Педагогическая аксиология
Предварительный просмотр:
[Выберите дату]
Кафедра педагогики высшей школы | 2015 |
Педагогическая аксиология |
Основы педагогической аксиологии
Разработка проблем педагогической инноватики, включающей три основных теоретических блока (блоки осмысления процессов создания педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и применения), с необходимостью ведет к определению предмета и задач педагогической аксиологии как части педагогической инноватики. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значение новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.
Следует подчеркнуть, что в философской и педагогической литературе проблемы аксиологии многие годы не получали должного отражения и разработки. Само понятие «аксиология» (буквально — учение о ценностях) третировалось долго как понятие буржуазной философии, а учение о ценностях рассматривалось как одна из основных отраслей идеалистической философии. Действительно, термин «аксиология» в 1902 г. ввел французский философ П. Лапи и в 1908 г. применил немецкий философ Э. Гартман, но объективно содержание этого термина нацелено на отражение ценностных аспектов действительности.
В современных условиях аксиология рассматривается как теория ценностей, или наука о природе ценностей, их роли в структуре современного ценностного мира, т. е. о взаимосвязи различных ценностей с социально-культурными факторами, структурой личности и между собой. Следует иметь в виду и то, что аксиология как особая область философского исследования возникает в том случае, когда понятие бытия разделяется на 2 элемента: реальность и ценность как объект различных желаний и устремлений человека. В настоящее время существенно перемещение внимания на общечеловеческие аспекты ценностей, что диктуется утверждением в сознании людей нового политического мышления, новыми социальными реальностями.
Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние формируются на основе различения человеком сущего и должного, добра и зла, правды и заблуждений и других культурно значимых характеристик действительности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать и при разработке педагогической аксиологии. Педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу формирования человека. Сюда входят и сами субъекты этого процесса (воспитатели и воспитанники), содержание и процесс обучения и воспитания, разнообразные средства воспитания.
Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество — это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует в конечном счете их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.
Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Вторую группу образуют научно-педагогические явления: педагогические теории, идеи, принципы и другие результаты научно-педагогической деятельности.
Существенна для аксиологии и проблема критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений. Так, результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Те же критерии как конкретно-научные при этом зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости. Вопрос о критериях оценки педагогических явлений более сложен: здесь возрастает роль субъективного начала в возникновении и реализации педагогических явлений (скажем, в содержании образования и в процессе обучения), когда трудно отделить, например, результат педагогического воздействия от личности учителя или от особенностей личности ученика. Не случайно такими разноречивыми бывают оценки опыта педагогов-новаторов, непроста и их действительная, объективная оценка: нередко попытки применить их. новации в опыте других учителей кончаются неудачей — личность учителя в этом случае другая. Кроме того, различные педагогические средства (методы, приемы и т. д.), сами по себе ценные, будучи включенными в реальный педагогический процесс, деформируются, снижают или даже теряют свою ценность из-за отсутствия учета условий их эффективного применения и абсолютизации. Так было, например, у нас с программированным обучением в период его бума в конце 60-х — начале 70-х гг. Так до сих пор случается с проблемным обучением, когда пытаются свести к нему все формы работы с учащимися.
Вообще вопрос о динамике ценностей значимости педагогических явлений в зависимости от обстоятельств очень интересен и важен, особенно сейчас, когда идет в школу поток инноваций (реальных и псевдоновшеств), а само обучение и воспитание становится все более сложным, а по позитивному результату все более вероятностным и многопричинным. И все же общий критерий оценки педагогических явлений в целом связан с человеком и его деятельностью как результатом образования (обучения и воспитания): если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, тогда его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Однако в целом проблема критериев ценности явлений в педагогической аксиологии нуждается в серьезных методологических и теоретических исследованиях.
Отношение педагогической аксиологии и педагогической инноватики не прямолинейно. Дело в том, что педагогическая инноватика занимается педагогическими новшествами, в то время как педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Так что речь должна идти по преимуществу о такой части педагогической аксиологии или, лучше сказать, о такой ее функции, которая позволяет оценивать именно новшества, нацелена на выявление их значимости в общей системе, «мире» педагогических ценностей. Эту функцию можно считать сравнительной, поскольку усилия аксиологического анализа направляются на оценку через сравнение новшества с другими нововведениями такого же типа (методами, оргформами и т. п.) или с ценностями, которые новшествами в педагогике не являются. В этой связи следует говорить о сравнительной педагогической аксиологии.
Мы ее связываем в первую очередь со вторым теоретическим блоком инноватики, раскрывающим процессы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом педагогических новшеств, инноваций. При этом восприятие, оценка и освоение нового очень тесно связаны: речь идет об освоении как принятии нового сознанием, появлении готовности к использованию в теоретическом арсенале или к применению на практике.
Так что сравнительная аксиология в значительной мере соответствует содержанию и объему второго теоретического блока педагогической инноватики: ведь оценка предполагает и восприятие, а применение нового — его оценку, принятие его значимости для теории или практики.
Развитие сравнительной аксиологии предполагает в настоящее время сравнительный анализ по социально-педагогической значимости имеющихся и появляющихся сейчас в отечественной и зарубежной педагогике и системе образования новшеств. Этот анализ, в свою очередь, требует методологических схем и методик. В зависимости от типа нового эти схемы и методики могут иметь разный характер. Так, при анализе передового педагогического опыта для его оценки могут быть рассмотрены такие элементы обучения, как педагогические задачи, которые ставятся в обучении, содержание обучения, деятельность учителя и учебная деятельность учащихся, материальное оснащение этих видов деятельности, внешние условия, результаты обучения. Сюда же могут быть подключены и критерии оптимального обучения.
Пример метода оценки нового педагогическим сообществом – метод Дельфи.
Другие названия метода: «Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула».
Авторы метода: О. Холмер, Т. Гордон и др. (США)
Назначение метода. Применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи - один из инструментов выбора и оценки.
Цель метода - получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.
Суть метода. Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.
План действий
- Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.
- Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.
- Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.
- Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.
- Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.
Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.
Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.
Задание. Распишите ценностные ориентации в категориях восприятия инноваций по кривой Роджерса.
Категория | Ценностные ориентации |
Теория ценностей
Понятие | Теоретическое обеспечение | |||
Подход | Концепция | Закономерности | Принципы | |
Философия: ценность-это познание себя,свои наиболее глубокие цели и стремления (Р.Б.Перри, Г.Риккерт,С.Пеппер) Центр ценностных отношений- человек. Философский анализ ценности исходит из человека как конечного продукта ценностных отношений,он может быть представлен конкретно-историческим индивидуумом, определенной социальной группой, но может быть представлен и человечеством в целом. | 1.Гуманистический подход 2.Натуралистический подход | Концепция ценностей Р.Б. Перри — с помощью концепции ценностей человек сможет познать самого себя, свои наиболее глубокие цели и стремления, и это знание окажется для него не менее освобождающим, чем знание законов природы. | 1.Ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены 2.Две ценности считаются равноценными,если они одинаково предпочтительны | 1.Правильность-различает ценности по качесвту знания, которое ориентирует интерес 2.Интенсивность-зависит от силы энергии, требовательности интересов, с которыми ценности связаны 3.Предпочтительность-различает ценности друг от друга и располагает их в ряд по степени предпочтения. 4.Включаемость-характеризует интерес и соответствующую ценность со стороны их согласованности с другими интересами и ценностями, их способность быть включенными в какую-то более широкую систему в обществе или внутри отдельной личности |
Психология:Особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, в общей психологии, занимают ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп. Ценностные ориентации- это ценностное отношение к объективным ценностям общества,выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее.(С.Л.Рубинштейн). Д.А. Леонтьев констатировал, что выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, общественные отношения «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещает жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектов в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеал, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности. | 1.Личностно-ориентированный подход 2.Деятельностный подход | Концепция ценностей - как основной жизненной направленности (Б.Г. Ананьева)- многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств,ее внутренний мир | 1.Один и другой человек в одинаковых внешних условиях ведут себя по-разному именно потому, что их личностный ценностный потенциал различен. 2.Ценностные ориентации являются связующим элементом сознания и самосознания | 1.Принцип свободы выбора 2.Принцип стратегической линии поведения 3.Принцип целостности и взаимной связи |
Педагогика: развитие ценностных ориентаций личности на основе присвоения ценностей, их гармонизации с возвышающимися потребностями в свою очередь определяет направленность сознания, самосознания,а следовательно,и жизненной перспективы, которая является ценностным вектором развития личности, переведенным в цель жизни, которая завершает личностное самоопределение человека в сфере труда, общения,искусства,познания-в окружающий действительности и самом себе.(А.П.Тряпицина, Т.К.Ахаян, С.А.Расчетина, К.А.Абульханова-Славская, Т.Н.Мальковская, М.Г.Казакина) | 1.Личностно-ориентированный подход 2.Деятельностный подход 3.Культурологический подход | Концепция ценностей Т.Н.Мальковская, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова — концепция формирования ценностных ориентаций личности — ими определено, что в формировании личности в целом и в становлении ценностных ориентаций в частности идеал выполняет двоякую функцию: а)Прогностическую,целевую-создает более или менее постоянную интенсивную систему нравственных устремлений (ценностных ориентиров); б)оценочную-является нравственным критерием поступков в различных жизненных ситуациях. | 1.Субъектная позиция учащегося в процессе освоения действительности-это показатель уровня видения воспитательных проблем, нового педагогического мышления, ориентирующего педагога на личностно-гуманную позицию в своей деятельности. 2..Субъектная позиция учащегося в процессе освоения действительности-показатель общего гуманистического критерия в оценке деятельности педагога | 1.Принцип субъектности 2.Принцип жизненного контекста ситуации (М.Г.Казакина) |