Педагогическая деонтология
Предварительный просмотр:
Кафедра педагогики высшей школы
[ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ] |
Раздаточный материал к дисциплине |
Основы педагогической деонтологии
Представления о «деонтологии», как особой научной дисциплине в рамках системы знаний о конкретной сфере социальной практики (медицины, судопроизводства, охраны порядка и т. д., потом и журналистики), где рассматривается проблема долга в этой сфере практики и в связи с этим система норм самого разного порядка и характера, выполнение которых обеспечивает оптимальное его выполнение, «тлело» и никак не угасало (а временами и «разгоралось») совсем не случайно.
Как известно, для любой науки характерен процесс дифференциации, обусловленный уточнением ее предметной сферы. Происходит она, прежде всего, внутри каждой научной области: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Этот процесс характерен и для деонтологии.
Так, педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом (Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова, Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина, М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.)
Профессии, относящиеся к системе «человек-человек», оказывают влияние на внутренний мир человека, формируют его личностные качества, создают условия для развития природных задатков. Поэтому можно сказать, что у каждой специальности есть присущая только ей профессиональная мораль, свой деонтологический облик. Например, для учителя характерна педагогическая мораль, появившаяся в результате объективной необходимости приведения поступков учителя в соответствие с характером педагогической деятельности и представляющая собой совокупность моральных норм, ценностей, идеалов, определяющих отношение педагога к своему профессиональному долгу.
Следовательно, формированием этих моральных норм, ценностей, а также требований, характерных для педагогической деятельности, занимается педагогическая этика, а их осознанием и реализацией на практике – педагогическая деонтология.
Предметом педагогической деонтологии является исследование процесса овладения и руководства в практической деятельности педагогом системой нравственных норм, в совокупности определяющих его профессиональное поведение. При этом следует заметить, что поведение педагога определяется не только знанием социальных норм (норм морали, норм-обычаев, норм права и т.д.), но и его отношением к тем социальным, и в первую очередь, профессиональным ценностям (правовым, этическим, эстетическим и др.), которые защищаются этими нормами.
Рисунок 1 - Возникновение педагогической деонтологии
Поведение педагога проявляется в культуре профессионального мышления, умении на научной основе организовать свой труд, мастерстве общения, способности критически оценивать и совершенствовать свой профессиональный опыт, анализировать собственные возможности, в умении принимать правильные решения, создавать благоприятный психологический климат в коллективе и др. Специфика профессионального поведения педагога обусловлена не только наличием таких проблем, как повышение престижа своей профессии, организации и проведении различного рода экспериментов, подготовки к профессиональной аттестации и др., но и особых психологических, нравственных взаимоотношений в системе: «педагог в себе», «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-коллектив».
Задачи педагогической деонтологии заключаются не только в раскрытии значения профессионального долга педагога, ответственности за результаты профессиональной деятельности, определении системы норм и требований, предъявляемых к учителям в процессе взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами, но и в выявлении условий их реализации в практической деятельности.
Функции педагогической деонтологии
Педагогическая деонтология, как и любая наука, выполняет определенные функции:
-научно-теоретическую, изучающую сущность профессионального долга педагога, его деонтологической готовности, воспитания деонтологических качеств и др.;
-аксиологическую функцию, предполагающую изучение и формирование ценностных ориентаций педагогов как устойчивых норм морального сознания и поведения
-конструктивно-техническую, обеспечивающую разработку механизма реализации выполнения профессионального долга педагогами, создания благоприятного морально-психологического климата в ходе взаимодействия учителя со всеми участниками педагогического процесса, методов и форм работы по содействию гармоничному развитию воспитанника, не нанося вреда его физическому и психическому здоровью;
-прогностическую, изучающую перспективы развития педагогической деонтологии, ее отдельных направлений (деонтологическая готовность педагога к работе с детьми девиантного поведения, деонтологическая готовность педагога к формированию активной личностной позиции у учащихся общеобразовательных школ и т.д.), появление и развитие новых (деонтологическая готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения, теория воспитания как отрасль педагогической деонтологии и т.д.).
Принципы педагогической деонтологии
- Принцип содействия гармоничному развитию воспитанника в соответствии с его природой, предполагающий постоянное повышение педагогом уровня своей квалификации, изучение им психологии каждого ученика с целью стимулирования у ребенка интереса к учению, активизации его познавательной деятельности, реализацию идей развивающего обучения.
- Принцип справедливости, согласно которому педагог должен оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам и пропорционально затраченным усилиям.
- Принцип благотворного влияния на ученика, без нанесения вреда его физическому и психическому здоровью. Данный принцип предполагает уважительное отношение педагога к каждому конкретному ученику, коллеге с учетом его индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место партнера по общению и посмотреть на ситуацию с его позиции, а также умение найти преграду психосоматическим заболеваниям своих воспитанников, содействовать сохранению, закаливанию, укреплению здоровья, усвоение и внедрение в практику валеологической грамотности, приведение личностных качеств в соответствие с деонтологическими требованиями.
Задание. Как вы думаете, какие проблемы предстоит решать педагогической деонтологии в середине III тысячелетия? Составьте их перечень в соответствии со степенью важности.
Компетентностно-ориентированное задание. Разработайте модель деонтологически подготовленного педагога. Используйте глоссарий педагогической деонтологии:
Деонтология | (от греч. deontos – «должное» и logos – «учение») – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). |
Педагогическая деонтология | наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом. |
Принцип педагогической деонтологии | основное исходное положение педагогической деонтологии, основанное на понятии профессионального долга педагога и нормирующее его деятельность. |
Требование педагогической деонтологии | способ воздействия на сознание и волю педагога с целью организации его поведения и деятельности. |
Деонтологический интуитивизм | долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны. |
Деонтическая модальность | характеристика практического действия с точки зрения определенной системы норм. Нормативный статус действия обычно выражается понятиями «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании. |
Деонтическая логика | раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние. |
«Юма принцип» | принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном добре и долге. |
Деонтическая необходимость | одна из модальных характеристик высказывания (наряду с «возможностью», «случайностью» и «независимостью»); необходимым является высказывание, отрицание которого логически невозможно. Деонтически необходимо то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе. |
Деонтологические взаимоотношения | взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между педагогом и учащимися (учащимся), основанная на принципах педагогической деонтологии. |
Долг | превращение требования нравственности, в равной мере относящего ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица. |
Психогигиена общения | общение, направленное на формирование и поддержание нервно-психического здоровья общающихся. Основной принцип психогигиены общения «Не навреди!». |
Деонтологическая готовность | состояние сознания будущего педагога, при котором им совершается осознание своего долга в необходимости осуществления профессиональной деятельности, соответствующей этому долгу, то есть такого состояния сознания, когда происходит отражение объективных обязанностей студента в идеях, чувствах, убеждениях, во внутренних мотивах педагогической деятельности и реализация их на практике. |
Деонтологическое воспитание | процесс систематического и целенаправленного воздействия на сознание педагога. |
Деонтологическое мышление педагога | это способность педагога анализировать свои поступки и поступки других участников педагогического процесса, раскрывать их мотивы, прогнозировать поведение в возможных ситуациях. |
Деонтологические качества педагога | совокупность компонентов личности педагога, обеспечивающих его устойчивое профессиональное поведение в соответствии с профессиональным долгом. |
Деонтологический потенциал педагога | комплекс свойств и способностей педагога, позволяющий действовать согласно принципам педагогической деонтологии, существующий в скрытом виде и могущий проявиться в профессиональной деятельности. |
Деонтологическая позиция педагога | интеграция устойчивых, основанных на сознании долга, отношений педагога к профессиональной сфере деятельности, к той роли, которую он выполняет в данной сфере, к себе как педагогу-профессионалу и к участникам педагогической деятельности, проявляющихся в поведении, порождающем в сочетании с глубокой компетентностью высокие социально значимые результаты. |
Деонтологическое сознание педагога | отражение действительности на основе субъективной, свободной и бескорыстной мотивации педагога, базирующейся на уважении к профессиональному долгу. |
Деонтологическое кредо | внутреннее убеждение, формирующее миропонимание, основанное на сознании профессинального долга. |
Название модели: «_________________________________________».
Общественный вариант идеальной модели личности педагога-профессионала представлен на следующей схеме:
Фундаментальные знания 1.Философские и социологические 2.Человековедческие 3.Культурологические 4.Методологические 5.Психолого-педагогические 6.Специальные 7.Методические Умения 1.Аналитические 2.Прогностические 3.Информационные 4.Проективные 5.Рефлексивные 6.Организаторские 7.Перцептивные 8.Ориентационные 9. Мобилизационные 10.Педагогической техники 11. Исследовательские 12.Личностно-ориентированные | Личностные и профессиональные качества 1.Гражданственность и патриотизм 2. Социальная активность 3.Гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям 4.Подлинная интеллигентность 5.Высокий интеллектуальный уровень, эрудиция 6.Духовность и нравственная зрелость 7.Ценностные ориентации 8. Общая культура 9. Конкурентоспособность 10.Трудолюбие и работоспособность 11.Эмоционально-волевые качества 12. Педагогическая направленность 13. Развитое педагогическое мышление 14. Профессиональный долг 15. Педагогический такт 16. Педагогическая культура 17. Потребность в самосовершенствовании | ||
Гуманная, творческая Личность с позитивной Я-концепцией, способная к самосовершенствованию, адекватному взаимодействию с социумом | |||
Компетентность 1.Высокий уровень фундаментальных и интегрированных знаний 2.Владение обобщенными умениями, навыками, способностями 3.Новаторский подход к профессионально-педагогической деятельности 4. Владение инновационными технологиями 5. Умение профессионально, творчески решать педагогические задачи 6.Творчество, мастерство | Способности
|
Схема 1. Модель личности педагога-профессионала (по Л.К. Гребенкиной)
Профессионализм – основа педагогической деонтологии
Подход | Концепция | Закономерности | Принципы |
Субъектно-деятельностный | Концепция формирования профессионализма Гребенкиной Л.К. Основная идея - профессионализм учителя является результатом субъектно-деятельностного становления и развития его личности в системе непрерывного педагогического образования. | 1.Раскрытие творческого потенциала личности, творческая самореализация в профессиональной деятельности являются важным залогом роста профессионализма личности. Отмечалось, что креативность личности обязательно реализуется в профессиональной деятельности, творческом поиске новых, более эффективных способов решения задач, нетривиальных выводах. 2.Достижение профессионализма немыслимо без новаторского подхода, который может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач. Только направленность на созидание позволит получить качественно иные результаты, осуществлять прорыв в новые области профессиональной деятельности. Отсутствие инновационной направленности может привести к тому, что сам субъект труда остановится на уровне профессионального мастерства 3.Субъект труда стремится к личностно-профессиональному развитию и достижению профессионализма в том случае, когда у него сильные, но адекватные мотивы профессиональных достижений и профессиональной самореализации. | -системности, -целостности, -субъектности, -деятельностного опосредования развития личности |