Статья на тему: "Функциональная грамотность обучающихся"
Данная статья расскрывает функциональную грамотность обучающихся как одну из приоритетных задач современного российского образования. Уровень функциональной грамотности обучающихся является показателем качества образования в масштабах от школьного до государственного. Ведь функциональная грамотность это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Приобрести навыки функциональной грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление) помогут любознательность, инициативность, способность адаптироваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_attestatsiyu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему : «Функциональная грамотность обучающихся и ее становление»
В последнее время, особенно года 2-3, в современном российском обществе многие говорят и пишут о школе, ведутся споры о ее воздействии на обучающегося, о том, что школа должна и что она может. Обсуждаются разные точки зрения о ее влиянии на ребенка и как это влияние сказывается на формировании функциональной грамотности обучающегося.
Переход от начального школьного звена к младшему школьному возрасту (5-6 класс) характеризуется для ребенка сменой его отношений к миру в связи с изменением его ведущего вида деятельности. У обучающегося появляется обязательная, общественно-значимая деятельность, появляются новые права и возможности активного развития и самого главного как, я считаю, творческого саморазвития при ведущей роли учебы.
Возраст 10-11лет характеризуется переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Данный период отличается своими особенностями и связан с трудностями как для обучающихся, так и для педагогов, ну и также для родителей.
Различные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В каком-то смысле у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, свое мнение, а также дети начинают понимать значимость образования.
По-прежнему развивается познавательная сфера как ведущая. К концу младшего школьного возраста у обучающихся должны быть сформированы произвольность психических процессов, способность к саморегуляции, но должны быть, это далеко не означает, что они будут сформированы окончательно, так как во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента и не только.
Вместе с тем, наряду с другими видами деятельности, которые оказывают определенное влияние на психическое развитие обучающихся, учебная деятельность остается определяющей и продолжает формировать мотивационные сферы личности. С момента обучения в средней школе расширяется само понятие «учение», так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может осуществляться целенаправленно. Изменяются требования к мотивации учебной деятельности. У обучающихся появляется определенный интерес к дополнительным источникам знаний. Помимо этого, успешное обучение в среднем звене (12-14 лет) требует более глубоких и содержательных сил: интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя». Если интерес к учению становится главенствующим мотивом у ребенка, то тогда его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. К большому сожалению, та социальная ситуация, которая сформировалась в последнее время в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, достаточно низкий уровень мотивации к учению, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.
Научить человека учиться- значит найти тот интерес, в котором ребенок захочет развиваться. По мнению тьютора Юлии Рожковой, без этого все остальные методики бессмысленны. Процесс получения знаний и навыков на их основе в идеале должен состоять из нескольких этапов.
Сначала ознакомление с объектом или явлением, затем желание разобраться, как это работает, применение этого на практике, а в заключении осмысление пережитого опыта. Этот круг называется колесом обучения.
До недавнего времени педагог обращал внимание на предметное умение и предметное содержание. Наряду с этим человек нечасто сталкивается с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. В связи с этим в экзаменнационных заданиях по математике, особенно в 9 классе, все больше включаются практико-ориентированные задачи, задачи напрямую связанные с практической жизнедеятельностью человека.
Сегодня при оценке достижений обучающихся необходимо учитывать не только предметные , но и общеучебные умения, именно на это нас и ориентируют проекты государственных стандартов.
Вернусь к главной теме моей статьи. Формирование функциональной грамотности обучающихся ведет к развитию позитивных личностных качеств и определенных установок в процессе обучения, развитие которых в свою очередь предопределяет эффективность и уровень личностных результатов образования на всех уровнях общего образования.
Новый ФГОС основного общего образования в вопросе формирования личностных результатов устанавливает требования к результатам освоения общего образования, в том числе адаптированных к личностным, которые предполагают осознание российской гражданской идентичности и готовность обучающихся к самостоятельности и саморазвитию, а самое главное формирование особенного ценностного отношения к себе, окружающим людям, к жизни в целом. В процессе познания мира и окружающей действительности, которое активно происходит п период школьного детства формируется самосознание.
На практике функциональная грамотность проявляется в действиях обучающихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку сформированности определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни, достижении ими какого-либо личностного результата.
В каждом, отдельно взятом образовательном учреждении на формирование функциональной грамотности обучающихся оказывают влияние специфические факторы, к которым относятся следующие:
- учебные программы
- формы и методы обучения
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
- программы внеурочного, дополнительного образования
- модель управления школой
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства
- Активная позиция со стороны родителей в вопросах обучения и воспитания.
В рамках школы наиболее серьезными затруднениями являются следующие: создание условий по формированию и развитию ФГ, изменения в содержании ООП, воспитательной работы, появление технологических карт урока, изменения в технологиях форм воспитательной работы. Приведу конкретный пример на своей школе. При проведении анализа результатов диагностической работы по ФГ, в которой приняли участие обучающиеся 8-х классов.
В рамках читательской грамотности- это извлечение различных единиц информации, установление причинно-следственных связей, предположение своей гипотезы, в рамках математической грамотности –это создание математической модели, проведение анализа информации в разных формах, обобщение решения, в рамках естественно-научной грамотности-это способы обеспечения достоверности данных, оценка научных аргументов из различных источников.
В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить уровни сформированности ФГ обучающихся, к которым относятся следующие:
- компетентностные задания, жизненные и проектные задания
- задания, способствующие развитию общеучебных компетенций (игры, кейсы, творческая мастерская)
- задания, способствующие развитию личностных качеств обучающихся, т.е. добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и др. (можно сказать, это качества, формирующие портрет выпускника)
- функциональная грамотность обучающихся
В завершении хочу отметить следующее, в настоящее время происходят существенно значимые изменения, направленные на совершенствование содержания и подходов к системе обучения и воспитания, к формированию личностных и метапредметных результатов образования. Очень хочется верить в то, что все усилия приведут к росту функциональной грамотности обучающихся, а это значит к достижению наиболее качественных результатов формирования личности обучающихся.