Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
1.Организационный момент Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| - Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!» | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.
| УУД Коммуникативные УУД настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
| На доске записаны слова:
– Прочитайте записанные на доске слова: Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые. - Какое задание предложим для этих слов? – Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы. - Обозначьте изученные орфограммы. Проверка:
Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. – Что обозначают слова первого столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? – На какие вопросы они отвечают?
- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?
- Что они обозначают? |
Дети читают слова
2 человека работают у доски, остальные – в тетради.
1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.
Предмет Кто? Что? Действия предмета Что делает?...
зеленая, прозрачное, живые Признак предмета | Познавательные УУД Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.
Познавательные УУД Расширение кругозора |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности
Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи. | Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока. Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)
|
Тема: слова-признаки предметов. Слайд1. - Как называются слова?
- На какие вопросы отвечают?
- Что они обозначают?
- Какую роль в нашей речи играют?
| Регулятивные УУД Определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их.
|
4. . Открытие новых знаний. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания.
| –Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки. Проверка Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2. - На какой вопрос отвечают слова-признаки?
- Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи. Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки. - Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном. - У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________. НАПРИМЕР:_________________________________________________________________
|
- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.
Где мы можем проверить наш вывод?
- На какой вопрос осталось получить ответ? Исследование данной проблемы. Работа по теме - Возьмите карточку 2. - Прочитайте текст №1. 1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 2. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - Посмотрите, какой текст получился у меня и прочитайте его. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: Какую роль играют имена прилагательные в речи? А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией. | Работа в парах на карточках. Трава (…………….?) зелёная. Стекло (……………?) прозрачное Цветы (……………..?) живые.
Отвечают на вопросы какой? Какая? какое?
Имя прилагательное.
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
Работают с правилом, с. 86.
Какую роль играют в речи имена прилагательные?
(О весне)
Добавить слов, распространить предложения.
Прилагательные. Дети составляют предложения.
Нет. (Наличие прилагательных)
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Тает последний снег.
Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ.
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
| Познавательные УУД Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов. Метапредметные УУД: Окружаю-щий мир
Коммуникативные УУД: Умение высказывать своё мнение и отстаивать его |
5.Физкультминутка Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. |
Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.
|
САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ
| Коммуникативные УУД использо-вать упражнения для снятия усталости. |
- Первичное закрепление
Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.
| - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. - Давайте, поиграем. Отгадайте кто это? 1) Игра. Отгадай кто это? Бурый, мохнатый, косолапый. Рыжая, хитрая, ловкая. Серый, хищный, жадный. Белый, пушистый, холодный. Круглое, сладкое, сочное. 2) Работа в группах. На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка. Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер. Проверка
- Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные? У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - О чём в нём говорится? - Так с какой частью речи дружат имена прилагательные? « Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.
|
Медведь Лиса Волк Снег Яблоко Работа в группах. Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные 1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой) 2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое) 3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)
Имя существительное.
речь идёт об именах прилагательных с существительными | Познавательные УУД
Ориентиро-ваться в системе знаний.
Коммуникативные УУД:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение. Метапредметные УУД: Знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество. |
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.
|
Работа с разноуровневыми карточками. - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?
- Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. 2. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.
Проверка: 1. Слайд 4. – первый уровень. 2. - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень.
|
Работают самостоятельно.
Сверяют с эталоном. Взаимопроверка. |
Личностные УУД: Воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения.
Метапредметные УУД: Устное народное творчество и пословицы русского народа.
|
6.Рефлексия Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость, 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 3) наметить направления будущей учебной деятельности;
7.Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.
| - Какую тему изучали сегодня? Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд На все ли вопросы ответили?
Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них. - Кому что-то осталось непонятным? - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?
- кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.
2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149, 3) выучить правило, с.46.
|
Повторяют вопросам.
|
Регулятивные УУД: саморегуляция, рефлексив-ный опыт |