Проведение мастер-класса для педагогов Смирныховского района

 Самсонова Анастасия Витальевна

Мастер-класс "Использование игровых технологий при коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ(интелектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_master_klass.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Использование игровых технологий в развивающе-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Цель: обмен опытом по применению игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

- раскрытие понятия и значения игровой технологии;

- расширение знаний об игровой технологии, как о способах развития детей с ОВЗ;

- поделиться личным опытом по развитию детей с ОВЗ с использованием игровой технологии.

Уважаемые коллеги, просьба оказать мне помощь в  проведении моего мастер класса для этого мне нужно 4 человека, я буду очень рада, если вы поучаствуете в моем мастер классе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Самсонова А.В., я являюсь педагогом - психологом специальной коррекционной «Школы - интернат «Радуга».

 Почти каждый из вас имел опыт работы с детьми,  психические показатели которых несколько ниже возрастных норм, какие методы или технологии вы применяли в работе с такими детьми?

Для себя я сделала вывод, что в работе с обучающимися  с ОВЗ наиболее продуктивной технологией является игровая, основоположник научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского выразил свое мнение, говоря  что «Для дитя игра -  действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов». Исходя из этого не трудно догадаться, что темой моего мастер класса «Использование игровых технологи в развивающе-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Что же для вас игра, в вашем понимании? Конечно игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игровые технологии - совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Целевые аспекты игровых технологий:

 Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;

 Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;

 Развивающие: развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;

 Социальные приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [3].

Важным принципом коррекции познавательных процессов является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие игры и упражнения. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация познавательных процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.

Почему именно игровые технологии, является наиболее продуктивными в работе с детьми с ОВЗ? 

Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, речи, познавательной деятельности, совершенствование опорно-двигательной и эмоциональных сфер. Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в понятны и интересны обучающимся.

Данная технология не нова, проблемой применения игровых технологий в образовательном процессе в отечественной педагогике и психологии разрабатывали ученые К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Воспитанники бывают разные и моя задача как можно быстрее помочь ребенка адаптироваться к условиям интернатного учреждения, для этого я провожу вводное занятие, где совместно с детьми знакомим их с вновь прибывшими ребятами. Для этого в непринуждённой обстановке проводится упражнение «Имена – качества - действие» - цель способствовать знакомству, созданию  доброжелательной атмосферы.

Инструкция: «Сейчас каждый участник придумает какое-то качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву, что и его имя,  и соответственно какое-нибудь действие. Начнем по кругу справа  налево. Каждый участник называет свое, качество личности и совершает какое-то действие. А мы участники должны будем повторить и придумать показать свое».

Данное  упражнение можно видоизменять, где вместо качества или действия можно предложить назвать любимое блюдо или занятие.

Далеко не секрет, что наше учреждение специализированное, в нем постоянно обучаются и проживают дети с интеллектуальными нарушениями. Основной целью психологической коррекции детей с умственной отсталостью является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Нашим детям очень нравится проигрывать проблемные задания, они, выполняя определенные  упражнения иногда даже не осознают, что несут какой-то либо смысл. Вот допустим упражнение  «Подражание ритму» - цель учить согласовывать свои действия с действиями других участников.

Инструкция: «Сейчас я начну выбивать  ладонями какой-то ритм. Ваша задача внимательно слушать и «поймать» этот ритм. Тот, кто «поймал» его присоединяется ко мне. Мы продолжаем выбивать его до тех пор, пока не подключатся все остальные участники.

Скажите, с какой целью можно провести данное упражнение? А как бы вы видоизменили данное задание? Данное упражнение мы проводим в форме «Хлопки по кругу», где также воспитанникам приходится быть наиболее внимательным и сосредоточенным.

Используя игровые технологии в работе, мы не меняем ребенка и не переделываем его, не учим каким-то специальным поведенческим навыкам, а даем возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.

Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлено тем, что игра является самым действенным средством коррекции психо-физического развития детей. Главное, в поддержании игрового обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы.