Организационно-педагогические и методические особенности обучения чтению в системе общего образования
Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: сформировать умение анализировать методы обучения чтению, вычленять их достоинства ин недостатки, проводить сравнительный анализ компьютерных программ для обучения чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2_bezrukova_em.doc | 126.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дисциплина: Модуль 2. Организационно-педагогические и методические особенности обучения чтению в системе общего образования
Практическое задание 1, Модуль 2. Организационно-педагогические и методические особенности обучения чтению в системе общего образования
Выполнил:
слушатель Безрукова Елена Михайловна
Практическое задание 1
Цель: сформировать умение анализировать методы обучения чтению, вычленять их достоинства ин недостатки, проводить сравнительный анализ компьютерных программ для обучения чтению
Задание 1. Заполните таблицу «Методы обучения чтению»:
Метод обучения чтения | Автор метода | Год создания | Возраст | Особенности метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Метод глобального чтения | Представление о методе глобального чтения прочно связано с методикой раннего развития Глена Домана. В России используется вариант методики обучения чтению целыми словами Б.Д.Корсунской. | Начало 20-х годов ХХ в. | Можно работать с детьми уже с третьего года жизни. | Суть обучения состоит в том, что ребенку в течениие нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. | Метод позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей. | Пассивность ребенка, от него не ждут реакции ,не задают вопросы на закрепление усвоенного.Ребенку необходимо догадатьсясамостоятельноо принципе чтения, а не всем это под силу. Методика рассчитывалась на обучение чтению на английском языке , а русское словообразование сильно от него отличается. |
Метод чтения целых слов | Разработал этот метод в России В.Золотов. Интересную попытку синтезировать существующие методы чтения целых слов осуществил Немецкий сурдопедагог К.Малиш. | Возник в Америке в начале ХХ века. В России в 1917г.ека. | Уже на первом году жизни. | Сущность этого метода заключается в том, что происходит запоминание большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы. | Важным преимуществом метода является соблюдение фонетической последовательности при подборе материала, что безусловно содействует более высокому качеству произношения детей, а также тесная увязка устной речи с письменной. | Речь детей полна дефектных звуков. Внятность в значительной мере уступает той, что достигается при звуковом методе. |
Метод послогового чтения | В конце ХIХв. Житомирский и Анастасиев. В 1924 г. - Мироносицкий. С Поляков. | Конец ХIХв. | От двух лет. | Слоговые методы, в системе которых единица чтения –слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв, как цельный графический элемент. | Научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых. | Ребенок, читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово и предложение. Смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, зачастую-не полностью. |
Звуковой метод | К.Д.Ушинский. Л.Н.Толстой. Д.Б.Эльконин. | ХIХ век. | Начиная с 3- 3,5 лет. | Ребеноу учится слышать и выделять различные звуки в словах, затем складывать их в слоги. | Именно звуковой метод наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка. | Ребенок не начинает читать сразу целыми словами и не понимает смысл слова. |
,
Задание 2. Заполните таблицу «Компьютерные программы для обучения чтению»:
Название | Автор | Год создания | Возраст | Особенности программы | Достоинства | Недостатки |
Веселая азбука от Кирилла и Мефодия |
|
|
| Это интерактивныемультфильмы-уроки для детей. Структура программы строго линейная: от букв к слогам, словам и предложения. | Развивает внимательность, способность анализировать | На этапе чтения ребенок произносит буквы, как в алфавите, перейти на следующий этап, минуя предыдущий невозможно. |
Веселая азбука | Фирма «Руссобит-М» |
| С пяти лет | Игра-мультик. У программы несколько уровней, Можно войти сразу на нужный уровень. | Непосредственно от первых звуков сразу идет переход к слогам и словам | Не все появляющиеся картинки привязаны к сюжету. Упражнения напоминают школьный букварь, а развлекательных игр не так уж много. Дается сразу много сложного материала. |
Волшебный букварь | Московская фирма «Акелла» |
|
| В программе использована концепция чтение через письмо», то есть печатаем буквы и параллельно учимся их читать. | Ребенок попадает в сказку и учится читать, писать любые слова и буквы, которые ему захочется. | Некоторые задания технически сложны, буквы произносятся, как в алфавите, нельзя набрать слово больше, чем из шести букв. Не на все слова есть картинки. |
Azbuka pro |
| 2004г | От 3 до 7 лет | Обучение происходит в игровой форме и начинается с самых основ: изучаем русский алфавит, слоги, составляем слова из слогов и букв и учимся читать | Можно выбирать цвет, вид букв, чтение мужским или женским голосом, количество упражнений за урок можно настроить. За хорошо выполненное задание программа похвалит ребенка. | Работа через наушники, игры простые и их мало, программа рассчитана на получение именно начальных навыков чтения, не развивает речь и грамотность ребенка. |
Маленькая баба-яга учится читать |
|
|
| Не только обучающая программа, но и полноценный мультфильм. | Все игры основаны на методике опережающего обучения. Так, постепенно, ребенка подводят к овладению навыком чтения. | Задания довольны сложные, невозможно отключить музыкальный фон. |
Говорящая азбука «Знаток» | Это небольшой электронный плакат, рядом с каждой буквой картинка и кнопка, нажимаешь-буква произносится. | Плакат можно разместить на уровне глаз ребенка, азбука познакомит с буквами и похвалит за успешно выполненное задание. | В первом варианте азбуки произносятся названия букв, а не звуки, заданий всего три, азбука не учит складывать буквы в слоги. | |||
Игры для тигры | Старший школьный возраст | Оптимальное решение задач по созданию речевых предпосылок к овладению чтением. | Комплексный подход к коррекции речевых нарушений: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Логопедическая программа проста в управлении. | Не пишется про недостатки. |