Проект «Экологическая газета»
Сейчас важным массовым явлением в нашей жизни стала детско-молодежная пресса. Дети нуждаются в периодических изданиях, но не только еженедельников сказок и стишков, но и в изданиях, в которых сотрудничали бы сами и затрагивали интересные и важные темы для них. Для этого мы предлагаем, создать младшим школьникам школьную экологическую газету, так как её можно рассматривать, как творческий коллективный труд, который поможет сформировать общественное мнение и воспитать у них бережное и стойкое отношение к окружающей их среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_gazeta.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Смирнова Юлия Александровна
Место работы: МАОУ «СОШ №31» г. Великий Новгород
Должность: учитель начальных классов
Проект «Экологическая газета»
Сейчас важным массовым явлением в нашей жизни стала детско-молодежная пресса. Дети нуждаются в периодических изданиях, но не только еженедельников сказок и стишков, но и в изданиях, в которых сотрудничали бы сами и затрагивали интересные и важные темы для них. Для этого мы предлагаем, создать младшим школьникам школьную экологическую газету, так как её можно рассматривать, как творческий коллективный труд, который поможет сформировать общественное мнение и воспитать у них бережное и стойкое отношение к окружающей их среде.
Для активных, любознательных учеников школьная экологическая газета является своеобразным генератором идей. Она направлена на развитие воображения, памяти, речи и на логическое мышление. Школьная газета по экологическому направлению является хорошей возможностью для учащихся показать свои творческие способности, а так же свое отношение к состоянию окружающей их среды. Каждому человеку известно, что наша жизнь и здоровье зависят от состояния окружающей среды.
Люди не задумываются о том, что загрязняя лес, реки и озера подвергают угрозе существования растения и животных. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую среду, отравляя при этом воздух, почву и грунтовые воды. Бытовой мусор на нелегальных свалках не утилизируется и не перерабатывается, поэтому на свалках размножаются грызуны, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний.
На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО) младшему школьнику необходимо: «осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природной среде» (Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015).
Целью данного проекта является формирование экологически грамотной личности младшего школьника с помощью выпуска экологической газеты.
Проект «Экологическая газета “Сорочий базар”» будет создаваться на занятиях во внеурочное время, где учащиеся будут знакомиться с окружающей их средой.
Экологическая газета «Сорочий базар» предназначена для более широкого круга читателей это не только ученики и учителя нашей школы, но и родители, и гости школы.
Для разработки данного проекта «экологическая газета “Сорочий базар”» определена последовательность занятий, которые основаны на выпусках экологической газеты:
- Экологическая газета «Сорочий базар». Этап самоопределения.
- Создание первой страницы экологической газеты «Сорочий базар». На основе экскурсии в визит-центр Валдайского национального парка, учащиеся пишут отзыв для рубрики газеты, а так же придумывают эмблему для газеты.
- Создание второй страницы экологической газеты «Сорочий базар». Представлены две рубрики: «Жалобы природы» и «Зелёная аптека», а также представлены нормы правила экологического поведения в природе.
- Создание третей страницы экологической газеты «Сорочий базар». На этой странице опубликованы две рубрики: «Обрати внимание!» и «Это интересно!», а так же представлен экологический календарь.
- Создание четвёртой страницы экологической газеты «Сорочий базар». Данная страница имеет такую рубрику: «Давай подумаем!», где представлены разные загадки, кроссворды, ребусы.
- Беседа за круглым столом. Итоговое занятие, на котором проверяются знания учащихся об экологии.
Экологическая газета «Сорочий базар» будет выпускать 1 раз в месяц.
Опишем последовательность проведения занятий по созданию экологической газеты «Сорочий базар».
Первое занятие с учениками следует начать с этапа самоопределения. Данный этап поможет школьнику стать субъектом задуманного нами проекта. Целями данного этапа являются, определение положительного и бережного отношения к природе, и вовлечение младших школьников в новую для них форму деятельности – сочинение статей и заметок для экологической газеты.
Сначала, планируется принести на занятие несколько газет («Валдай», «Добрая дорога детства») и журналов («Юный натуралист», «Муравейник»). Затем, задаём младшим школьникам вопрос: «В чём отличие газеты от журнала?». Таким образом, мы создаем проблемную ситуацию для учеников, при которой они смогут определить характеристику газеты. Важно, чтобы ученики смогли определить, чем отличается газета от журнала. Газета это листовое издание и рассчитана на широкую публику, а журнал это книжное издание и рассчитан на узкий круг читателей.
Далее учитель может предложить ученикам побывать в роли издателей, художников и авторов статей. Далее предполагаем, что младшим школьникам будет интересно побывать в этих ролях и попробовать издать свою школьную газету. Необходимо рассказать младшим школьникам, что газет печатается много и на разные темы, например газета «Валдай» издается 1 раз в неделю, где повествуется о насущных проблемах района, газета «Добрая Дорога Детства» издается 2 раза в месяц и рассказывает о безопасности дорожного движения.
Далее мы расскажем младшим школьникам, что в каждом выпуске газеты раскрывается определённая тема. Так же следует подчеркнуть, что газеты могут быть не только в печатном варианте, но и в электронном виде. Можно на примере показать электронный вид газеты «Вестник ЗОЖ».
Затем, после обсуждения тематик газет, можно раздать ученикам каждому на парту стихотворение О. Романенко «Земля страдает» и задать вопрос «О чём это стихотворение?». Мы полагаем, что младшие школьники ответят нам, что это стихотворение об экологической обстановке в мире. Оно поможет ученикам определить, какого направления будет наша газета. Мы считаем, что дети предложат дать газете экологическое направление. Затем, мы ученикам задаём вопрос: «Как, вы, думаете, о чем рассказывается в экологической газете?». Мы допускаем, ученики ответят нам, что в данной газете обсуждаются экологические проблемы города и района.
Необходимо предложить детям подумать о названии экологической газеты, которую они будут создавать. Для совместного выбора темы, мы предлагаем разделить учеников на несколько групп. Учитель может предложить свое название экологической газеты «Сорочий базар». Детям задается вопрос: «Почему вы выбрали именно это название газеты?». Предположим, что дети ответят на наш вопрос: «Сороки разносят новости первыми». Допускается тот факт, что могут быть и другие названия газеты, которые придумают ученики. Для выбора лучшего названия можно провести тайное голосование.
Прежде чем издать первый выпуск экологической газеты, необходимо продумать содержание, эмблему и оформление газеты. Предполагается, что дети заранее обдумали рубрики газеты «Сорочий базар», которые будут определять их ход работы. Для их наполнения мы отбирали такой материал, который будет интересен и понятен для ребят разного возраста.
Таким образом, первое занятие будет посвящено этапу самоопределения, которое поможет включить учеников в новую для них форму работы – создание экологической газеты.
Второе занятие будет посвящено созданию первой страницы первого выпуска экологической газеты «Сорочий базар». Сначала обсуждается макет первой страницы экологической газеты. Учащимся предлагается разделиться по группам и нарисовать эмблему нашей экологической газеты. Учитель, может предложить детям свой макет, который он выведет на экран. Далее, ученики обсуждают между собой макеты эмблем и проводят голосование за лучший рисунок, который будет находиться на главной странице нашей экологической газеты. Мы полагаем, что младшие школьники выберут эмблему, на которой будут изображены сороки. Затем, необходимо рассказать учащимся, что на первой странице нашей газеты необходимо указать, что будет в этом номере.
Для создания первой страницы экологической газеты под рубрикой «Эко новости», ученики отправляются вместе с учителем на экскурсию в визит-центр Валдайского национального парка, где им рассказывают об экологических проблемах нашего города и района, о жизни животных и растений нашего национального парка. При этом, дети записывают важные и главные мысли в своих тетрадях, задавая встречные вопросы экскурсоводу. После экскурсии, учитель младшим школьника задаёт домашнее задание, в котором нужно написать небольшой отзыв об экскурсии в визит-центр Валдайского национального парка, где они должны отразить экологические новости города и района. Помимо текстов, ученики, возможно, захотят расположить фотографии о природе и своих действиях в ней.
Третье занятие посвящено созданию второй страницы экологической газеты «Сорочий базар». В неё вошли рубрики: «Жалобы природы» и «Зелёная аптека». Перед созданием второй страницы экологической газеты «Сорочий базар», каждый ученик предлагает свой отзыв об экскурсии, который им был задан на дом. Затем вместе с классом будет проходить голосование за лучший отзыв для издания в экологической газете «Сорочий базар».
Планируется, разделить младших школьников на несколько групп и задать им вопрос: «Почему может жаловаться природа на действия человека?». Мы предполагаем, дети ответят нам на этот вопрос, что люди действительно обижают природу, загрязняя её бытовым мусором, ломают деревья, рвут цветы, тем самым нарушают экологическое равновесие. Далее, мы даём детям задание, написать в группах небольшое сочинение от имени природы, о её «жалобах». Первая группа пишет сочинение на тему «Не засоряй природу», вторая группа – «Не забудь потушить огонь», третья группа – «Не нарушай красоту и гармонию природы».
Необходимо опубликовать на данной странице в нашей газете нормы и правила экологического поведения в природе. Для этого, младшим школьникам задаётся вопрос: «Какие нормы и правила экологического поведения в природе вы знаете?». Для нас важно, чтобы младшие школьники могли ответить, что они знают экологические нормы и правила и назвали несколько примеров, например, не разжигай костёр в лесу, не бросай мусор, где попало, не проявляй бездушную сердечность и жестокосердие.
Чтобы заполнить рубрику «Зелёная аптека», надо познакомить учащихся со справочником лекарственных растений нашего района, где описывается их лечебное свойство. Мы делим учащихся на несколько групп и выдаём определённую часть справочника лекарственных растений. Каждая группа выбирает себе растение, даёт ему краткую характеристику и делает его зарисовку. Так же необходимо рассказать младшим школьникам, что многие растения находятся под угрозой исчезновения, поэтому занесены в Красную книгу.
Таким образом, мы хотим показать учащимся, что от состояния окружающей среды зависит нормальная жизнедеятельность и здоровье человека.
На четвёртом занятие младшие школьники будут самостоятельно создавать третью страницу экологической газеты «Сорочий базар». Она включает в себя такие рубрики, как, «Это интересно» и «Обрати внимание». В рубрике «Это интересно» учащимся предлагается дома вместе с родителями подготовить по одному для них интересному факту, об окружающей среде. Например, дуб начинает плодоносить только через 30-40 лет.
Для рубрики «Обрати внимание!», учащимся предлагается придумать конкурс рисунков на тему природы, например, нарисуй какой ты, видишь будущую природу или нарисуй знак «Не губи природу», «Не мусори в лесу». При этом младшие школьники, которые разрабатывают собственную экологическую газету, смогут принять участие в этом конкурсе. Необходимо написать электронный адрес, чтобы конкурсанты смогли отправить свои работы на почту, а в следующем выпуске определить победителя путем голосования.
Далее, перед учениками ставится задача, созвать добровольцев для акции «Посади дерево». Для этого младшим школьникам нужно придумать текст, для привлечения учеников других классов. Мы полагаем, что ученики напишут такой призыв: «Уважаемые друзья, 22.10.2019 года в 10:00, мы организовываем акцию «Посади дерево» в «Соловьевском» парке. Каждый желающий, может принять участие в этой акции. Место и время сбора – ул. Луначарского, 27, МАОУ «СШ №1 им. М. Аверина г. Валдай».
После ученикам задаются вопросы: «Что такое экологический календарь?», «Какие экологические даты вы знаете?». Мы предполагаем, что на уроке «Окружающий мир», ученики уже получили некоторое представление об экологическом календаре и могут нам назвать несколько экологических дат, таких, как 20 марта – час Земли, 19 апреля – день подснежника. Далее, для данной страницы газеты младшим школьникам предлагается оформить экологический календарь на месяц, чтобы читатели смогли больше узнать об экологических датах.
Пятое занятие посвящается созданию четвёртой страницы нашей экологической газеты «Сорочий базар», которая включает в себя такую рубрику, как, «Давай подумаем!». Перед созданием четвертой страницы нашей газеты, младшие школьники предлагают свои интересные факты классу для рубрики «Это интересно». Затем вместе с классом будет проходить голосование за лучший интересный факт для издания в экологической газете «Сорочий базар».
Младшим школьникам задается вопрос «Что интересного и занимательно можно написать в данной рубрике?». Мы предполагаем, что ученики сами догадаются, что в данной рубрике будут находиться кроссворды, головоломки (найди отличия), загадки об окружающей среде.
Итак, младшим школьникам предлагается самостоятельно поработать по группам, например, первая группа составляет кроссворд, вторая группа ищет ребусы, а третья группа находит загадки на тему окружающей среды.
Далее происходит оформление первого издания, ученики разбиваются на роли для издания: дизайнеры занимаются оформлением газеты, иллюстраторы рисуют эмблему газеты, а так же продумывают расположение рисунков и колонок в газете, писатели пишут статьи и заметки, редакторы отбирают материал для газеты, а фотографы делают фотографии. Когда младшие школьники понимают, кто за что отвечает, то работа становится более организованной и плодотворной.
На заключительном этапе, мы обсудим и объединим результаты работы, поместим готовые материалы для публикации экологической газеты «Сорочий базар».
После создания и выпуска экологической газеты «Сорочий базар», мы предлагаем младшим школьникам проверить свои знания об экологии. Для этого учащимся предлагается поучаствовать в беседе за круглым столом.
Младшим школьникам нужно ответить на ряд вопросов по экологическим нормам и правилам, а так же учащиеся должны решить экологические задачи, где они оценивают ситуацию и возможность её исправления, если это необходимо, например, «Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после отдыха на пляже». Каждый участник круглого стала, должен высказать свое мнение или точку зрения. Для нас важно, чтобы ученики ответили, что надо уносить мусор с собой, так как он не перегнивает, например, консервная банка разлагается не менее 70 лет, а полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет.
Далее, младшим школьникам задаётся вопрос: «Вам понравилось издавать газету?», «Хотели бы вы продолжить её выпускать?». Мы полагаем, что учащихся создание и выпуск экологической газеты заинтересовал, поэтому, мы предлагаем следующую последовательность занятий для второго выпуска экологической газеты «Сорочий базар».
На первом занятии второго выпуска, которое посвящено первой странице «Экологической газеты “Сорочий базар”». Страница будет составляться аналогично первому изданию газеты. В неё войдет рубрика «Эко новости», в которых дети будут описывать результаты проведенной акции «Посади дерево», а так же проведут опрос у знакомых и родителей о проблемах загрязнения города бытовым мусором.
Второе занятие посвящено созданию второй странице экологической газеты “Сорочий базар” под рубриками «Жалобы природы» и «Зелёная аптека». В рубрике «Жалобы природы», младшим школьникам предлагается отправиться на прогулку вместе с учителем, на которой учащиеся должны оценить экологическую обстановку родника «Богомоловка», святой источник Космы и Дамиана.
Третье занятие посвящено созданию третей страницы экологической газеты «Сорочий базар» под рубрикой «Это интересно!». Ученикам задаётся вопрос: «Давайте подумаем, что может включить ещё в себя экологическая газета?». Мы предполагаем, что ученики предложат познакомиться с писателями, которые восхищаются природой и пишут о ней. Мы бы хотели познакомить учащихся с небольшими рассказами таких писателей, как М.М. Пришвин «Золотой луг» и В.В. Бианки «Лесная газета». Для нас важно, чтобы младшие школьники смогли выразить своё отношение к окружающей их среде. Далее, мы задаём вопрос учащимся: «Вы хотели бы посоветовать читателям газеты ознакомиться с рассказами этих писателей?». Мы полагаем, что ученикам захочется предложить читателям газеты прочесть книги этих писателей и выразить своё отношение к данным рассказам на странице газеты. Для того чтобы газета содержала не только текст, мы предложим ученикам сделать собственные иллюстрации по рассказам писателей и поместить их на странице газеты.
Четвертое занятие будет посвящено изданию четвёртой страницы «Экологической газеты “Сорочий базар”». Выполняется по аналогии с первым выпуском газеты, в неё так же входит рубрика «Давай подумаем!». Учащимся необходимо придумать новые головоломки (найди отличие), загадки и кроссворды на тему окружающей среды.
На заключительном этапе, мы с учащимися обсудим и объединим результаты работы, поместим готовые материалы для публикации экологической газеты «Сорочий базар».
Таким образом, с помощью создания экологической газеты «Сорочий базар», младшие школьники получат элементарные знания о природе, о человеке и обществе, об экологических событиях и узнают разные способы познания мира (наблюдение, беседа, опрос).
Создание экологической газеты, учит младших школьников общаться, сотрудничать и взаимодействовать не только между собой, но и с окружающей средой, учит честно выполнять добровольные взятые на себя обязанности, работать по плану опираясь на совместные усилия. Помогает определять учащимся самим степень своей включенности в работу, что позволяет младшему школьнику, который испытывает дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе.
Представленный проект «Экологическая газета “Сорочий базар”», который отражает в себе тему экологии, поможет нам сформировать у младших школьников экологически грамотную личность.
Через экологическую газету «Сорочий базар» сможем обратить внимание учащихся и взрослых на важные проблемы по сохранению и бережному отношению к окружающей среде.