статья «Особенности состояния речи у детей младшего школьного возраста с дислалией»

Григораш Олеся Валерьевна

В последнее время, в образовательных организациях,  наблюдается все большее количество учащихся имеющих нарушения звукопроизношения, обусловленные дислалией. Все это сопровождается большим количеством сопутствующих проблем в социализации ребенка и становлении его, как личности.

В связи с этим следует отметить необходимость работы учителя-логопеда в учебном заведении. Именно углубленное обследование, а также ряд подготовительных процедур дает возможность специалисту разработать корректный план работы по коррекции звукопроизношения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, который будет способствовать продуктивной работе и быстрому устранению дефектов звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sostoyaniya_rechi_u_detey_s_dislaliey.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности состояния речи у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Григораш Олеся Валерьевна

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №77

с углубленным изучением химии

Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31

Аннотация

В последнее время, в образовательных организациях,  наблюдается все большее количество учащихся имеющих нарушения звукопроизношения, обусловленные дислалией. Все это сопровождается большим количеством сопутствующих проблем в социализации ребенка и становлении его, как личности.

В связи с этим следует отметить необходимость работы учителя-логопеда в учебном заведении. Именно углубленное обследование, а также ряд подготовительных процедур дает возможность специалисту разработать корректный план работы по коррекции звукопроизношения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, который будет способствовать продуктивной работе и быстрому устранению дефектов звукопроизношения.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, нарушения речи, гармоничная личность, логопедия, межличностное взаимодействие, социализация ребенка.

Введение

В последнее время, в образовательных организациях,  наблюдается все большее количество учащихся имеющих проблемы в разговорной речи. Все это сопровождается большим количеством сопутствующих проблем в социализации ребенка и становлении его, как личности.

В связи с этим, можно утверждать, что данная статья имеет актуальность, как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонетико-фонематических представлений у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.

Также актуальность данной статьи имеется и в психологическом аспекте. Так как в связи с нарушениями речи, ребенок ощущает себя менее успешным в коллективе, чувствует дискомфорт. Тем самым имеет место быть снижению учебной мотивации и снижению самооценки, что влечет к дисгармонизации личности.

Термин «дислалия» произошел относительно недавно. До этого, долгое время речевые расстройства, при которых имеются дефекты произношения, имел название «косноязычие». Термином «косноязычие» назывались все отклонения от нормы в произношении звуков.

Первым, термин «дислалия», ввел в 1827 году профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В своей монографии он применил этот термин как обозначение всех видов произносительных расстройств различной этиологии.

Р. Шультесс, швейцарский врач, в 30-е годы 19века, выделил две группы с речевыми нарушениями: заикание и косноязычие, которое также обозначил термином «дислалия», но в более узком понимании, чем И. Франк. К дислалии он отнес только произносительные нарушения в связи с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.

В дальнейшем все большее количество авторов разделяло дислалию на функциональную и механическую. Однако, в некоторых работах, термин  «механическая дислалия» указывается, как «органическая дислалия», например в работах Е.Ф. Рау, В.А. Синяка.

В настоящее время термин «дислалия» имеет следующее определение: Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Стоит отметить, что также как и сам термин, этиология дислалии  и ее формы разнообразны. Имеются разные научные классификации в понимании  дислалии как нарушения звукопроизношения.  Следует упомянуть о том, что дислалия имеет различные формы проявления, обусловленные различными причинами. При коррекции такого нарушения звукопроизношения, как дислалия, следует учитывать эти детали.

Особенности состояния речи у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Как было сказано выше, грамотная речь является неотъемлемой частью для успешного обучения в школе и для гармонизации ребенка в целом. Следственно на все нарушения и дефекты речи следует обращать внимание с раннего детства, когда у ребенка еще только формируется речь.

Также следует отметить, что детский возраст является наиболее подходящим для коррекции и формирования речи. Чем взрослее ребенок, тем труднее его речь поддается коррекции.

Одно из основных условий для наиболее успешного формирования речи для ребенка, является правильно подобранный путь постановки звука. Для этого изначально необходимо выявить нарушения звукопроизношения.

Для того чтобы выявить нарушения звукопроизношения, необходимо обследовать состояние звукопроизношения.

Для этого существует следующий алгоритм:

1.        Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;

2.        Обследование звукопроизношения;

3.        Обследование фонетического слуха.

Первый этап включает в себя проверку губ, языка, зубов, нёба, челюстей и подъязычной связки.

При проведении второго этапа, проверяется, как произносит звук ребенок (изолировано, в слогах, в словах (начало, середина и конец слова), в словосочетаниях, в предложениях, в тексте).

В третий этап выясняется, как на слух различает фонемы ребенок.

После выявления нарушений звукопроизношения непосредственно идет переход к коррекции и формированию фонетической речи ребенка.

Формирование фонетической речи делится на четыре этапа:

1.        Подготовительный;

2.        Этап постановки отсутствующих звуков;

3.        Этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;

4.        Этап дифференциации звуков.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что перед коррекционной работой по исправлению звукопроизношения необходимо выполнить ряд подготовительных процедур, таких как: обследование и диагностика ребенка, составление речевой карты и разработка индивидуального плана работы по коррекции звукопроизношения. Именно все подготовительные процедуры дают нам понять, насколько необходима работа логопеда. Благодаря обследованию ребенка и составлению речевой карты, возможно разработать индивидуальный план работы и в последствии выстроить полноценную и точную работу для каждого ребенка.  

Выводы

Одной из главных задач в воспитании детей является становление их гармоничной личностью. Одним из аспектов для этого - приобретение ребенком адекватной самооценки, смелости, уверенности в себе и межличностных взаимоотношениях. Поэтому очень важен вопрос о грамотной правильной речи детей.

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи в общеобразовательной организации, является дислалия. Во избежание последствий дислалии в жизни ребенка значимо как можно раньше выявить нарушения и принимать действия по коррекции, т.к. в наиболее раннем возрасте дети быстрее справляются с дислалией.

В данной статье было рассмотрено понятие дислалии в целом.

В ходе рассмотрения теоретических аспектов дислалии, находилась во внимании история введения термина в логопедию. В связи, с чем можно говорить о том, что понятие дислалии является относительно молодым и приобрело свое окончательное определение не сразу.

Также в работе была рассмотрена этиология дислалии, ее формы и виды. Было выявлено то, что данный дефект имеет разные формы проявления в зависимости от причины возникновения.

В тексте указано описание коррекционной работы при дислалии. Следует подчеркнуть, что прежде чем заниматься коррекцией данного нарушения, следует установить этиологию возникновения, провести обследование состояния звукопроизношения, вследствие чего выявить нарушение звукопроизношения. И уже далее возможна коррекция нарушения.

Обследование и составление речевой карты дает полную картину речевого развития ребенка, также дает возможность установить логопедическое заключение. Вследствие чего, имеется возможность разработать корректный план работы по коррекции звукопроизношения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, который будет способствовать продуктивной работе и быстрому устранению дефектов звукопроизношения.

Список литературы

  1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. – Белгород: Изд-во Белгор. Гос. Ун-та, 1998.
  2. Беккер К.-Л., Совак М. ЛОГОПЕДИЯ:   Пер с   нем. 288 с, ил. М.:   Медицина,   1981.
  3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
  4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
  5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  6. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.
  7. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.: ил. — (Внимание: дети!)
  8. Ткачева Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Изд-во ЮВЕНТА, 2007.        
  9. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.
  10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.)