Программа развития дополнительного образования
Программа развития дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_pedagogu_dop.obrazovaniya.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический комплекс
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей являются занятия кружка, студии, мастерской, театра, др. Эффективность и качество обучения и воспитания в них зависит от знаний и творчества педагога, который организует работу детского коллектива согласно учебно-методического комплекса.
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности. Комплектует состав кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) и принимает меры по его сохранению на протяжении учебного периода. Участвует в разработке учебных планов и программ, проводит учебные занятия с учётом интересов, способностей, допустимой нагрузки учащихся и студентов. Способствует развитию талантов, творческих способностей и профессиональных качеств у детей, подростков, учащихся и студентов, организует участие их в олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях. В своей работе взаимодействует с педагогом-организатором, социальным педагогом, психологом, другими работниками учреждения, родителями учащихся, общественными организациями. Содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками. Участвует в организации летнего отдыха воспитанников, проведении массовых мероприятий. Несёт ответственность за состояние материальной базы, способствует её обновлению и совершенствованию. Систематически повышает своё профессиональное мастерство. Обеспечивает выполнение правил по охране труда.
Должен знать: законодательство Республики Беларусь в области образования и нормативно-правовые документы по вопросам образования, организации воспитательной работы с детьми и подростками, учащимися и студентами, правам ребёнка; основы трудового законодательства; программы и методики работы кружков (групп, других творческих формирований); методику работы с педагогически запущенными воспитанниками; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии; основы отраслевых знаний; правила охраны труда.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА
Творческие объединения по интересам (кружок) создаются в соответствии с интересами детей, молодёжи, пожеланиями родителей, с учётом местных условий, действующей сети учреждений образования, их возможностей.
Комплектование кружка необходимо проводить в августе-сентябре с тем, чтобы начать занятия не позже 15 сентября (1-й год обучения), с 1 сентября 2-й и 3-й года обучения..
Методисты, педагоги дополнительного образования проводят определённую организационную работу:
дают информацию о наборе в кружки в средства массовой информации;
вывешивают в школах города и района объявления, где указывают время и место встречи с детьми;
организовывают выездные выставки работ кружковцев;
фотовитрины, которые рассказывают о жизни и интересных делах кружков.
Запись в кружки проводится организованно, что даёт возможность познакомить детей с направлениями работы кружков, установить связи с классными руководителями, учителями, родителями, привлекать в кружки детей и подростков, склонных к правонарушениям.
При приёме в спортивные, туристические, хореографические объединения по интересам необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащегося.
Количественный состав кружка и время занятий планируется в соответствии с Положением об учреждении, которое обеспечивает получение дополнительного образования.
В состав объединения, которое занимается по программе первого года обучения, должно входить 15 человек, а второго и следующих лет – не менее 12 человек. В научно-исследовательских и конструкторских кружках, студиях, мастерских, секциях повышенного спортивного мастерства количественный состав кружка определяется решением педагогического совета учреждения, но не должен быть меньше 6 учащихся.
В зависимости от особенностей и содержания работы кружка, требований программ и их рекомендаций по годам обучения педагоги могут проводить занятия со всеми детьми или по подгруппам, а также индивидуально.
Для обеспечения нормальных условий работы педагог и кружковцы должны знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, правил внутреннего распорядка, санитарии и гигиены труда. В связи с этим, для каждого кружка разрабатывается инструкция по технике безопасности, разъяснению основных положений которой следует посвятить одно из первых занятий, а в дальнейшем, по мере выполнения программы, повторить текущие инструктажи. При выполнении практических работ руководителю необходимо контролировать выполнение кружковцами правил ТБ.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Дата:
Тема:
Цели: обучающая, развивающая, воспитывающая.
Формы и методы:
Оборудование и материалы:
Место проведения:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть (1-2 минуты).
Отметить присутствующих, провести краткую беседу о последних событиях в стране, в школе; дома. Сообщить тему и цель занятия.
Содержание занятия:
а) повторение пройденного материала;
б) изложение нового материала (10-20 минут).
Предусматривает сообщение новых знаний, инструктаж по технике безопасности, вводная беседа перед практической работой.
в) игровой момент (5-15 минут).
В зависимости от занятия проводятся подвижные или дидактические игры, викторины (5-7 вопросов), загадки, скороговорки и т.п.
г) практическая часть (45 минут).
Изготовление поделок, аппликаций, составление букетов и т.д.
д) индивидуальная работа с кружковцами.
Заключительная часть (3-5 минут). Рефлексия.
Подведение итогов занятия: разобрать типичные ошибки, отметить лучшие работы; ответить на вопросы; обобщить изучение, сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание.
Основные формы и методы кружковой работы:
Словесные:
рассказ, беседа, лекция, открытые диалоги, рефераты, разговоры за круглым столом, встречи с интересными людьми, специалистами и т.д.;
Наглядные:
демонстрация учебно-наглядных пособий, моделей, образцов изделий, выставки, вернисажи, панорамы, демонстрация приёмов работы, отдельных упражнений, технологических особенностей;
Практические:
практическая работа по отработке умений и навыков, приёмов, упражнений, изготовление изделий, оформление наглядных пособий, дневников, маршрутных карт, картотек и т.д., работа со специальной литературой, справочниками, опытническая и исследовательская работа;
Массовые:
выставки, конференции, устные журналы, вечера и утренники, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, встречи, турниры, праздники, дни открытых дверей, слёты, концертные программы, спектакли, экскурсии, походы, организационно-деятельностные и деловые игры;
При проведении занятий протяжённостью более 1 академического часа в день и в зависимости от их характера, как правило, через каждые 45 минут занятий организовываются перерывы для отдыха.
СХЕМА
анализа занятия кружка (деятельность членов кружка)
Качество знаний, умений и навыков кружковцев, их полнота и осознанность, умение анализировать итоги своей деятельности.
Познавательная активность, увлечённость учащихся в ходе занятий.
Степень самостоятельности ребят, умение решать задачи проблемного и творческого характера.
Умение работать коллективно, парно, индивидуально.
Личные и коллективные успехи кружковцев, результаты занятий в кружке.
Этика межличностных взаимоотношений, культура речи.
Самоуправление в кружке, традиции кружковцев.
Степень организованности кружковцев, посещаемость, постоянство контингента.
Рациональность труда на занятиях, знание и соблюдение основных правил ТБ.
СХЕМА
анализа занятия кружка
(деятельность педагога дополнительного образования)
Соответствие цели занятий требованиям программы.
Средства, используемые педагогом в течение занятия для достижения поставленной цели.
Знание конкретного материала, профессиональное умение и навыки, культура речи, общая культура педагога дополнительного образования.
Работа педагога дополнительного образования по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформление кабинета.
Методы работы по расширению и углублению базовых знаний.
Работа педагога дополнительного образования по закреплению полученных учащимися навыков.
Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности учащихся.
Соответствие применяемых педагогом дополнительного образования методов, приёмов и способов обучения уровню развития кружковцев.
Влияние личности педагога дополнительного образования на положительный эмоциональный фон занятия, воспитание личным примером.
Использование педагогом дополнительного образования форм и приёмов воспитательной работы.
Умение организовывать коллектив с учётом индивидуальных особенностей кружковцев.
Реализация требований охраны труда, соблюдение санитарно-гигиенических правил.
Умение подвести итоги занятия и деятельности кружковцев.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
эффективности учебного занятия
Результативность.
Оценка качества и результативности каждого занятия является трудной задачей, ибо она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуальных новообразований в личности учащихся, поэтому, как правило, применяют «проективную» методику оценки результатов занятия, его технологии.
Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного занятия:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономное и целесообразное расходование времени;
применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
формирование и развитие личностных качеств ребёнка;
высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащегося;
объём и прочность получаемых учащимися знаний, умений и навыков.
Рациональная и оптимальная структура занятия:
комплексное планирование задачи обучения, воспитания и развития;
выделение в содержании главного, существенного;
рациональность последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, самостоятельной работы и т.д.;
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Учебный материал должен стать предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.
Этому способствует применение определённой системы методов:
проблемные методы;
самостоятельные работы;
проблемные ситуации и т.д.
Самостоятельность и творчество в учебной деятельности.
Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо:
создание педагогических условий, стимулирующих самостоятельную работу учащихся;
формирование умений рациональной самостоятельной деятельности;
формирование умений самостоятельного применения полученных знаний в учебной и практической деятельности.
Наличие учебно-методического комплекса.
Современное учебное занятие – это взаимодействие педагогов и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему, основу оснащения учебного кабинета. Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры:
учебное оборудование (приборы, макеты, модели, рисованные пособия, таблицы, схемы и т.д.);
комплекс технологических средств обучения;
справочно-методические материалы.
Основные требования к оформлению кабинета – создать атмосферу предмета, которая стимулирует творческую и познавательную активность учащихся.