Контрольная работа по дисциплине "Технологии начального языкового и литературного образования"
В данном материале приводятся ответы на контрольные вопросы. Представлен фрагмент урока по русскому языку УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_russkuomu_yazyku.doc | 68.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Технологии начального языкового и литературного образования»
Студент Сергеева А.С.
Номер группы БЗ-ПНО-51
Преподаватель: Пушкарева Т.В.
Калуга,2019
1. Какую приоритетную цель обучения русскому ставит перед учителем современная школа?
Современная школа ставит перед учителем приоритетную цель обучения русскому языку:
- необходимость органичного слияния трех решаемых задач
( дидактическую, воспитательную, развивающую);
- на уроке должна царить атмосфера сотрудничества;
- урок должен быть лингвистически грамотным (вопросы, понятия, организация работы, дидактический материал);
- урок должен быть относительно законченным, понятным не только учителю, но и ученикам. Нужно определить главную цель, наметить этапы работы.
2. Что понимается под умением учиться?
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности. В учебной деятельности ребёнок приобретает способность учить себя или умение учиться.
Умение учиться формируется только в учебной деятельности. Появление этого умения - это переломный момент в психическом развитии. Ребенок становится человеком, который сознательно и целенаправленно обучает себя. Способность выходить за грани известного навстречу неизвестному.
Раскрыть суть организации обучения в форме учебной деятельности как условия формирования умения учиться.
Суть организации обучения в форме учебной деятельности как условия формирования умения учиться состоит в том что, умение учиться основано на способности ребенка определять известное от неизвестного, т.е. способность рефлексировать. Так же важно побуждать ребенка узнавать все новое, но при условии, что известные ему понятия организованны системно: упорядочены, логически взаимосвязаны, обладают полнотой признаков. Путь ребенка по системе лингвистических понятий, должен начинаться с ключевых, из которых логически выводятся остальные понятия. Без строго научного подхода, системного содержания лингвистических понятий обучение на уроках русского языка не достигнет основной развивающей цели: не воспитает у детей умение учиться.
4. Что значит поставить перед ребенком учебную задачу?
Поставить перед ребенком учебную задачу значит, что сформулированная учителем задача, должна быть принята учеником, т.е. стать его собственной задачей. В противном случае он получит ответ на не интересующий его вопрос. И тогда либо интересвозникнет, либо ребенок «пропустит его мимо ушей». При постановке учебной задачи нужно, чтобы ученики обнаружили то, чего не знают и стремились найти решение. Учебная задача требует от ребенка нового способа действия. Не любое задание, выполняемое детьми на уроке, есть учебная задача.
5. Принципы постановки учебной задачи:
Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы на последующих этапах работы с понятием обучающиеся могли конкретизировать, уточнять исходящие понятие.
Прежде чем вводить новое знание, нужно обязательно создать ситуацию необходимости его появления.
Не вводить знание в готовом виде, нужно создавать ситуации для самостоятельного поиска предварительных гипотез и догадок.
Определение или правило должны выводиться после всей работы по поиску и обнаружению нового знания. Это даст возможность ребёнку формулировать его своими словами.
Логика перехода от задачи к задаче должна быть предельно ясна ученикам. Если учебная задача поставлена правильно, то ученики, ответив на первую задачу, почти самостоятельно поставят следующую.
6. В чем заключается суть учебного сотрудничества на уроке русского языка?
Учебное сотрудничество направленно на результат, новые способы действия. Если учитель хочет научить детей учиться - учебное сотрудничество необходимо. На уроках есть местовсем формам сотрудничества взрослого и ребенка. Учебное сотрудничество - это не «зеркальное» подражание ребенка. Учебное сотрудничество и умение учиться – это начало и конец одной и той же способности. Умение сотрудничать с учителем является начальным уровнем развития умения учиться. О полноценном сотрудничестве школьника можно говорить только тогда, когда ребенок обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия со взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество. Ребенок знает, что он не знает, что он хочет узнать, чему именно хочет научиться, где и в какой помощи нуждается. Ребенок, который хочет и умеет учиться у взрослого, вступая в учебное сотрудничество становится учеником.
7. Задания, способствующие формированию у ребенка умения вступать в сотрудничество с учителем.
1. Воспитывающие неимитационное поведение на уроке, критичность его мышления :
А) Задания-«ловушки», различающие ориентацию ребенка на задач и на действие учителя. Учитель задает вопрос и предлагает неверный ответ. Дети соглашаются с учителем, либо дают свой ответ, неважно верный он или нет. Для учителя это способ портативной диагностики и коррекции ориентации в классе. Для ребенка – это ситуация, для анализа своей точки зрения и чужой. Это воспитание привычки доверять себе, ни с кем не соглашаться не подумав. Основной акцент должен быть сделан не на результат, а на правильном или неправильном способе действия детей.
Б) Задания-«ловушки», различающие понятийную и житейскую логику. Не полное понимание позиции учителя за счет своей собственной, плохо осознаваемой точки зрения. За счет создаваемого противоречия между житейской логикой и логикой научного понятия, ребенок добровольно и сознательно примет понятийную точку зрения.
В) задачи, не имеющие решения воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя.
2.Задания, требующие четкого осознания учеником границ своих знаний и возможностей.
3. Задания, формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию:
А) задания с недостающими данными. Использование схем.
Б) Задания, где спрашивают дети, отвечает учитель.
В) ситуации открытого незнания, т.е. дети точно знают, что они этого не знают. Ребенок сам ищет, о чем нужно спросить учителя.
Практическая часть
1. Привести пример постановки учебной задачи на уроке русского языка, тема : «Окончание», 2 класс. Любая система обучения.
Урок во 2 классе по математике УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Окончание, как изменяемая часть слова»
Цель: Создать условия для формирования:
- представления об окончании как части слова;
- умения находить окончание, используя способ:
1) изменить слово по числу;
2) сравнить изменения слова;
3) выделить изменившуюся часть.
Задачи:
-создать условие для развития исследовательских умений учащихся
-развивать устную объяснительную речь;
-создавать условия для формирования познавательного интереса к предмету, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-развивать умение работать в группе, парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты
Предметные: уметь использовать способ для выделения в слове окончания
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни каждого человека.
Личностные: понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия.
Оборудование: - мультимедиа-проектор; компьютеры для учащихся; - презентация; - учебники по русскому языку для 2-го класса автора Л. Я. Желтовской УМК «Планета знаний»
Ход урока.
Этапы урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
II. Создание проблемной ситуации (13 мин) | Работа со записью на доске. Запись текста в тетрадь. Работа с тетрадью Сформулировать цель урока | - Прочитайте запись на доске ? - Скажите, как называются эти части слова? -Как вы думаете, что находится под знаком ? Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируем для себя задачу урока. -Что мы хотим сегодня узнать? Запишите предложения: В парке стоит раскидистая рябина. Рябину сажали ребята из нашего класса. На рябине созрели красные ягоды. - Подчеркните в тексте слово, которое встречается во всех предложениях. Какое это слово? - Выпишите все формы слова рябина,найдите изменяемую часть во всех формах слова. Где она находится? Что мы можем о ней сказать? - Вставьте во все предложения текста слово «рябина» с одним и тем же окончанием -а. - Что мы видим? - От чего зависит связь слов в предложении? | Ответить на этот вопрос .О новой части слова. Узнать о новой части слова 1. Как называется? 2. Какая это часть? 3. Для чего служит? 4. Как обозначается? Дети под диктовку записывают текст Рябина Меняется гласная, которая находится в конце слова. * Часть слова, которая изменяется, окончанием называется (Предложения неправильны, слова не связаны между собой) От окончания, окончание служит для связи слов. |
2. Привести по одному примеру каждого вида задания на установление учебного сотрудничества.
1. Воспитывающие неимитационное поведение на уроке, критичность его мышления :
А) Задания-«ловушки», различающие ориентацию ребенка на задач и на действие учителя.
Пример: На доске написано словосочетание или предложение. Детям предлагается списать его. Например: «Мая мама пикла пераги.»
Б) Задания-«ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.
Пример:
– Какое слово длиннее: час или минута, мышка или мишка, усы или ушки?
– В каком слове звуков меньше слон или воробей
– Есть ли твердые согласные в слове «кирпич»?
– Правда, что корова и теленок, однокоренные слова?
В) задачи, не имеющие решения воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя.
Пример:Даны схемы слов из 5 и 7 клеток. Покажите ту схему, которая соответствует количеству звуков в слове “машина”.
2.Задания, требующие четкого осознания учеником границ своих знаний и возможностей.
Например, при изучении темы «Правописание безударных окончаний существительных» в задание (до изучения темы «Правописание наречий») включаются слова вскор… , навек…, издавн…, тем самым очерчивается область открытого незнания, постепенно накапливая языковой материал для наблюдений и первичных обобщений.
3. Задания, формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию:
А) задания с недостающими данными. Использование схем.
По каким грамматическим признакам изменяется слово столовая? Учащимся необходимо уточнить, какой частью речи является это слово
- В слове шесть букв. Сколько в нем слогов?
-К какой части речи относится слово “больной”?
Б) Задания, где спрашивают дети, отвечает учитель.
Например: «Я загадала одну из букв русского алфавита. Чтобы узнать мою букву, постарайтесь задать как можно меньше вопросов».
В) ситуации открытого незнания, т.е. дети точно знают, что они этого не знают. Ребенок сам ищет, о чем нужно спросить учителя.
К примеру, до изучения морфологического состава слова ребенок не может самостоятельно сделать выбор между двумя разделительными знаками - мягким и твердым.