Мотивация учебной деятельности учащихся в классе гитары

Долгова Марина Валентиновна

Содержание:

  1. Введение                                                                                        3
  2. Понятие и сущность мотивации.                                                   5

 

  1. Мотивация в процессе учебной деятельности учащихся

ДМШ по классу гитары                                                                7

 

  1. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся

младшего возраста                                                                       13

 

  1. Особенности мотивации учебной деятельности

подростков                                                                                   16

 

  1. Мотивации родителей                                                                   18

 

  1. Заключение                                                                                     21

 

  1. Список используемой литературы                                                25

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Мотивация обучения в музыкальной школе является важной задачей, которую вынуждены решать преподаватели, а также и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда не придётся уговаривать его не бросать музыку. Основное условие успешного обучения – мотивация учения. Мотив (от латинского – «приводить в движение, толкать») – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности. Сейчас существует проблема с набором учащихся в музыкальную школу, что вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных, наблюдается снижение мотивации к игре на музыкальном инструменте, снижение общего интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению. Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно-технический прогресс, телевидение и интернет, пропаганда гламурного образа жизни, - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Демотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем ребенка, предоставляя ему свободу выбора и действий. В настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых подходов, методик преподавания для увеличения интереса учащихся к обучению, повышения их уровня мотивации.

Многие дети бросают музыкальную школу, проучившись в ней 2-3 года. Повышать учебную мотивацию – значит организовывать учебный процесс так, чтобы у обучаемых появлялось желание учиться и самосовершенствоваться. Для этого нам, преподавателям, нужно знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся, искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, удержать в музыкальной школе.

Для формирования устойчивого интереса к обучению в ДМШ нужно сделать так, чтобы все наши ученики как можно раньше получили всё необходимое для практического музицирования и как можно легче и быстрее преодолеть препятствия на пути к нему.

Дети, рождённые в XXI веке, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. Занятия с детьми - это каждодневный, кропотливый, достаточно сложный труд, к каждому ребёнку требуется свой подход, свой волшебный ключик, чтобы раскрыть его, развить всё лучшее, что в нём есть, а всё, что не столь нужно для музыки, (скажем так),отодвинуть на задний план. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Современное общество XXI века живёт в мире компьютерных и коммуникационных технологий. Массовая культура нашего времени далека от совершенства и посредством кино, телевидения, интернета агрессивно навязывает зрителю свои законы и вкусы. Более всего от насаждения такого мировоззрения и художественной безвкусицы страдают наши дети – подрастающее поколение, как нашей страны, так и всего мирового сообщества в целом. Думается, что в современных условиях именно детские музыкальные школы и школы искусств в процессе своей педагогической и просветительской деятельности призваны к осуществлению благороднейшей и наиважнейшей миссии - целенаправленно формировать истинно художественные вкусы нашей молодежи, прививать искреннюю любовь к выбранному инструменту, развивать её творческую активность и самовыражение, воспитывать высокую духовность и бережное отношение к национальной и мировой музыкальной культуре, и, в целом, способствовать формированию всесторонне, гармонично развитой личности средствами инструментального исполнительства. И широчайшие возможности для осуществления этой высокой идеи предоставляются педагогам и их воспитанникам именно в классе гитары. Гитара – самый востребованный, наиболее активно развивающийся в техническом и художественном плане инструмент с богатым прошлым и, безусловно, выдающимся будущим. На сегодняшний день популярность гитары у самых широких слоёв общества просто невероятна и вызывает неподдельное восхищение: имея, пожалуй, самую древнюю историю становления и формирования, гитара не только не уходит в прошлое, но с каждым годом лишь укрепляет свои позиции в музыкальном мире.

Проблема мотивации и мотивов поведения — одна из стержневых в педагогике и психологии. Откуда берутся и как возникают мотивы? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение и для развития теории и для решения многих практических задач.

Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д. Карнеги: «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идёт основная мысль о том, что единственная возможность заставить человека сделать что-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. А выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В. Н. Мясищев любил говорить, что: «Результаты, которые достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые у этого человека есть и которые побуждают его определённым образом себя вести».

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах отечественных психологов: Асеева В. Г., Чхартишвили Ш. Н., Маслоу., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.

Изучение мотивации необходимо, так как это один из способов управления личностью, воздействия на её потребности и желания.

Понятие и сущность мотивации.

Взгляды на сущность мотивации в работах выдающихся учёных существенно расходятся, и мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение, в другом - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном - за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (разный у разных авторов). Так, например, В. Г. Асеев включает в понятие мотивации «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы». Все эти мотивационные явления В. Г. Асеев объединяет термином «побуждение».

Всё же психологи в основном группируются вокруг следующих точек зрения на мотив как на потребность, на намерение, на цель, на побуждение, на состояния, на свойства личности, на удовлетворённость, на формулировку.

Однозначно, монистический подход к пониманию сущности мотива, когда за него принимаются разные и отдельные психологические феномены, себя не оправдывает. В то же время в каждой монистической концепции сущности мотива имеется рациональное зерно, отражающее одну из сторон мотива как основания действия, поведения, поступка, деятельности. Так, принятие в качестве мотива потребности даёт возможность получить ответ, почему осуществляется активность человека; принятие за мотив устойчивых свойств личности даёт ответ, почему выбраны именно эта цель, этот способ её достижения; а принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего, ради чего проявляется эта активность. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетическую сторону. Поэтому очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. И не случайно в последние годы всё более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции. Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. Исходя из этого, можно сказать, что в науке и практике назрела необходимость отрешиться от отождествления понятия мотива с другими понятиями, от подмены другими терминами и дать ему такое определение, которое отвечает рассматриваемой проблеме.

Нам близко понимание мотивации как сложного психологического образования, вызванного каким-либо мотивом или группой мотивов, побуждающих личность к действию.

Важным представляется соотношение «мотив» и «потребность». В научной литературе нет полной определённости по вопросу о взаимосвязи потребностей и мотивов. Так, Ш. Н. Чхартишвили склоняется к необходимости отождествлять мотивы и потребности. «Большая часть тех явлений, — пишет он, - которые обычно в педагогической литературе называют мотивами учения, представляет собой потребность или явление, непосредственно связанное с потребностями».

В.И. Селиванов отмечает временные различия между мотивом и потребностью. Потребности, по его мнению, как система осознанных и неосознанных побуждений, характеризуются относительной устойчивостью и постоянством, тогда как отдельные мотивы могут быть временными, преходящими образованиями. Многие мотивы, как считает автор, вообще не связаны с наличными потребностями человека. Так требования, приказы и другие воздействия окружающей среды, отражаясь в сознании, могут стать мотивами вопреки существующим потребностям личности.

Наиболее четко и определенно вопрос о соотношении мотивов и потребностей решается А.Н. Леонтьевым. Он считает, что за мотивом всегда скрывается проблема потребностей в её реальности, но в понятии

«потребность» мотив находится скрыто. «Мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведёт его к деятельности».

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом

случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека, определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Мотивация в процессе учебной деятельности учащихся ДМШ по классу гитары.

Современное общество XXI века живёт (а может просто вынуждено жить) в мире компьютерных и коммуникационных технологий. Массовая культура нашего времени далека от совершенства и посредством кино, телевидения, интернета агрессивно навязывает зрителю свои законы и вкусы. Более всего от насаждения такого мировоззрения и художественной безвкусицы страдают наши дети – подрастающее поколение, как нашей страны, так и всего мирового сообщества в целом.

Думается, что в современных условиях именно детские музыкальные школы и школы искусств в процессе своей педагогической и просветительской деятельности призваны к осуществлению благороднейшей и наиважнейшей миссии - целенаправленно формировать истинно художественные вкусы нашей молодежи, прививать искреннюю любовь к выбранному инструменту, развивать её творческую активность и самовыражение, воспитывать высокую духовность и бережное отношение к национальной и мировой музыкальной культуре, и, в целом, способствовать формированию всесторонне, гармонично развитой личности средствами инструментального исполнительства. И широчайшие возможности для осуществления этой высокой идеи предоставляются педагогам и их воспитанникам именно в классе гитары.

Гитара – самый востребованный, наиболее активно развивающийся в техническом и художественном плане инструмент с богатым прошлым и, безусловно, выдающимся будущим. На сегодняшний день популярность гитары у самых широких слоёв общества просто невероятна и вызывает неподдельное восхищение: имея, пожалуй, самую древнюю историю становления и формирования, гитара не только не уходит в прошлое, но с каждым годом лишь укрепляет свои позиции в музыкальном мире. Гитара сегодня пользуется исключительным спросом – купить, хорошую, качественную гитару известной фирмы – престижно и даже модно, а разнообразие видов и модификаций гитары способно удовлетворить запросы, как самого притязательного профессионала, так и гитариста – любителя, играющего для души в кругу семьи.

В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в ДМШ, кажется, должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся ДМШ, по сравнению с другими странами и другими инструментами, остается невысоким. В данной ситуации необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников ДМШ, как мотивация их занятий. Проблематика мотивации в контексте гитары не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изучения.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении ребенка к окружающему миру, различным видам деятельности.

Мотивация – это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. В нашем случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на гитаре.

Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызвал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Задача преподавателя – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путём - через формирование учебной деятельности. При прочих благоприятных условиях (здоровья ученика, отношения к нему преподавателя) результат не заставит себя ждать, но начинать надо как можно раньше.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребёнка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребёнка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относится, в первую очередь, желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников (гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания). Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей.

На этапе формирования методики преподавания гитары необходимо уделить внимание вопросам определения целей и задач обучения игре на гитаре в ДМШ. Данные цели должны благотворно влиять на развитие личности учеников и на повышение культурного уровня страны в целом.

В процессе освоения инструмента, педагогу необходимо объяснить ученику и его родителям цели и перспективы обучения. Обучение может преследовать различные цели: дальнейшее профессиональное обучение, аккомпанемент, сочинение музыки или просто удовольствие музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям.

Рассмотрим некоторые основные причины снижения интереса к гитаре в начале обучения.

Большинство детей, приходящих в ДМШ, не представляют себе объёма требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности и по другим дисциплинам. Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребёнка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.

Выработка мотивации у учащихся класса гитары ДМШ имеет свою специфику, базируется на отношении к гитаре «общей массы» населения. То есть людям, которые хотят играть песни, надо объяснять и рассказывать, что, во-первых, кроме песен есть ещё и классическая музыка, а, во-вторых, песни – это не прерогатива ДМШ.

Механизм выработки мотивации в любых видах деятельности абсолютно одинаков.

«Хочется делать то, что получается делать». В педагогике есть такое понятие, как ситуация успеха. То есть обучаемому предлагают такие задания, которые он гарантировано, выполнит, но сам обучаемый об этом естественно не знает. Успешно выполняя задание, ребёнок получает позитивные эмоции успеха, которые закрепляются и сама учебная деятельность начинает ассоциироваться с чем-то приятным. То есть ребёнок начинает хотеть играть, потому что это легко и радостно.

В идеале в дальнейшем должен произойти сдвиг мотива на цель. Цель (в нашем случае занятия на инструменте) становится самостоятельным мотивом и не нуждается во влиянии (мотивации). При наличии такового мотива следует его максимально использовать и поддерживать. Чтобы ребёнку было интересно, необходимо включать в процесс обучения игровые элементы, творческие задания, подбирать репертуар в соответствии со склонностями ученика. Далеко не последнюю роль в формировании яркого оригинального репертуара способны сыграть пьесы, написанные современными композиторами        в разных стилях: блюзы, рэгтаймы, буги-вуги, рок-н-роллы, музыка кантри, а также программная джазовая музыка, легко и с удовольствием воспринимая современными детьми.

По утверждению широко известного в России и за рубежом гитариста – композитора, исполнителя и педагога О. Киселёва, очень важно давать ученику современные пьесы, написанные в разных музыкальных стилях. Особенно джазовые пьесы! Эти пьесы очень нравятся ученикам, поскольку джазовая музыка насквозь проникнута оптимизмом, юмором, шаловливостью, то есть всеми теми качествами, которые так присущи детям. А качающийся ритмический рисунок свинга, неожиданные синкопы самбы и босса новы, внезапные акценты рок–н–ролла привлекают учеников своей необычностью в сравнении с канонами классической музыки.

По моему мнению, очень важно давать юным гитаристам не переложения фортепианных пьес для гитары, а разучивать с ними пьесы, написанные специально для гитары и с учётом технических возможностей учеников. Большинство моих учеников не утратили интереса к гитарной музыке благодаря тому, мы с ними не зацикливались только на классических произведениях.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами. Существует понятие

«подготовить почву для саморазвития» и задача – не убить врождённое стремление миропознания. Мотивы, почему ребёнок не желает заниматься, а убегает на улицу, нужно рассматривать в каждом конкретном случае отдельно. Основную проблему мотивации к игре на инструменте мы испытываем как раз с учениками класса гитары. Чтобы начать играть на гитаре мало–мальски ровно и попадать в ноты, нужно затратить намного больше энергии и прилежания по сравнению, например, с фортепиано.

Обучение игре на классической гитаре – это сложная деятельность. Главным в обучении является активное участие   ребёнка в этой деятельности. В ходе активной деятельности ученик превращается в её субъекта, а это означает, что у него складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития - психические новообразования. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. Концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п.

Ансамблевое музицирование является одним из способов повышения интереса к обучения в музыкальной школе. С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Игра в ансамбле учитель - ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей песни и музыка из мультфильмов, отрывки из музыки к кинофильмам, телепередачам. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке. Ребёнок в процессе занятий на своём инструменте должен не только развиваться технически, выполняя все задания педагога, хорошо играть гаммы, этюды и пьесы, но и получать удовольствие от участия в коллективной игре со своими сверстниками.

Игра в ансамбле помогает учащимся преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным. Ребят всегда увлекает этот вид деятельности. Занятия в классе ансамбля приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. Преподаватель, создавая ансамбль, должен учитывать совместимость характеров учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их технической подготовки владения инструментом.

Огромное значение в повышении мотивации обучения учащихся в музыкальной школе является исполнительская практика. Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики. Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Он ждет указаний взрослого, при этом не только о том, что он должен делать, но и как, каким образом, в каком порядке надо выполнять ряд действий. Именно благодаря исполнительной активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приемами действий.

Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре. Регулярно каждый

ученик класса может выступать на родительских собраниях перед учащимися и родителями класса, можно предложить родителям спеть под аккомпанемент детей и заранее подготовить такие номера к концертным выступлениям.

Необходимо привлекать учащихся к участию в различных концертах как в школе, так и за её пределами, например, в детских садах и общеобразовательных школах, где смогут выступить все дети, независимо от способностей.

Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Например, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.

Немаловажную роль в повышении интереса к обучению играет участие в музыкальных конкурсах. Часто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая цель - то для её достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником. После конкурса часто появляется желание заниматься, наблюдается прогресс, лучшие результаты работы.

Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя. В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.

Важно создать у ученика уверенность в том, что преподаватель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону. Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме.

Эффективный способ повышения мотивации - не упускать из вида цель. Необходимо регулярно подчеркивать прагматический аспект процесса обучения игре на гитаре, путём составления списка всех преимуществ, которые будут доступны после достижения цели.

Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты

Обучение музыке – это многосторонний процесс, в котором педагог должен формировать у ученика не только профессиональные навыки игры, но и здоровый эстетический вкус, широкий художественный кругозор и моральные качества передового, прогрессивного человека.

Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и занятию им. Уже одно это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика. Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно даёт людям, за те богатейшие возможности, какие оно открывает для активной жизненной позиции, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьёзно занимается. Сделать так - полюбил автора больше, чем себя, произведение – больше, чем свою трактовку, исполнение – больше, чем последующий за ним успех, - вот к чему должны быть направлены все усилия педагога.

Посещение концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные культурно

– исторические места следует проводить не только со всем классом, но и с отдельными учащимися. Важно, чтобы молодой музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Благотворность воздействия концертов больших артистов, искусство которых оставляет неизгладимый след в сердцах слушателей трудно переоценить.

Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем более разносторонне оно ведётся. Необходимо при любой возможности обращать внимание ученика на красоту образов музыки, литературы, картины или скульптуры.

Пробуждать глубокий и стойкий интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика – добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля.

Известно, что некоторые педагоги успешно развивают любовь к музыке. Каким образом это делается? Обычно, прежде всего, тем, что они сами горячо её любят, что соприкосновение с искусством заставляет их «загораться». Это создаёт в классе подлинно художественную, творческую атмосферу и увлекает учеников.

Особенности мотивации учебной деятельности учащихся    младшего возраста.

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий и важный момент для педагога и ребёнка. С первых уроков необходимо завоевать его доверие, расположить к себе. Именно в доброжелательном общении с учеником мы, педагоги, делаем первые шаги к успеху. Надо увлечь ученика так, чтобы он вам доверился и шел на урок с радостью и интересом. Нельзя перегружать ученика с первых уроков информацией. Необходимо давать материал строго последовательно и, желательно, в игровой форме, так как дети 6-7 лет через игру легче воспринимают знания.

Уместно вспомнить примеры знаменитых педагогов, таких как А. Сеговия, Г. Нейгауз, И. Столярский, Ю. Кузин и многие другие, которые

находили в каждом ученике неповторимую красоту, развивая в них такие психологические и музыкальные возможности, которые ученики и представить в себе не могли.

Анализируя опыт таких педагогов, как Рудольф Шнайдер, Вера Донская, Илья Шумайлов, Елена Поплянова, Виктор Козлов, А. Гитман, можно выделилить характерную особенность детей младшего возраста: жажда познания окружающего мира через игры. Одни из них (игр) помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения и усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Как правило, малыши, пришедшие в подготовительную группу или первый класс музыкальной школы, полны оптимизма и уверенности в том, что стоит учителю показать, как играют на инструменте, у них все тут же всё получится. Не стоит маленьких фантазёров опускать на землю. Желательно как можно дольше продлить у них это состояние полёта. Ведь именно ощущение того, что ты можешь, что у тебя всё получается, окрыляет ребёнка, помогает ему достичь наибольших результатов, делает его неутомимым тружеником.

Для достижения исполнительского мастерства гитаристу, как и любому музыканту, необходимо в своем музыкальном развитии пройти все стадии обучения. Особенно важен начальный период обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя. Отмечу важность того, чтобы с самого начала обучения у ребёнка в руках был качественный инструмент. Прежде чем приступать к работе с инструментом, необходимо провести комплекс подготовительных упражнений в игровой форме.

В занятиях с маленькими детьми мне помогают сборники Веры Донской «Я рисую музыку» и «Нарисуй картинку музыкой». Сборники делятся на два периода:

от 3–х до 5–ти лет и с 5–ти до 7–ми. Эти издания интересны тем, что обучение связано с цветом: маленькие дети с трудом усваивают графическую запись звука, зато отлично воспринимают разные цвета. На этом, а так же на ритмическом произношении текстов, и построены занятия с малышами: сначала произносится слово, затем играется звук и ученику задается вопрос: какого цвета этот звук? И звук раскрашивается в цвет выбранный учеником.

Занятия идут постепенно: сначала играются пьески, состоящие из одной ноты (с аккомпанементом преподавателя), затем добавляются другие ноты и другие цвета. Каждой ноте соответствует свой цвет. Если появляются ритмические сложности, то пьески мы еще раз проговариваем и прохлопываем в ладоши. Таким образом, цвет помогает запоминать звук, а текст – играть правильный ритм. От раскрашивания отдельных нот мы переходим к раскрашиванию струн: ноты раскрашиваются в соответствии с выбранным цветом струны. При таком подходе видны переходы со струны на струну, быстро учится текст, попутно знакомимся с некоторыми необходимыми обозначениями и расшифровками терминов. Чудесные рисунки к пьесам, которые можно и нужно раскрашивать, создают настроение и образ, что очень важно в период начального обучения.

Что касается посадки и постановки, то все происходит как и с учениками постарше: руки у малышей, как правило ставятся без проблем, а возможность долгого проигрывания сначала по открытой струне дает время не спеша корректировать и посадку, и постановку рук. Для перерывов в занятии мы используем раскрашивание нот и небольшую гимнастику – чтобы не уставала спина и расслаблялись мышцы. Важно присутствие родителей на уроках, чтобы они могли творчески продолжать музыкальные занятия дома.

Трудности привыкания к обучению и музыкальной школе зависят от целого ряда причин. Прежде всего, от состояния здоровья и типа темперамента, от опыта общения в коллективе и сложившегося уровня притязаний; от способностей и умения сосредоточиться, усидчивости и работоспособности, от умения адаптироваться к новым условиям; от эмоционального склада, чуткости и способности сопереживать музыкальному образу, личной или чужой неудаче, - или успеху.

Поначалу ученик обучение на музыкальном инструменте воспринимает как игру. Внимание и похвала родителей и педагогов на некоторое время удерживают его интерес к обучению.

Учитывая возраст начинающих детей (9 -11 лет), я использую методику А. Ф. Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» с репертуарным приложением, основными задачами которого являются:

Правильная посадка и постановка рук;

Правильные движения рук;

Ясное, внятное звукоизвлечение;

Развитие мелодического и гармонического слуха;

Воспитание естественности музыкального восприятия.

В данной методике мелодии представлены в нотной записи и аккомпанемент - в буквенной записи. Ученик сначала играет аккорды сопровождения, а педагог -мелодию. В дальнейшем мелодии исполняются учеником. Игра мелодий приучает ученика к нотной грамоте, способствует развитию техники и музыкальности, т. к. требует плавного, естественного звучания.

Наряду с произведениями мастеров прошлого (Ф. Сор, М. Джулиани, Н. Кос, Ф. Таррега, А. Сеговия) в процессе обучении я использую музыку, написанную для детей современным композитором, исполнителем и педагогом Виктором Козловым. Большой популярностью у моих учеников пользуются альбом Елены Попляновой «Путешествие на остров Гитара», а так же сборники В. Козлова «Маленькие тайны сеньориты Гитары», сборник дуэтов

«Эхо бразильского карнавала» и многие другие.

Альбом «Путешествие на остров Гитара» написан от имени самой Гитары. В первой части сборника Гитара знакомится с ребенком, рассказывает о себе, задает вопросы. В книге есть специальное место под вопросами с картинками, где ребенок может записать свои ответы сам или с помощью взрослых. А при желании – раскрасить рисунки или нарисовать свои.

Вторая часть альбома   представляет собой музыкальные произведения для соло и дуэта гитар. Пьесы рассчитаны на учащихся музыкальной школы с первого по пятый класс. А вот в дуэтах есть небольшая хитрость: они написаны таким образом, что исполнять их могут начинающие гитаристы вместе с учащимися старших классов. Для этого предусмотрена определенная сложность первой и второй партии. Игра в дуэте захватывает детей, они с удовольствием занимаются совместным музицированием.

В альбоме «Маленькие тайны сеньориты Гитары» представлены пьесы, способствующие развитию технических навыков юных исполнителей. В предложенных произведениях автор использует приёмы игры, которые появились в XX веке. В книге представлены словарь графических обозначений современных приемов игры на гитаре и страничка для педагога с методическими пояснениями для всех произведений.

В старших классах я использую джазовые пьесы, написанные для детей композитором, исполнителем и педагогом А. Виницким. Дети с удовольствием играют музыку в джазовом стиле. Играя в этом стиле юный музыкант раскрепощается, получает немало положительных эмоций, и, кроме того, в ребенке поддерживается искренний и неугасающий интерес к овладению гитарой.

Особенности мотивации учебной деятельности подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Он всегда считался критическим, но изменения различных качеств ученика происходят по-разному, общие закономерности проявляются через индивидуальные вариации, зависящие от окружающей среды и конкретных условий воспитания детей, от врождённых особенностей организма или личности.

Этот период характеризуется выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Подросток стремится утвердить свою независимость и самостоятельность, что создаёт благоприятную почву для поиска новых форм и средств самовыражения, занятий творчеством, развития самоконтроля и самокритичности, формированию чувства ответственности и осознанности выбора своих действий, и, в конечном счёте, для развития его личности.

Каждому ребёнку присущи свои возможности, способности и индивидуальные интересы, поэтому у него и свой собственный успех, и свои собственные достижения. Именно в сфере интересов ученика лежит ключ решения многих проблем.

Для повышения внутренней мотивации учащихся можно использовать мотив достижения, который определяется как устойчивая потребность в

достижении результата работы, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Заметим, эта потребность проявляется в любой ситуации и независимо от конкретного её содержания. В приложении № 1 представлена таблица различий в поведении учащихся инструментального класса с мотивами «стремления к успеху» и «избегания неудач».

На формирование мотивации достижений подростков влияет множество внешних условий. Для педагога чрезвычайно важно знать не только эти условия, но и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации каждого конкретного ребёнка.

Обозначу комплекс условий развития мотивации достижений учащихся в образовательном процессе, успешно реализуемый, на мой взгляд, в практике ДМШ им. А. С. Аренского:

поставленные задачи и характер самой деятельности соответствуют возможностям учеников и гарантируют им успех не менее чем на 50 %;

при планировании учебных занятий учитывается сложность и доступность изучаемого материала; возможность выбора (деятельности, заданий, путей решения); соответствие развивающему уровню притязаний детей; наличие задач разной степени сложности, которые создают возможности для переживания ситуации успеха каждому ученику; присутствие новизны, активизирующей мыслительную деятельность и познавательный интерес подростков, а также возможность использовать повторы для поднятия у слабо мотивированных детей уверенности в собственных силах. Мышление подростка, в сравнении с младшими детьми, становится более систематизированным, последовательным, зрелым и критичным. Он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям, способен понять аргументацию и убедиться в её обоснованности, согласиться с разумными доводами педагога;

процесс выполнения поставленной учебной задачи предусматривает возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений, для проявления самостоятельности на разных этапах познавательной деятельности: постановке учебной задачи, при отработке полученных знаний, самоконтроля на всех этапах.

методы и способы побуждения подростков к деятельности не носят слишком жёсткий характер, не ограничивают их автономность и самостоятельность.

система мониторинга и контроля обеспечивает объективное выявление уровня компетентности: учащиеся знают, каких результатов ждёт от них преподаватель, по каким критериям и показателям будет производиться оценка.

В этом возрасте значительно изменяется отношение к отметке как стимулу. Оценка мотивирует ученика к достижениям, если она воспринимается им как объективная и справедливая; помогает выявлять недостатки и указывает способы улучшения его деятельности и т.д.

Справедливой подростки считают оценку, которая учитывает не только полученный результат, но и усилия, вложенные в выполнение задания, и не зависит ни от каких прочих условий: отношений с педагогом, поведения, личных симпатий и антипатий.

В этом возрасте особенно важно сформировать у подростков позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность.

В процессе активной исполнительской деятельности интенсивно развивается психологическая устойчивость юного музыканта (преодоление сценического волнения), воспитываются навыки самоконтроля во время исполнения музыкального произведения. Становясь добровольным участником творческой жизни школы (как музыкальной, так и общеобразовательной), учащийся неизменно «вырастает» в собственных глазах (что особенно актуально в период подростковой неуверенности в себе), а уважение со стороны взрослых – учителей, педагогов, родителей, родственников, - способствует ещё более интенсивным занятиям музыкой и достижению ещё более значимого результата.

Мотивация родителей.

Одним из основных условий повышения мотивации у учащихся является мотивация родителей в обучении на инструменте. Если родитель считает обучение музыке необходимым – ребёнок будет учиться.

Занятия на гитаре дают возможность ребёнку научиться преодолевать себя, мобилизовать, дисциплинировать, ставить перед собой цель и достигать её. Кроме того, родителям больше нравится круг общения ребёнка, который складывается в музыкальных школах, чем тот,   который у него сформировался в общеобразовательной школе.

Родители должны убеждать ребёнка, что для достижения результата надо трудиться. Желательно присутствие их на уроках (хотя бы   в начале обучения) у своего ребёнка.

Самый мощный толчок, вызывающий желание у ребёнка преодолевать трудности – это собственный пример родителей. В идеале - учиться играть вместе с ребёнком. Японец Синити Судзуки, исследовав процесс обучения игре на инструменте, сделал вывод: поскольку наилучшими учителями для ребёнка являются его родители, тот, кто хочет обучать игре своего малыша, должен и сам уметь играть, а так же понимать, какие трудности связаны с игрой на данном инструменте. Обязательно совместное с детьми посещение концертов, это неотъёмная часть воспитания музыканта.

Учитывая, что интерес к занятиям музыкой у большинства начинающих музыкантов нестойкий, его приходится всё время искусственно подогревать, но на разных этапах – разными средствами. Некоторые приёмы поддержания

интереса могут освоить родители и воспитатели, другие требуют квалификации профессионального педагога – учителя музыки.

Тактика родителей достаточно проста - для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:

никогда не принуждать,

всегда ограничивать,

иногда запрещать.

Замечу, что в первом пункте слово "никогда" желательно понимать буквально, ибо достаточно даже однократного принуждения, чтобы испортить всё дело. Сразу образуется "заколдованный круг" - я заставляю ребёнка заниматься, потому, что он не хочет, а он не хочет, потому, что я заставляю... (ещё в древности философ Ксенофонт сказал: "Кого заставляют силой, тот ненавидит, как будто у него что-то отняли".)

Стоит отметить, что все родители превосходно умеют управлять интересами ребёнка, но забывают это свое умение, как только дело доходит до музыкальных занятий. Например, почему ваш ребёнок всегда не прочь съесть мороженое? Как вы этого добились? Очень просто: во-первых, вы никогда его не заставляли это делать, а во-вторых, всегда устанавливали ограничения – чтобы не простудился, или денег нет на мороженое, или еще по какой-то причине. Результат отменный: желание сформировано: готов съесть, сколько дадут, заставлять не приходится. А вот с манной кашей всё наоборот: ребёнка никто не ограничивал в количестве этого продукта, но бывали случаи, когда кормили под нажимом. Результат? – Не мне вам рассказывать...

Теперь спросим себя: действительно ли мороженое слаще манной каши?

– и поймём, что причина не в дозировке сахара, а в том, что "запретный плод сладок". И еще поймём, что педагогика – это искусство управлять желаниями.

Как же применить свой замечательно успешный опыт воспитания любви к мороженому – в музыкальном обучении ребёнка?

Обусловьте возможность игры на музыкальном инструменте выполнением каких-либо обязательных поручений. Например, говорите так: "Не играй, пока не уберёшь в своей комнате" ("пока не вынесешь ведро с мусором", "пока не застелешь постель", «пока не помоешь посуду" и т. п.).

Дайте понять, что вы не одобряете музыкальные занятия и ограничьте время игры на инструменте: "Можешь играть, но не больше двух часов в день" ("не больше получаса подряд", "не во время обеда", "только не сейчас, когда мама прилегла отдохнуть", "не мешай папе смотреть футбол по телевизору", "тише, разбудишь соседей", "лучше побегай на свежем воздухе", "займись чем-нибудь другим, сколько можно бренчать!" и т. д.).

В очень редких случаях ограничений оказывается недостаточно, тогда, чтобы пробудился интерес к занятиям музыкой, требуется запрет. Разумеется, это только уловка, поэтому запрет должен быть таким, чтобы его удавалось обойти.

Особенно важно придерживаться такой тактики при воспитании сыновей. Если, имея дело с девочками, иногда удается диктовать им свою волю, пользуясь послушанием и исполнительностью (и то далеко не всегда), то с мальчиками этот номер не проходит. В них силён дух противоречия, и неумелые попытки навязать им свою волю и приобщить к музыке силой – часто приводят к обратному результату.

Почти безнадёжно положение в тех семьях, где родители, силясь добиться успехов в учёбе, применяют не только принуждение, но ещё и бессмысленные наказания.

Здесь уместно ненадолго отвлечься от нашей основной темы и задуматься над воспитательной ролью наказаний. Можно ли в педагогике вообще обойтись без наказаний? Можно, но не нужно. Задача в том, чтобы систему наказаний и поощрений не превращать из воспитательного средства в антивоспитательное.

Прежде всего, следует полностью исключить из практики приёмы воздействия, извращающие психику ребёнка. К таким приёмам относятся все виды рукоприкладства. С рациональной педагогикой несовместимы телесные наказания: ни один, даже самый щадящий, способ нанесения побоев не может иметь (и никогда не имеет) воспитательной ценности. Телесные наказания – симптом педагогической импотенции (крик, истерика, унизительные замечания, оскорбительная ругань, грубый тон – более ранние признаки того же).

Когда умелый воспитатель наказывает - он не карает, а учит. Педагогически правильное наказание должно заключаться в лишении желаемого. При этом в сознании и подсознании ребёнка автоматически возрастает и фиксируется значимость того, чего вы его лишаете. "Ты плохо поступил и в наказание я не разрешу тебе сегодня играть на инструменте" ("запру музыкальный инструмент на ключ и до понедельника не открою", "спрячу под замок ноты", "отменю урок музыки", "не пущу в школу" и т.д.). Почаще произносите подобные "угрозы" и вы сформируете у ребёнка непреодолимое желание как можно больше заниматься музыкой, использовать для занятий каждую свободную минуту.

Попутно вы решите труднейшую задачу борьбы с ленью. Во многих семьях бывает так, что ребёнок будто бы и хочет учиться музыке, однако ленится делать это регулярно и не настроен, преодолевать трудности.

Лень – дефект мотивации. А мотивацией управляет педагог, поэтому лень может служить сигналом о педагогической ошибке или недоработке. Отрегулировать мотивацию помогают, как это ни странно, запреты делать то, что и так не делается ("не занимайся слишком часто", "не повторяй много раз одну и ту же пьесу" и т. д.).

Психологический парадокс в том, что "охота пуще неволи". В этой короткой пословице заключена целая педагогическая концепция (мудрая и эффективная не только для музыкального обучения), из неё вытекает, что задача воспитателя – не приневолить, а приохотить.

Заключение

Проблема учебной мотивации актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: обучающихся, родителей и учителей. Изучая виды мотивации, психологи определили два типа мотивационного поведения: стремление к максимальному успеху и стремление избежать неудачи. По содержанию мотивы учения можно подразделить на: 1. учебно-познавательные, связанные с содержанием (изучаемым материалом) и процессом обучения; 2. широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений ученика (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избегание неприятностей и т. п.). Особое значение приобретает выделение внешних и внутренних мотивов учебной деятельности. Внешне деятельность всех учеников похожа, но внутренне, психологически она весьма разная. Это различие обусловливается, прежде всего, мотивами, которые определяют смысл выполняемой деятельности для человека. Но не следует забывать и о том, что мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменчивость мотивов таит в себе опасность: если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это нередко случается там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности. Задача преподавателей ДШИ заключается в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей детей на учебную деятельность. Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно выявить факторы, мешающие пробуждению у него интереса к учебе. Среди таких факторов выделяются следующие: - однообразие форм работы на уроке; - объемность и сложность учебного материала, подлежащего усвоению и запоминанию; - необходимость ежедневных длительных занятий за инструментом; - загруженность в общеобразовательной школе, которая негативно отражается на обучении в ДШИ; - усталость, лень; - проблема обязательного публичного выступления (когда ребенок психологически не готов к нему или уже терпел неудачу на сцене); - необходимость выполнения той или иной работы к жестко фиксированному сроку и постоянный надзор за ее выполнением; - преобладание негативных обратных связей (критические ситуации и оценки, свидетельствующие о неуспешности и некомпетентности обучающихся); - отсутствие баланса между требованиями к ученику и его способностями; -

непродуманность методики и организации учебного процесса; - авторитарная позиция учителей и родителей; - отсутствие реальной помощи от взрослых, когда возникает необходимость в ней; - неконтролируемое со стороны родителей количество затраченного детьми времени в интернете, перед телевизором и т.д. - проблемы в семье; - отрицательное отношение к ДШИ и к преподавателям в семьях; - сформированная в обществе оценка о

«непрестижности» музыкального образования и т.д, и т.п. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Вот перечень некоторых внешних стимулов, пробуждающих интерес у детей к обучению:

уютная, спокойная обстановка в учебном кабинете;

создание чувства психологического комфорта у ребенка непосредственно на уроке;

доброжелательные отношения между преподавателем и учеником;

создание        благоприятных        условий        на        уроке,        где        ученики        могли        бы почувствовать собственную компетентность;

снятие психических напряжений в моменты кратковременного отдыха от умственных занятий;

уважение к личности ученика, признание его деловых качеств;

формирование и поддержка у обучающегося веры в свои силы;

формирование у обучающегося навыка самоконтроля;

формирование умения у обучающегося ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне;

проведение нетрадиционных уроков (уроки-лекции; уроки-беседы; уроки- исследования; уроки-диалоги; уроки-зачеты; уроки-игры; уроки сочинения);

использование на занятиях творческого музицирования, предоставляющего возможность заниматься музыкой «для души» и способствующего раскрытию - детского творческого потенциала (основой творческого музицирования в младших и средних классах является элементарное музицирование как соединение музыки, движения, речи и рисования, в старших классах можно добавить элементы теории, гармонии);

необходимость совместного взаимодействия с родителями ребенка на протяжении всех лет обучения;

проявление родителями интереса к музыкальному образованию своего ребенка;

продумывание с родителями каких-либо дополнительных стимулов для поощрения ребенка за стремление к знаниям. Многое зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Гитара XXI века – это масса престижнейших международных конкурсов и фестивалей в России и за рубежом, открывающих миру всё новые и новые имена в гитарном исполнительстве; это огромный пласт профессиональной музыкальной литературы, созданной композиторами в разных частях света; это переполненные классы в ДМШ, подтверждающие мнение, что гитара сейчас – самый востребованный и популярный инструмент на планете. И пускай далеко не все учащиеся ДМШ и ДШИ станут профессионалами, важно другое: именно гитару они будут брать в руки в самые радостные или печальные моменты своей жизни, именно гитаре станут доверять сокровенные тайны своей души, и именно гитара большинству из них на протяжении всей жизни станет самым добрым и понимающим другом.

Список используемой литературы

Борисевич, В. Г. Формирование исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования, Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание.- Тамбов, 2007.

Винницкий, А. У гитары есть тайна.- Москва, 2005.

Ганзбург, Г. Ваш ребёнок и музыка.- М.: Музыка, 1996.

Дудинский, К. А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ по классу гитары.- Тамбов, 2007.

Козлов, В. Обучение без мучения / Гитарист. - Вып. № 5, 2003

Козлов, В. Основные традиции развития гитары на Урале в ХХ веке.- Челябинск, 2000.

Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.

Маслоу, А. Мотивация и личность.- Москва, 2004.

Михайленко, Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Гитара - Киев, 2003;

Карнеги, А. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ОНИКС, 1994 г.

Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982. 12.Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.

Петрушин, В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.

Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа - Вып. № 2, 2007.