обучения обеспечивает активное включение детей в учебно-познавательную деятельность. В результате, ребёнок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе своей деятельности.

2.3.Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания на уроке и во внеурочной деятельности, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.[13 ]

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

2.4. Сравнительный анализ традиционного и системно-деятельностного подхода в начальном образовании.

Традиционное обучение

Инновационное

развивающее обучение

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся выступает в роли объекта ПД;

2) учащийся действует как субъект собственной УД;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале нашего исследования была поставлена цель, для реализации которой был выдвинут ряд задач.

        Решая первую задачу, мы познакомились с понятиями «деятельность», «учебная деятельность», «системно-деятельностный подход». Мы увидели, что деятельность это преобразование, ведущее к намеченной цели, к результату. В младшем школьном возрасте и в более старшем возрасте главную роль играет учебная деятельность, направленная на   самосовершенствование личности школьника, посредством его самостоятельной продуктивной деятельности в процессе обучения. Для достижения ребёнком определённых результатов, все действия должны производиться в системе. Этим определяется системно-деятельностный подход. Он обеспечивает     достижение  планируемых результатов, создавая основу дляучебного процесса, который должен ориентироваться на формирование и развитие личности школьников на основе овладения ими способов деятельности, а также на основе освоения обобщённых способов учебной деятельности при изучении учебного материала.

Решая следующую задачу, мы проанализировали федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции стандарта. Основополагающим компонентом федерального образовательного стандарта являются требования к результатам, которые возможно реализовать только в рамках системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход предполагает организацию учителем учебной деятельности таким образом, чтобы дети сами могли добывать знания. Таким образом, у ученика формируются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные, которые способствуют развитию самостоятельной, саморазвивающейся личности, имеющей потребность в получении новых знаний.

Затем мы рассмотрели алгоритм конструирования урока в системно-деятельностном подходе. Для успешной реализации системно-деятельностного подхода на уроке необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. В условиях реализации ФГОС педагогами предложены различные подходы к целеполаганию, типологизации, структуре учебных занятий, а также комплексу используемых технологий реализации системно-деятельностного подхода на уроке. Мы рассмотрели и провели сравнительный анализ традиционного и системно-деятельностного подхода в начальном образовании.

Подводя итог работы, мы можем считать, что задачи исследования решены, цель достигнута.

Гипотеза, выдвинутая вначале, частично подтверждена.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

ЛИТЕРАТУРА

1.Аксёнова, Е.А. Системно-деятельностный подход [Электрон. ресурс] / Е.А. Аксёнова. – 2014. – Режим доступа:http://kir6school.ru/dokumenti-schcool/resursnaya-shkola/136-doklad-sistemno-deyatelnostnyj-podkhod. - 22.09.2015.

2. Андреева, И.В. Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения [Электрон. ресурс]/И.В. Андреева. – 2013. – Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/02/12/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod - 22.09.2015

3. Башкатова, Е.Л. Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения [Электрон. ресурс]/Е.Л. Башкатова. – 2015. – Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/09/28/sistemno deyatelnostnyy-podhod-osnova-standartov-vtorogo. - 25.09.2015.

 4.Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ [Текст] / Т.В. Василенко. – М.: «Грамотей», 32 с.

5.Даутова, О.Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании [Текст] / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 216 с.

6.Дёмина, Т.П. Критерии результативности по ФГОС [Электрон. ресурс]/Т.П. Дёмина. – 2014. – Режим доступа: http://www.omc-sinergi.ru/f/d3e836072f02f21edf6f6c02fb127b85.doc. - 24.09.2015.

7.Иванов, Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия [Текст]/Д.А. Иванов. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2013. – 80 с.

8.Игнатова, В.В. Реализация деятельностного подхода в патриотическом воспитании младших школьников [Текст] / В.В. Игнатова, Н.В. Марченкова  // Начальная школа. – 2015. - № 5. – С.4-5.

9.Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности [Текст] / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – 256 с.

10.Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Электрон. ресурс]/Г.М. Коджаспирова; А.Ю. Коджаспирова. – 2010. -  Режим доступа:http://slovo.yaxy.ru/87.html. - 24.09.2015.

11.Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст] / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.

12. Наумова, Н. С. Системно-деятельностный подход в образовании [Электрон. ресурс]/ Н. С. Наумова. – Москва, 2011. – Режим доступа:http://mougn2.ucoz.ru/uchili/Naumova/v_pomoshh_uchitelju_sistemno dejateln.podkhod.pdf. - 20.09.2015.

13.Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе: [Электрон. ресурс]. - М.: Сборник материалов. Режим доступа:http://vechernyaya59.narod.ru/DswMedia/postroenieuroka-sistemno-deyatel-npodxod-.pdf. - 17.10.2015.

14.Поташник, М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2015. - 320 с.

15. Реферат: Урок как целостная система [Электрон. ресурс]. – 2014. - Режим доступа:http://works.tarefer.ru/64/index.html. 16.11.2015.

16.Ромашкина, М.Н. Типология уроков [Электрон. ресурс]/М.Н. Ромашкина. –1997. -  Режим доступа: http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm. - 20.09.2015.

17.Систмено-деятельностный подход к обучению как наиболее эффективный путь формирования УУД: [Электрон. ресурс]. – Сообщество учителей-предметников «Учительский портал», 2012. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5813. - 2.11.2015.

18.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие [Текст]/И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н Демнева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

19.Талихова, А.Р. Технология уроков А.К.Дусавицкого в рамках системно-деятельностного подхода [Электрон. ресурс] / А.Р. Талихова – 2014. - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/03/26/tekhnologiya-urokov-akdusavitskogo-v-ramkakh-sistemno. – 14.11.2015.

 20.Типология уроков в современной дидактике [Электрон. ресурс]. – 2014. - Режим доступа:uchportfolio.ru/public_files/806912713.docx. 16.11.2015.

21.Тудзенко, Ю.В. Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова [Электрон. ресурс] /  Ю.В. Тудзеко. – 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/09/tipy-urokov-v-sisteme.– 15.11.2015.

23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации  [Текст]. – М.: Посвещение, 2011. – 33 с.

24.Фещенко, Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методичекое пособие [Текст]/Т.С. Фещенко. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 224 с.