Педагогический совет
Приказы, протоколы, материалы участия в педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_proforientatsionnogo_vybora_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 1.64 МБ |
zdravstvuyte.docx | 37.15 КБ |
novyy_a.pdf | 660.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень рада видеть всех вас на нашем педагогическом совете: «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов учебно - воспитательного процесса». На сегодняшнем собрании будут рассмотрены следующие вопросы:
- Педагогическое общение – важное условие благоприятного психологического климата в школе – Попык С.А.
- Технологии педагогического общения – Самсонова А.В.
- Барьер темперамента – Румянцева Ж.А.;
- Барьер характера – Кремнева О.В.;
- Информационно - познавательный барьер - Зиновьева А.В.
3. Конфликты как барьеры в педагогическом общении Пичкурова А.Н.
4. Мозговой штурм: «Положительные и отрицательные стороны конфликта»
5.Рефлексия.
Предоставлю право выступления С.А. Попык, она нам расскажет об особенностях педагогического общения.
Не мало важную роль в процессе взаимодействия играет общение, но владея разнообразными и современными педагогическими технологиями, можно этот процесс разнообразить и улучшить. Так что же такое педагогические технологии? Пед. технологии такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Существует разнообразные педагогические технологии, которые помогают сделать учебный процесс наиболее продуктивным, такие как:
- Развивающее обучение;
- Исследовательские методы;
- Лекционно-семинарско-зачетная система;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Проблемное обучение;
- Проектные методы обучения;
- Технологии использования в обучении игровых методов;
- Система «Инновационной оценки «Портфолио»;
- Разноуровневое обучение;
- Технология «Дебаты»;
- Обучение в сотрудничестве;
- Кейс-метод;
- Коллективная система обучения;
- Технология блочно-модульного обучения;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология мастерских.
При всем многообразии педагогических технологий, я бы хотела остановиться только на нескольких, а именно:
- Система «Инновационной оценки «Портфолио»;
- Технология «Дебаты»;
- Кейс-метод;
- Технология мастерских.
Технология - Система «Инновационной оценки «Портфолио» - обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании. С данной технологией вы уже сталкивались, но могли и не предполагать, что портфолио может быть отдельно технологией.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост. Это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребёнка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний.
Девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Главная задача – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности, способности к самообучению и способности к применению полученных знаний.
Ценность портфолио - способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Для решения этих задач необходимо, сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать главным разделом. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт обучающегося по созданию своего «шедевра успеха» как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств.
Следующая технология - «Дебаты», как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых; обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Имеет следующие целевые функции: Социализирующие — приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде.
Воспитательные — дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
Развивающие—дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.
Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.
Классификация дебатов на уроках:
а) Проблемные дебаты — это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (на пример, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).
б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам — это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован
либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности. Пример экспресс-дебатов при изучении темы «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала».
в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой.
Технология «Кейс-метод» - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
При использовании кейс –технологии у детей происходит:
- Развитие навыков анализа и критического мышления
- Соединение теории и практики
- Представление примеров принимаемых решений
- Демонстрация различных позиций и точек зрения
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Требования к содержанию кейса
1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.
3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Использование кейсов.
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов: Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Что дает использование кейс- технологии
Преподавателю
- Доступ к базе современных учебно-методических материалов
- Организация гибкого учебного процесса
- Сокращение затрат времени на подготовку к урокам
- Беспрерывное повышение квалификации
- Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время
- Ученику
- Работа с дополнительными материалами
- Постоянный доступ к базе консультаций
- Возможность самому готовиться к аттестации
- Общение с другими учащимися в группе
- Освоение современных информационных технологий
И последняя, но не мало важная технология – технология мастерских. Технология мастерских - это необычная система обучения, предоставляющая каждому ребенку, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Цель «педагогической мастерской» – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно развиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Сущность данной технологии выражалась в следующих основных положениях:
1. Воспитывать личности с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Помнить, что все дети способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Использовать современные методы обучения и развития личности.
Для технологии мастерских характерны следующие принципы:
а) отношение взрослого к ребенку, как к равному себе;
б) самостоятельное решения творческих задач ребенком;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту каждого ребенка.
4. Новый тип педагога. Это педагог, который не подавляет природу ребёнка, а развивает его творческие способности.
Используя данную технологию, педагог ведет работу с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. Однако у этой технологии есть свой алгоритм:
Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.
Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.
Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
Педагогическая мастерская основывается на своих принципах и правилах ведения, о которых стоит всегда помнить, чтобы получить эффект.
Копилка приёмов на разных этапах «мастерской».
Индукция:
-предмет; -фраза;
-звук; -мелодия;
-рисунок; -текст;
-образ; -предметная картинка;
-неожиданное, загадочное задание и др.
Самоконструкция:
-самостоятельная работа с предъявленным материалом;
-работа со словарём;
-работа с учебником;
-работа с компьютером;
-работа с информационным материалом;
-приём «кластер»;
-музыкальный приём и др.
Социоконструкция:
-работа в паре;
-создание творческой работы;
-диалог;
-согласование идей.
Социолизация:
-работа в группе;
-обмен мнениями;
-диалог;
-мозговой штурм;
-составление синквейна;
-приём анализа, сравнение версий.
Афиширование:
-вывешивание работ на доску;
-представление проекта мастера (учителя);
-инсценирование;
Разрыв:
-работа с источником информации (учебник, художественный или научный текст);
-слайдовый материал (тексты, выкладки, выводы предъявляются на слайдах);
-эссе;
-предъявление материала, ранее подготовленного (пословицы и др.);
-игра;
-ресурсный круг (Что я вижу (чувствую), когда слышу слово…..)
Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.
Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать и не, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперёд.
Педагог, однажды попробовавший дать урок в режиме технологии «педагогическая мастерская», никогда не откажется от такой формы проведения учебного занятия. В мастерской важно не только сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самоутвердиться. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учиться осознавать себя в деятельности.
В процессе педагогического взаимодействия каждый из педагогов испытывает, какие либо барьеры, мешающие ему конструктивному общению. Мои содокладчики расскажут, какие бывают барьеры и как их можно преодолеть.
Выступление: Румянцевой Ж.А., «Барьер темперамента»; Кремнева О.В. «Барьер акцентуации характера». Завершит выступление содокладчиков А.В. Зиновьева, которая нам расскажет о «Информационно-познавательном барьере».
Применяя педагогические технологии и зная особенности препятствий, мешающих полноценно взаимодействовать, можно развивать скрытые человеческие потенциалы коллектива.
Работая в педагогическом коллективе, могут возникнуть трудности, которые мешают продуктивному общению. Со временем это перерастает в конфликт. А какие педагогические конфликты бывают, об этом нам расскажет А.Н. Пичкурова.
Несомненно, конфликт это дезорганизация коллектива, но и он может нести конструктивную составляющую. Прошу вас командно обсудить положительные и отрицательные течения конфликта.
Естественно конфликт несет отрицательную составляющую, но и он также можно выделить положительные стороны конфликта.
Подошел к завершению наш тематический пед. совет. Я хочу вам выразить слова благодарности, за вашу активность, заинтересованность, отдельное хочу поблагодарить докладчиков за то, как вы изложили свое выступление, оно было весьма продуктивным и убедительным. Мы сердечно благодарим вас за выступление. В конце мы бы хотели отследить, как прошел наш пед. совет и решили провести рефлексию в форме сердца, где на каждую букву слова спасибо, вы можете написать, что вы вынесли для себя из пед. совета (это может быть настроение, состояние, идеи), а когда будете готовы прикрепите к нашему большому сердцу коллектива.