Педагогический опыт
Педагогический опыт на тему "Эффективные формы поддержки и развития способностей учащихся в рамках проекта "Успех каждого ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_effektivnye_formy.docx | 128.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Эффективные формы поддержки и развития способностей учащихся в рамках проекта «Успех каждого ребенка»
Содержание
Условия формирования опыта………………………………………………….
Актуальность…………………………………………………………………….
Основное содержание опыта профессиональной деятельности……………...
Мониторинг. Результативность опыта………………………………………...
Выводы……………………………………………………………………….…..
Литература……………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский.
Условия формирования опыта.
Понятия «детская одаренность» и «успех каждого ребенка» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителей состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный, успешный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Одаренность (успех) бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с успешными, одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие успеха каждого ребенка. На мой взгляд, работу по успешности каждого ребенка следует начинать с начальных классов. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15- 20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Однако практика показывает, что, несмотря на это, имеются некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической поддержки учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение успешности каждого ребенка должно выстраиваться на основе преемственности и с учетом также аспекта здоровьесбережения и стрессоустойчивости.
3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в оказании методической и практической помощи родителям вовлечении их в жизнь школы.
4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал детей не раскрывается в полной мере.
Помимо этого опыт перехода на ФГОС НОО и ФГОС ООО показал также еще и необходимость:
♣ поиска новых технологий работы в области успеха каждого ребенка в рамках задач гармоничного развития личности и формирования метапредметных умений;
♣ совершенствования профессиональной подготовки педагогов, работающих с каждым ребенком;
♣ внедрения современных технологий психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения в образовательном процессе;
♣ создания дружественной образовательной среды и взаимодействия с социумом.
Актуальность.
Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения каждого ребенка.
Наиболее характерной чертой успешных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании каждого ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что применение данного опыта ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Главное направление – это развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Он дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления; призван помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Длительность работы над опытом.
Свою работу по использованию эффективных форм поддержки и развития способностей учащихся в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» я начала в сентябре 2017 года, а в деятельности классного руководителя в сентябре 2018 года, предварительно изучив передовой педагогический опыт (2016-2017 учебный год).
Цель: выявление и поддержка каждого ребенка в проявлении его творческих, научных, проектных компетенций и создание условий для их оптимального развития, самореализация учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи программы:
♦ разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;
♦ определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
♦ совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
♦ проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои возможности;
♦ совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
♦ внедрение современных технологий по повышению мотивации успешности детей на всех этапах обучения
♦ включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов проявления компетенций учащихся.
Ожидаемый результат:
- выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
- увеличение числа детей, которым оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных программ;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики;
- активизация участия родителей и окружающего социума в работе с детьми;
- создание и применение на практике комплексной программы работы с детьми;
- создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к детям, мотивированным на проявление своих способностей;
- повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
- увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Основное содержание опыта профессиональной деятельности.
В основу педагогического опыта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности каждого ребенка как личности.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности успеха каждого ребенка, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Успех каждого ребенка не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми:
• принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
• принцип создания условий для самопознания и самореализации личности каждого ребенка;
• принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
• принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Формы работы с детьми, мотивированными на проявление своих способностей и успеха каждого ребенка:
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология развития критического мышления |
учебный процесс критического мышления.
|
Проектный метод обучения |
|
Разноуровневое обучение |
|
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) |
сложных проблем в различных областях деятельности.
стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. |
Исследовательские методы обучения |
исследовательской культуры школьника:
|
Технология «Дебаты» |
|
Система инновационной оценки «портфолио» |
|
Интерактивное обучение |
|
В моем педагогическом опыте для учащихся ведущими являются:
- методы личностно-ориентированного образования — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Наиболее часто применяю на уроках истории и обществознания - технологию развития критического мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода указанной технологии, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Если обратиться к специфике урока истории или обществознания, то надо сказать, что в пределах программного содержания на них предусматривается изучение жизни и деятельности исторических личностей, предполагающее самостоятельное изучение, прочтение и поиск способов их практического воплощения. При реализации содержания я столкнулась с тем, что учащиеся не могли дать аргументированные ответы на мои вопросы, выявить недостатки в своих работах, определить ошибки, а также пути их устранения. Таким образом, обозначилась проблема, выраженная в отсутствии у учащихся логического мышления, именно - критического, так как оно выполняет функции проверки идей и решений на наличие недостатков или ошибок. Работая над проектами, учащимся предлагаю пятиступенчатый подход профессора Саманты Агуса:
- Сформулировать проблему, что облегчит критическую оценку исследуемой информации.
- Собрать информацию - это поможет оценить все альтернативы.
- Использовать информацию. Задать себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».
- Подумать о последствиях. Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.
- Изучить другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.
При работе над проектом учащиеся учатся ставить под сомнения тезисы и аргументы изучаемого материала, проверять ссылки на исследования или компетентность тех или иных экспертов. Затем работают с инструментами критического мышления:
- пользоваться методиками проверки информации;
- учитывать когнитивные искажения;
- не попадаться на ошибки аргументации;
- выходить из информационных пузырей.
Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования. Именно эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Большое внимание уделяю исследовательской работе учащихся. Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.
- Важнейшей формой работы с учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы я составила сборник материалов для учеников по подготовке к олимпиадам. Это позволило ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретной задаче, заданию. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах разного уровня – школьном, муниципальном, региональном.
- Сегодня уделяется большое внимание ранней профориентации. Ведь не секрет, что дети, доучившись до 11 класса, часто не могут определиться с дальнейшей своей судьбой – профессиональной. Ранней профориентации в значительной мере сопутствует и дополнительное образование. «ПроеКТОрия» — это проект, направленный на раннюю профориентацию и позволяющий школьникам открыть свои способности и в будущем определиться со своей профессией. Во внеурочной деятельности, на онлайн-уроках, ребятам интересно открывать страницу профессии и узнавать, чем занимается специалист и какие навыки нужны, чтобы стать успешным в этой сфере. Активно внедряемые данные интернет-ресурсы знакомят школьников с профессиями, на таких онлайн-занятиях ребята проходят специальное тестирование, после чего могут уже более осознанно по своему выбору прийти на реальный профориентационный урок в конкретное учреждение профобразования и собственными руками что-то попробовать в будущей профессии. Испечь хлеб… Постоять в цехе, наблюдая, как работают за станком фрезеровщик, сварщик… Понять, как разрабатывает что-то важное программист на компьютере… Как проводятся те или иные лабораторные исследования… У школьника появляется представление о привлекшей его внимание профессии. Мои ученики на сегодняшний день активно участвуют в мероприятиях интернет-платформы «ПроеКТОрия», «Билет в будущее» и я все больше убеждаюсь, что польза от этих онлайн-занятий есть.
- Сотрудничество с УрГЭУ, ТюмГУ, Тюменской областной Думой, Думой г.Нефтеюганска, Территориальной избирательной комиссией г.Нефтеюганска, Фондом предпринимательства Югры. Данная форма взаимодействия помогает: определиться с выбором будущей профессии; формировать активную гражданскую позицию; общаться с людьми разных убеждений; видеть и решать актуальные проблемы города, округа, страны
Проводимая работа позволила добиться определенных результатов.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность педагогического опыта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого ребенка. То есть успешность выполнения цели определяется тем, насколько мой опыт повышает для обычного ребенка шансы вырасти в успешного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во- вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я- концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
|
|
Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в школе |
|
|
Конкурентоспособность | Эффективность и качество подготовки успеха каждого ребенка. Участие учащихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности выпускников. |
|
Результативность опыта.
Результативность по заявленной теме отслеживалась в течение одного
года с сентября 2019 года по май 2020 года. Достигнуты следующие
промежуточные результаты:
- Разработаны и проведены уроки истории и обществознания с применением технологии деятельностного подхода. Технологические карты приведены в Приложении 4.
- Повысилось качество обученности учащихся 10 классов на 4% (с 49% до
53%). Результаты приведены в приложении 1.
- Увеличилось количество учащихся, участвующих в олимпиадах и
конкурсах по истории и обществознанию; повысилось качество конкурсных и олимпиадных работ учащихся. Приложение 2.
- Повысился уровень сформированности универсальных учебных действий. Результаты приведены в приложении 3
- Апробация эффективных форм поддержки и развития способностей учащихся в деятельности классного руководителя продемонстрировала эффективную и качественную подготовку к воспитательным мероприятиям и Межпредметному интегративному Погружению.
Выводы.
Цель современного образования – подготовка обучающихся к жизни в мире, характеризующимся большим объёмом информации. Всё более актуальными становятся такие требования современной действительности как, умение пользоваться информацией, добывать, воспринимать, анализировать, транслировать, находить критерии её оценки. Научиться работать с информацией и критически ее воспринимать – сложная задача, стоящая перед современными обучающимися. Следовательно, учитель должен уметь организовать образовательную среду таким образом, чтобы обучающиеся овладевали информационной культурой и социальным опытом, развивали социальные навыки, формировали жизненные ценности.
Разнообразные приемы, методы, технологии, описанные в педагогическом опыт, – это не самоцель. В работе важен результат. И все-таки, систематически: применяя технологию развития критического мышления, работая с исследовательской деятельностью учащихся, участвуя в олимпиадном движении, занимаясь профориентационным направлением и в сотрудничестве с партнерами решать актуальные проблемы современности - я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, увеличить объем и качество деятельности обучающихся, сформировать успешных учащихся с активной гражданской позицией.
Я рекомендую в урочной и внеурочной деятельности использовать данные формы поддержки и развития способностей учащихся в рамках проекта «Успех каждого ребенка», так как они доказали свою эффективность, способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требуется в соответствии с ФГОС. И в заключении я хотела бы отметить, что в любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат.
Литература:
1.Васюта И., Махотина А. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы. – М., 2003.
2.Калачихина О.Д. Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2017. №4.
4.Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе. История в школе. 2018. №5.
5. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 416 с.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил.
6. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html
Приложение 1
Результаты внутреннего мониторинга
(2020-2021 учебный год, 10-е классы)
Результаты ЕГЭ по обществознанию учащихся Кравчук О.С.
Приложение 2
Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников
по истории, обществознанию, праву.
Учебный год | Предмет | ФИО учащегося, класс | Уровень | Результат |
2018-2019 | Обществознание | Башмакова Злата Сергеевна, 10 кл. | муниципальный | призёр |
2018 –2019 | Обществознание | Федосова Валентина Сергеевна, 11 кл. | муниципальный | призёр |
2018-2019 | История | Шакиров Мансур Вахитович, 10кл | муниципальный | участие |
2019-2020 | История | Семенова ЕлизаветаАликовна,10 кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Обществознание | Семенова ЕлизаветаАликовна,10 кл. | муниципальный | Призёр |
2020-2021 | Обществознание | Процюк Диана Александровна,10 кл. | муниципальный | Призёр |
2019-2020 | Право | Процюк Кристина Александровна, 9кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Право | Максимов Владимир Алесксеевич,10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Право | Буравцов Кирилл Евгеньевич, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Право | Глявина Анастасия Антоновна, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Право | Степанова Анастасия Дмитриевна, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Обществознание | Суркова Анастасия Евгеньевна, 9кл. | школьный | Призёр |
2019-2020 | Обществознание | Семенова Елизавета Аликовна,10 кл. | школьный | Призёр |
2019-2020 | право | Шакиров Мансур Вахитович, 11кл | муниципальный | участие |
2019-2020 | право | Ошева Александра Петровна, 11кл | муниципальный | участие |
2019-2020 | Обществознание | Поламарчук Никита Сергеевич, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Обществознание | Суркова Анастасия Евгеньевн, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Обществознание | Ванюшкин Артём Евгеньевич, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Обществознание | Иванова Карина Григорьевна, 10кл. | муниципальный | участие |
2019-2020 | Право | Линова Милена Дмитриевна, 10кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Григорьева Виктория Николаевна, 10кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Ширинова Милей Айвазовна, 10кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Иванова Карина Григорьевна, 10кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Процюк Диана Александровна,10 кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Хамадеря Анна Николаевна,10 кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Перехватова Милана Андреевна,10 кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Линова Милена Дмитриевна,10 кл. | Школьный | призёр |
2019-2020 | Право | Паталахова Полина Николаевна, 10кл. | Школьный | участие |
2021-2022 | История | Паталахова Полина Николаевна, 11 класс | школьный | участие |
2021-2022 | История | Абдураимов Бунёдбек Бахромджонович, 11 кл. | школьный | участие |
2021-2022 | История | Грибанова Дарья Андреевна | школьный | участие |
2021-2022 | Право | Конев Илья Викторович, 11кл | школьный | участие |
2021-2022 | Право | Абдураимов Бунёдбек Бахромджонович, 11 кл. | школьный | участие |
2021-2022 | Право | Баньщикова Полина Михайловна,11 кл. | школьный | участие |
2021-2022 | Право | Хренов Дмитрий Александрович,11 кл. | школьный | участие |
2021-2022 | Право | Кутепов Денис Алексеевич, 11 кл. | школьный | участие |
2021-2022 | Право | Кашапова Элина Рустемовна,11 кл. | школьный | участие |
Результаты участия школьников по предмету.
Учебный год | Название конкурса | ФИО учащегося, класс | Результат участия |
2018-2019гг | Муниципальный конкурс проектов «Профессиональный калейдоскоп» | Лобок Арина Михайлова Анастасия, 11 класс | призёры |
2018-2019гг | Городской форум «Сегодня игра – завтра жизнь» | Тверского Александра, Уморина Надежда, Максимов Владимир, Нуруллин Эмиль, 9 класс | призёры |
2018-2019гг | Городской форум «Сегодня игра – завтра жизнь» | Башмакова Злата, Яковенко Анастасия, Лобок Арина, Шакиров Мансур, Стышов Роман,10 класс | призёры |
2018-2019гг | Региональный профориентационный проект «Сделай выбор!! | Агапова Елизавета, Алеева Эльмира, Башмакова Злата, Власенко Лия, Зороглян Карен, Каск Веста, Кудашкина Екатерина, Кулакова Анастасия, Лобок Арина, Стышов Роман, Шакиров Мансур, Яковенко Анастасия | Участие |
2018-2019гг | Международный игровой конкурс по истории Мировой культуры «XIX век: новое время России» | Кравчук Елена, 9 класс | победитель |
2019 -2020гг | Международный игровой конкурс по истории Мировой культуры | Тверскова Александра, Максимов Владимир, 10 класс Линова Милена, 9 класс | победители |
2019 -2020гг | Региональный конкурс «История российского парламентаризма в сети Интернет» | Кравчук Елена, 9 класс | призёр |
2019 -2020гг | Муниципальный смотр – конкурс поискового материала «История моей страны в истории моей семьи» | Лобок Арина, Кулакова Анастасия, 11 класс Кравчук Елена, 10класс | победители |
2020 -2021гг | Региональный конкурс «История российского парламентаризма в сети Интернет» | Максимов Владимир, Демчук Арина, Карапетян Кристина, Рафикова Екатерина | победитель, призёры |
2020 -2021гг | Региональный конкурс «История российского парламентаризма в сети Интернет» | Балакина Екатерина, Тверскова Александра, Маркелова Полина, Сенюткина Виолетта, Рудзинский Илья, Семенова Елизавета, Фадеева Дарья, Степанова Анастасия, Глявина Анастасия, Кожевникова Инна,11 класс Абдураимов Бунёдбек, Богач Кирилл, Грибанова Дарья, Ефремова Екатерина, Западнова Ксения, Иванова Карина, Кашапова Элина, Конев Илья, Курбет Инга, Кутепов Денис, Линова Милена, Любавина Валерия, Паталахова Полина, Перехватова Милана Поламарчук Никита, Рудакова Любовь, Специальная Варвара, Стрельникова Марина, Суркова Анастасия, Хамадеря Анна, Хренов Дмитрий, Ширинова Милей, 10 класс. | участие |
2020 -2021гг | Региональная образовательная программа «Летний Образовательный Университет» | Конев Илья, Хренов Дмитрий, 11 кл. | участие |
2020 -2021гг | Конкурс социальных проектов «Вместе в будущее» (муниципальный уровень, Дума г. Нефтеюганска) | Рудакова Любовь, 10 кл. | участие |
Приложение 3
Критерии сформированности универсальных учебных действий учащихся.
УУД | Критерии | Балл | ||
Регулятивные УУД | ||||
1 | Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | Умеет самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель | 2 | |
Умеет при помощи учителя поставить и сформулировать задание, определять его цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно | 1 | |||
Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными | 0 | |||
2 | Составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | Умеет самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера | 2 | |
Умеет самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения | 1 | |||
Не умеет самостоятельно прогнозировать результат даже учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения | 0 | |||
3 | Соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем | В процессе выполнения задания постоянно соотносит промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем | 2 | |
В процессе выполнения задания соотносит конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем – из-за этого теряет много времени | 1 | |||
Выполняет задания, не соотнося с целью или с образцом, предложенным учителем. Самостоятельно не может | 0 |
найти ошибку в своей деятельности | |||||
4 | Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом | Умеет самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания | 2 | ||
Умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками) | 1 | ||||
Не умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками) | 0 | ||||
5 | Оценка результатов своей работы | Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учеников, выделяет критерии оценки | 2 | ||
Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки. Не умеет оценить действия других учеников | 1 | ||||
Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна | 0 | ||||
ИТОГО: 10–9 баллов – высокий уровень, 8–5 баллов – средний уровень, 0–4 балла – низкий уровень | |||||
Познавательные УУД | |||||
1 | Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | 2 | ||
Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников | 1 | ||||
Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи | 0 | ||||
2 | Добывать новые знания из различных источников различными способами | Систематически самостоятельно применяет методы информационного поиска, добывает новые знания, в том числе с помощью компьютерных средств | 2 |
Эпизодично и в основном по заданию | 1 | ||
учителя применяет методы | |||
информационного поиска, в том числе с | |||
помощью компьютерных средств | |||
Не умеет применять методы | 0 | ||
информационного поиска, в том числе с | |||
помощью компьютерных средств | |||
3 | Перерабатывать | Выбирает наиболее эффективные способы | 2 |
информацию из одной | решения задач в зависимости от | ||
формы в другую, | конкретных условий. Умеет представить | ||
выбирать наиболее | результаты работы (исследования) в | ||
удобную форму. | заданном формате, составить текст отчета | ||
Представлять | и презентацию с использованием ИКТ | ||
информацию в виде | Выбирает наиболее простые способы | 1 | |
текста, таблицы, | решения задач (действует по образцу). Не | ||
схемы, в том числе с | всегда умеет представить результаты | ||
помощью ИКТ | работы (исследования) в заданном | ||
формате, составить презентацию с | |||
использованием ИКТ | |||
Затрудняется перерабатывать | 0 | ||
информацию из одной формы в другую. | |||
Не может представлять информацию в | |||
виде текста, таблицы, схемы, в том числе с | |||
помощью ИКТ | |||
4 | Перерабатывать | Умеет выполнять логические действия | 2 |
информацию для | абстрагирования, сравнения, нахождения | ||
получения нового | общих закономерностей, анализа, синтеза; | ||
результата. | осуществлять эвристические действия; | ||
Анализировать, | выбирать стратегию решения; строить и | ||
сравнивать, | проверять элементарные гипотезы. | ||
группировать | Способен переработать информацию для | ||
различные объекты, | получения результата | ||
явления, факты | Частично владеет навыками | 1 | |
исследовательской деятельности; | |||
самостоятельно выполняет план проверки | |||
предложенной учителем гипотезы; | |||
осуществляет наблюдения и | |||
эксперименты; умеет классифицировать и | |||
обобщать | |||
Не владеет навыками исследовательской | 0 | ||
деятельности. Не способен переработать | |||
информацию для получения результата | |||
5 | Уметь передавать | Определяет основную и второстепенную | 2 |
содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Умеет хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию | ||||
Не всегда определяет основную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | 1 | ||||
Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | 0 | ||||
ИТОГО: 10–9 баллов – высокий уровень, 8–5 баллов – средний уровень, 0–4 балла – низкий уровень | |||||
Коммуникативные УУД | |||||
1 | Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме | 2 | ||
Умеет использовать речь для регуляции своего действия. Не всегда может донести свою позицию до других | 1 | ||||
Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | 0 | ||||
2 | Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения | Структурирует знания. Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет | 2 | ||
Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей | 1 | ||||
Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг. Не умеет | 0 |
извлекать из текста информацию соответствии с коммуникативной задачей | в | |||
3 | Понимать | Умеет учитывать разные мнения и | 2 | |
возможность | стремится к координации различных | |||
различных точек | позиций в сотрудничестве. Умеет | |||
зрения на вопрос. | договариваться и приходить к общему | |||
Учитывать разные | решению в совместной деятельности, в | |||
мнения и уметь | том числе в ситуации столкновения | |||
обосновывать | интересов. Умеет контролировать | |||
собственное | действия партнера | |||
Умеет участвовать в диалоге; слушать и | 1 | |||
понимать других, высказывать свою точку | ||||
зрения на события, поступки. Умеет | ||||
отстаивать свою точку зрения, соблюдая | ||||
правила речевого этикета; аргументировать | ||||
свою точку зрения с помощью фактов и | ||||
дополнительных сведений. Понимает и | ||||
принимает факт, что у людей могут быть | ||||
различные точки зрения, в том числе не | ||||
совпадающие с его собственной | ||||
Не умеет участвовать в диалоге. Отстаивая | 0 | |||
свою точку зрения, не соблюдает правила | ||||
речевого этикета. Не может | ||||
аргументировать свою точку зрения с | ||||
помощью фактов и дополнительных | ||||
сведений. Не считается с другой точкой | ||||
зрения на проблему | ||||
4 | Договариваться с | Умеет адекватно использовать все | 2 | |
людьми, согласуя с | коммуникативные средства для решения | |||
ними свои интересы и | различных коммуникативных задач, | |||
взгляды, для того | строить монологические высказывания (в | |||
чтобы сделать что-то | том числе сопровождая его | |||
сообща | аудиовизуальной поддержкой). Владеет | |||
диалогической формой коммуникации, | ||||
используя в том числе средства и | ||||
инструменты ИКТ и дистанционного | ||||
взаимодействия | ||||
Умеет адекватно использовать речевые | 1 | |||
средства для решения различных | ||||
коммуникативных задач, строить сложные | ||||
монологические высказывания, владеет | ||||
диалогической речью, выполняя различные | ||||
роли в группе, умеет сотрудничать в |
совместном решении проблемы (задачи) | |||
Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | 0 | ||
ИТОГО: 8–7 баллов – высокий уровень, 6–3 балла – средний уровень, 0–2 балла – низкий уровень | |||
Личностные УУД | |||
1 | Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки) | Формирует самоуважение и эмоционально- положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать | 2 |
Проявляет интересы, инициативу и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию. Не всегда адекватно себя оценивает | 1 | ||
В учении не проявляет интересы, инициативу и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Неадекватно себя оценивает | 0 | ||
2 | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе) | Выполняет самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей | 2 |
Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей | 1 | ||
Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность | 0 |
3 | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) | Проявляет толерантность и противодействует действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании | 2 |
Проявляет уважение к другим людям, самодостоинство. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию | 1 | ||
Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию | 0 | ||
ИТОГО: 6–5 баллов – высокий уровень, 4–3 балла – средний уровень, 0–2 балла – низкий уровень | |||
ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных): 34–31 балл – высокий уровень, 30–16 баллов – средний уровень, 0–15 баллов – низкий уровень |
Пример заполнения мониторинга ученицы 10 класса.
УУД | Среднее значение | |
Сентябрь 2020 | Май 2021 | |
Регулятивные УУД | ||
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | 1 | 1 |
Составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | 1 | 2 |
Соотносить результат своей деятельности с целью или с образом, предложенным учителем | 2 | 2 |
Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом | 1 | 2 |
Оценка результатов своей работы | 1 | 1 |
Итого | 6 | 8 |
Познавательные УУД | ||
Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | 1 | 2 |
Добывать новые знания из различных источников различными способами | 2 | 2 |
Перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | 1 | 2 |
Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | 1 | 1 |
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | 1 | 2 |
Итого | 6 | 9 |
Коммуникативные УУД | ||
Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | 0 | 1 |
Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения | 1 | 2 |
Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное | 1 | 2 |
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща | 1 | 2 |
Личностные УУД | ||
Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки) | 0 | 1 |
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе) | 1 | 2 |
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) | 2 | 2 |
Итого | 3 | 5 |
Общее количество баллов | 18 | 29 |
Уровень | средний | средний |
Мониторинг УУД в 10 классе (25 респондентов)
УУД | Регулятив- ные УУД | Познавате- льные УУД | Коммуникатив -ные УУД | Личност- ные УУД | ИТОГО | ||||||||||
Уровень сформирован -ности | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
Сентябрь 2020 | 5 | 13 | 7 | 4 | 13 | 8 | 4 | 12 | 9 | 6 | 8 | 11 | 6 | 15 | 4 |
Май 2021 | 3 | 10 | 12 | 2 | 12 | 15 | 2 | 10 | 13 | 2 | 8 | 15 | 4 | 8 | 13 |