Статья на тему: "Функциональная грамотность обучающихся"

Силиверстов Станислав Александрович

Данная статья расскрывает функциональную грамотность обучающихся как одну из приоритетных задач современного российского образования. Уровень функциональной грамотности обучающихся является показателем качества образования в масштабах от школьного до государственного. Ведь функциональная грамотность это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в  различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Приобрести навыки функциональной грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление) помогут любознательность, инициативность, способность адаптироваться.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_attestatsiyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на   тему  : «Функциональная грамотность обучающихся и ее становление»

В   последнее время, особенно года 2-3, в современном российском обществе многие говорят и пишут о школе, ведутся споры о ее воздействии на обучающегося, о том, что школа должна и что она может. Обсуждаются   разные точки зрения о ее влиянии на ребенка и как это влияние сказывается на   формировании   функциональной грамотности обучающегося.

       Переход от начального школьного звена к младшему школьному возрасту (5-6 класс) характеризуется   для ребенка сменой его отношений к миру в связи с изменением его ведущего вида деятельности. У обучающегося появляется обязательная, общественно-значимая деятельность, появляются новые права и возможности активного развития и самого главного как, я считаю, творческого саморазвития при ведущей роли учебы.

    Возраст 10-11лет характеризуется переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Данный период отличается своими особенностями и связан с трудностями как для обучающихся, так и для педагогов, ну и также для родителей.

   Различные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В каком-то смысле у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, свое мнение, а также дети начинают понимать значимость образования.

   По-прежнему развивается познавательная сфера как ведущая. К концу младшего школьного возраста у обучающихся должны быть сформированы произвольность   психических процессов, способность к саморегуляции, но должны быть, это далеко не означает, что они будут сформированы окончательно, так как во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента и не только.

    Вместе с тем, наряду с другими видами деятельности, которые оказывают определенное влияние на психическое развитие обучающихся, учебная деятельность остается определяющей и продолжает формировать мотивационные сферы личности. С момента обучения в средней школе расширяется само понятие «учение», так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может осуществляться целенаправленно. Изменяются требования к мотивации учебной деятельности. У обучающихся появляется определенный интерес к дополнительным источникам знаний. Помимо этого, успешное обучение в среднем звене (12-14 лет) требует более глубоких и содержательных сил: интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя». Если интерес к учению становится главенствующим мотивом у ребенка, то тогда его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. К большому сожалению, та социальная ситуация, которая сформировалась в последнее время в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, достаточно низкий уровень мотивации к учению, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.

       Научить человека учиться- значит найти тот интерес, в котором ребенок захочет развиваться. По мнению тьютора Юлии Рожковой, без этого все остальные методики бессмысленны. Процесс получения знаний и навыков на их основе в идеале должен состоять из нескольких этапов.

 Сначала ознакомление с объектом или явлением, затем желание разобраться, как это работает, применение этого на практике, а в заключении осмысление пережитого опыта. Этот круг называется колесом обучения.

  До недавнего времени педагог обращал внимание на предметное умение и предметное содержание. Наряду с этим человек нечасто сталкивается с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего жизненные задачи требуют   надпредметных   умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. В связи с этим в экзаменнационных заданиях по математике, особенно в 9 классе, все больше включаются практико-ориентированные задачи,   задачи напрямую связанные   с практической жизнедеятельностью человека.

      Сегодня при оценке достижений обучающихся необходимо учитывать не только предметные   , но и общеучебные умения, именно на это нас и ориентируют проекты государственных стандартов.

    Вернусь к главной теме моей статьи. Формирование функциональной грамотности обучающихся ведет к развитию позитивных   личностных качеств и определенных установок в процессе обучения, развитие которых в свою очередь предопределяет эффективность и уровень личностных результатов образования на всех уровнях общего образования.

    Новый ФГОС основного общего образования в вопросе   формирования личностных результатов устанавливает требования к результатам освоения общего образования, в том числе адаптированных к личностным, которые предполагают осознание российской гражданской идентичности и готовность обучающихся к самостоятельности и саморазвитию, а самое главное формирование особенного ценностного отношения к себе, окружающим людям, к жизни в целом. В процессе познания мира и окружающей действительности, которое активно происходит п период школьного детства формируется самосознание.

  На практике функциональная   грамотность проявляется в действиях обучающихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку сформированности определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни, достижении ими какого-либо   личностного результата.

   В каждом, отдельно взятом образовательном учреждении на формирование функциональной грамотности обучающихся оказывают влияние специфические факторы, к которым относятся следующие:

  1. учебные программы
  2. формы и методы обучения
  3. система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
  4. программы внеурочного, дополнительного образования
  5. модель управления школой
  6. наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства
  7. Активная позиция со стороны родителей   в вопросах обучения и воспитания.

 В рамках   школы наиболее серьезными затруднениями являются следующие:          создание условий по формированию и развитию ФГ, изменения в содержании ООП, воспитательной работы, появление технологических карт урока, изменения в технологиях форм воспитательной работы. Приведу конкретный пример на своей школе. При проведении анализа результатов диагностической работы по ФГ, в которой приняли участие обучающиеся 8-х классов.

В рамках читательской грамотности- это извлечение различных единиц информации, установление причинно-следственных связей, предположение своей гипотезы, в рамках математической грамотности –это создание математической модели, проведение анализа информации в разных формах, обобщение решения, в рамках   естественно-научной грамотности-это способы обеспечения достоверности данных, оценка научных аргументов из различных источников.

       В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить уровни сформированности   ФГ обучающихся, к которым относятся следующие:

  1. компетентностные   задания, жизненные и проектные задания
  2. задания, способствующие развитию   общеучебных   компетенций (игры, кейсы, творческая мастерская)  
  3. задания, способствующие развитию личностных качеств   обучающихся, т.е. добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и др. (можно сказать, это качества, формирующие портрет выпускника)
  4. функциональная грамотность обучающихся

В    завершении хочу отметить следующее, в настоящее время происходят   существенно   значимые изменения, направленные на совершенствование содержания и подходов к системе обучения и воспитания, к формированию личностных и   метапредметных  результатов образования. Очень хочется верить в то, что все усилия приведут к росту функциональной грамотности обучающихся, а это значит к достижению наиболее качественных результатов формирования личности обучающихся.