Педагогическая деонтология

Педагогическая деонтология 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_deontologiya.docx174.76 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра педагогики высшей школы

lori-0005487972-bigwww.jpg

[ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ]

Раздаточный материал к дисциплине

Основы педагогической деонтологии

Представления о «деонтологии», как особой научной дисциплине в рамках системы знаний о конкретной сфере социальной практики (медицины, судопроизводства, охраны порядка и т. д., потом и журналистики), где рассматривается проблема долга в этой сфере практики и в связи с этим система норм самого разного порядка и характера, выполнение которых обеспечивает оптимальное его выполнение, «тлело» и никак не угасало (а временами и «разгоралось») совсем не случайно.

Как известно, для любой науки характерен процесс дифференциации, обусловленный уточнением ее предметной сферы. Происходит она, прежде всего, внутри каждой научной области: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Этот процесс характерен и для деонтологии.

Так, педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом (Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова, Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина, М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.)

Профессии, относящиеся к системе «человек-человек», оказывают влияние на внутренний мир человека, формируют его личностные качества, создают условия для развития природных задатков. Поэтому можно сказать, что у каждой специальности есть присущая только ей профессиональная мораль, свой деонтологический облик. Например, для учителя характерна педагогическая мораль, появившаяся в результате объективной необходимости приведения поступков учителя в соответствие с характером педагогической деятельности и представляющая собой совокупность моральных норм, ценностей, идеалов, определяющих отношение педагога к своему профессиональному долгу.

Следовательно, формированием этих моральных норм, ценностей, а также требований, характерных для педагогической деятельности, занимается педагогическая этика, а их осознанием и реализацией на практике – педагогическая деонтология.

Предметом педагогической деонтологии является исследование процесса овладения и руководства в практической деятельности педагогом системой нравственных норм, в совокупности определяющих его профессиональное поведение. При этом следует заметить, что поведение педагога определяется не только знанием социальных норм (норм морали, норм-обычаев, норм права и т.д.), но и его отношением к тем социальным, и в первую очередь, профессиональным ценностям (правовым, этическим, эстетическим и др.), которые защищаются этими нормами.

   

                                                                               

         

       

Рисунок 1 -  Возникновение педагогической деонтологии

Поведение педагога проявляется в культуре профессионального мышления, умении на научной основе организовать свой труд, мастерстве общения, способности критически оценивать и совершенствовать свой профессиональный опыт, анализировать собственные возможности, в умении принимать правильные решения, создавать благоприятный психологический климат в коллективе и др. Специфика профессионального поведения педагога обусловлена не только наличием таких проблем, как повышение престижа своей профессии, организации и проведении различного рода экспериментов, подготовки к профессиональной аттестации и др., но и особых психологических, нравственных взаимоотношений в системе: «педагог в себе», «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-коллектив».

Задачи педагогической деонтологии заключаются не только в раскрытии значения профессионального долга педагога, ответственности за результаты профессиональной деятельности, определении системы норм и требований, предъявляемых к учителям в процессе взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами, но и в выявлении условий их реализации в практической деятельности.

Функции педагогической деонтологии

Педагогическая деонтология, как и любая наука, выполняет определенные функции:

-научно-теоретическую, изучающую сущность профессионального долга педагога, его деонтологической готовности, воспитания деонтологических качеств и др.;

-аксиологическую функцию, предполагающую изучение и формирование ценностных ориентаций педагогов как устойчивых норм морального сознания и поведения

-конструктивно-техническую, обеспечивающую разработку механизма реализации выполнения профессионального долга педагогами, создания благоприятного морально-психологического климата в ходе взаимодействия учителя со всеми участниками педагогического процесса, методов и форм работы по содействию гармоничному развитию воспитанника, не нанося вреда его физическому и психическому здоровью;

-прогностическую, изучающую перспективы развития педагогической деонтологии, ее отдельных направлений (деонтологическая готовность педагога к работе с детьми девиантного поведения, деонтологическая готовность педагога к формированию активной личностной позиции у учащихся общеобразовательных школ и т.д.), появление и развитие новых (деонтологическая готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения, теория воспитания как отрасль педагогической деонтологии и т.д.).

Принципы педагогической деонтологии

  1. Принцип содействия гармоничному развитию воспитанника в соответствии с его природой, предполагающий постоянное повышение педагогом уровня своей квалификации, изучение им психологии каждого ученика с целью стимулирования у ребенка интереса к учению, активизации его познавательной деятельности, реализацию идей развивающего обучения.
  2. Принцип справедливости, согласно которому педагог должен оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам и пропорционально затраченным усилиям.
  3. Принцип благотворного влияния на ученика, без нанесения вреда его физическому и психическому        здоровью. Данный принцип предполагает уважительное отношение педагога к каждому конкретному ученику, коллеге с учетом его индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место партнера по общению и посмотреть на ситуацию с его позиции, а также умение найти преграду психосоматическим заболеваниям своих воспитанников, содействовать сохранению, закаливанию, укреплению здоровья, усвоение и внедрение в практику валеологической грамотности, приведение личностных качеств в соответствие с деонтологическими требованиями.

Задание. Как вы думаете,  какие проблемы предстоит решать педагогической деонтологии в середине III тысячелетия? Составьте их перечень в соответствии со степенью важности.

Компетентностно-ориентированное задание. Разработайте модель деонтологически подготовленного педагога. Используйте глоссарий педагогической деонтологии:

Деонтология

(от греч. deontos – «должное» и logos – «учение») – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

Педагогическая деонтология

наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом.

Принцип педагогической деонтологии

основное исходное положение педагогической деонтологии, основанное на понятии профессионального долга педагога и нормирующее его деятельность.

Требование педагогической деонтологии

способ воздействия на сознание и волю педагога с целью организации его поведения и деятельности.

Деонтологический интуитивизм

долг  считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны.

Деонтическая модальность

характеристика практического действия с точки зрения определенной системы норм. Нормативный статус действия обычно выражается понятиями «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании.

Деонтическая логика

раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние.

«Юма принцип»

принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном добре и долге.

Деонтическая необходимость

одна из модальных характеристик высказывания (наряду с «возможностью», «случайностью» и «независимостью»); необходимым является высказывание, отрицание которого логически невозможно. Деонтически необходимо то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе.

Деонтологические взаимоотношения

взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между педагогом и учащимися (учащимся), основанная на принципах педагогической деонтологии.

Долг

превращение требования нравственности, в равной мере относящего ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица.

Психогигиена общения

общение, направленное на формирование и поддержание нервно-психического здоровья общающихся. Основной принцип психогигиены общения «Не навреди!».

Деонтологическая готовность

состояние сознания будущего педагога, при котором им совершается осознание своего долга в необходимости осуществления профессиональной деятельности, соответствующей этому долгу, то есть такого состояния сознания, когда происходит отражение объективных обязанностей студента в идеях, чувствах, убеждениях, во внутренних мотивах педагогической деятельности и реализация их на практике.

Деонтологическое воспитание

процесс систематического и целенаправленного воздействия на сознание педагога.

Деонтологическое мышление педагога

это способность педагога анализировать свои поступки и поступки других участников педагогического процесса, раскрывать их мотивы, прогнозировать поведение в возможных ситуациях.

Деонтологические качества педагога

совокупность компонентов личности педагога, обеспечивающих его устойчивое профессиональное поведение в соответствии с профессиональным долгом.

Деонтологический потенциал педагога

комплекс свойств и способностей педагога, позволяющий действовать  согласно принципам педагогической деонтологии, существующий в скрытом виде и могущий проявиться в профессиональной деятельности.

Деонтологическая позиция педагога

интеграция устойчивых, основанных на сознании долга, отношений педагога к профессиональной сфере деятельности, к той роли, которую он выполняет в данной сфере, к себе как педагогу-профессионалу и к участникам педагогической деятельности, проявляющихся в поведении, порождающем в сочетании с глубокой компетентностью высокие социально значимые результаты.

Деонтологическое сознание педагога

отражение действительности на основе субъективной, свободной и бескорыстной мотивации педагога, базирующейся на уважении к профессиональному долгу.

Деонтологическое  кредо

внутреннее убеждение, формирующее миропонимание, основанное на сознании профессинального долга.

Название модели: «_________________________________________».

Общественный вариант идеальной модели личности педагога-профессионала представлен на следующей схеме:

Фундаментальные знания

1.Философские и социологические

2.Человековедческие

3.Культурологические

4.Методологические

5.Психолого-педагогические

6.Специальные

7.Методические

                Умения

1.Аналитические

2.Прогностические

3.Информационные

4.Проективные

5.Рефлексивные

6.Организаторские

7.Перцептивные

8.Ориентационные

9. Мобилизационные

10.Педагогической техники

11. Исследовательские

12.Личностно-ориентированные

Личностные и профессиональные качества

1.Гражданственность и патриотизм

2. Социальная активность

3.Гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям

4.Подлинная интеллигентность

5.Высокий интеллектуальный уровень, эрудиция

6.Духовность и нравственная зрелость

7.Ценностные ориентации

8. Общая культура

9. Конкурентоспособность

10.Трудолюбие и работоспособность

11.Эмоционально-волевые качества

12. Педагогическая направленность

13. Развитое педагогическое мышление

14. Профессиональный долг

15. Педагогический такт

16. Педагогическая культура

17. Потребность в самосовершенствовании

Гуманная, творческая Личность с позитивной  Я-концепцией, способная к самосовершенствованию, адекватному взаимодействию с социумом

           Компетентность

1.Высокий уровень фундаментальных и интегрированных знаний

2.Владение обобщенными умениями, навыками, способностями

3.Новаторский подход к профессионально-педагогической деятельности

4. Владение инновационными технологиями

5. Умение профессионально, творчески решать педагогические задачи

6.Творчество, мастерство

           Способности

  1. Дидактические
  2. Гностические
  3. Конструктивно-организаторские
  4. Эмоционально-выразительные
  5. Коммуникативные
  6. Суггестивные
  7. Исследовательские
  8. Креативные
  9. Способность к профессиональному росту
  10. Экспрессивные
  11. Способность к саморазвитию
  12. Способность к эмпатии

Схема 1. Модель личности педагога-профессионала (по Л.К. Гребенкиной)

Профессионализм – основа педагогической деонтологии

Подход

Концепция

Закономерности

Принципы

Субъектно-деятельностный

Концепция формирования профессионализма Гребенкиной  Л.К.

Основная идея - профессионализм учителя является результатом субъектно-деятельностного становления и развития его личности в системе непрерывного педагогического образования.
Система формирования профессионализма учителя включает совокупность компонентов целостного педагогического процесса (от цели до результата), сориентированная на профессиограмму и квалификационную характеристику учителя, модель личности педагога-профессионала, опережающий характер обучения, вариативные технологии и высокий уровень мастерства.
Формирование профессионализма учителя есть процесс, логика которого отражает поэтапное развертывание «образа Я» в педагогической профессии и реализуется следующей последовательностью: цель - личностный смысл - мотив выбора профессии - знания о себе - знания об учительской профессии и ее требованиях к личности -самооценка личностных качеств в соответствии с требованиями избранной профессии - профессиональное самоопределение субъектно-деятельностное становление, развитие, совершенствование и самосовершенствование личности в системе непрерывного педагогического образования.

1.Раскрытие творческого потенциала личности, творческая самореализация в профессиональной деятельности являются важным залогом роста профессионализма личности. Отмечалось, что креативность личности обязательно реализуется в профессиональной деятельности, творческом поиске новых, более эффективных способов решения задач, нетривиальных выводах.

2.Достижение профессионализма немыслимо без новаторского подхода, который может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач. Только направленность на созидание позволит получить качественно иные результаты, осуществлять прорыв в новые области профессиональной деятельности. Отсутствие инновационной направленности может привести к тому, что сам субъект труда остановится на уровне профессионального мастерства

3.Субъект труда стремится к личностно-профессиональному развитию и достижению профессионализма в том случае, когда у него сильные, но адекватные мотивы профессиональных достижений и профессиональной самореализации.

-системности,

-целостности, 

-субъектности,

-деятельностного опосредования развития личности