Элективный курс
"Интенсив по обществознанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_intensiv_po_obshchestvoznaniyu.docx | 61.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Интенсив по обществознанию»
Возраст обучающихся 14-15 лет
Объём в часах: 124 часов
Форма обучения: очная
Срок реализации: 9 месяцев
Автор – составитель:
Кравчук Оксана Сергеевна
Нефтеюганск, 2020г
Пояснительная записка
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Обществознание занимает особое место в образовательном процессе. Как учебный предмет оно создает у учащихся представление о целостности общества. Способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Формирует осознанное отношение к своему долгу.
Одной из основных задач современного образования является подготовка учащихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, поэтому необходимо дать детям возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению новых знаний.
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, предназначена для детей 9-х классов. Программа расширяет школьную программу, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию.
Программа по обществознанию составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений с базовым изучением предметов гуманитарного цикла и в соответствии с образовательными стандартами основного общего образования.
Актуальность курса.
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет «Обществознание» чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс «Интенсив по обществознанию» по своему содержанию соответствует государственному стандарту основного общего образования. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Особенность программы
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Программа ориентирована на обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Новизна программы
Новизна данной программы по обществознанию состоит в следующем:
- рассчитана на работу с одаренными детьми, углубление их знаний в области философии, социальной психологии, социологии, политологии, экономики, праву, а также интенсивную подготовку к ЕГЭ;
- акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые необходимо запомнить подросткам, на обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиск дополнительной информации для выработки собственного взгляда;
- методическое обеспечение курса строится на возможности для учащихся и преподавателей выбирать наиболее интересные темы для обсуждения, использовать разнообразные методы, формы и приемы при рассмотрении содержательных вопросов.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 1 декабря 2007г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г №1,15);
- Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой» города Нефтеюганска.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цель и задачи реализации программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Интенсив по обществознанию» направлена на формирование и развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.
Дополнительная общеразвивающая программа «Интенсив по обществознанию» реализуется для учащихся 9 класса общеобразовательных организаций.
По направленностям общеобразовательной деятельности: социально-педагогическая.
По уровню содержания: базовый.
По срокам реализации: среднесрочная.
Цель программы: формирование устойчивых, практических навыков выполнения заданий контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации по обществознанию выпускниками 9 классов общеобразовательных организаций.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающихся предметной области обществознания в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации;
- формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
- освоение алгоритмов выполнения заданий разной сложности;
- обобщение и закрепление у обучающихся знаний об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
- создание прочной теоретической базы для формулирования на основе приобретенных обществоведческих знаний собственных суждений и аргументов по определенным социальным проблемам.
Развивающие задачи:
- освоение умения характеризовать социальные свойствах человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- развитие навыка раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, использовать ключевые понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
- формирование умения устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приобретение умения приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах;
- освоение навыков поиска социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) и составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации; совершенствование навыков анализировать, обобщать,
- систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями;
- освоение умения решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни.
Воспитательные задачи:
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности обучающегося, её социализации в современных условиях;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.
Планируемые результаты освоения
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Интенсив по обществознанию» обучающиеся должны:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- характеризовать социальные свойствах человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; характерные черты и признаки основных
- сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций;
- приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах;
- классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;
- сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия;
- устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.);
- составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации;
- переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями;
- использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
- определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к социальным явлениям, процессам;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
- использовать полученные знания в практической (включая
проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Категория обучающихся
К освоению дополнительной общеразвивающей программы «Интенсив по обществознанию» допускаются обучающиеся 9 классов общеобразовательных организаций.
Наполняемость групп 10 - 15 человек. Состав группы постоянный. Группы формируются по результатам входного контроля, в соответствии с учётом пожеланий родителей (законных представителей) на расписание занятий. Система тем и заданий, разработанных в данной программе, дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Наполняемость группы 10 - 15 человек.
Условия реализации программы
Обязательным условием зачисления обучающегося является наличие сертификата дополнительного образования.
Трудоемкость и срок обучения
Общеразвивающая программа «Интенсив по обществознанию» является среднесрочной. Срок её реализации - 9 месяцев.
Программа рассчитана на 124 часов, из них: 84 академических часа (по 3 часа в неделю) в контакте с преподавателем в течение 9 месяцев, в том числе на лекционные занятия - 27 часов, практические занятия - 54 часа, самостоятельную работу - 40 часов. Итоговый контроль - зачётное тестирование - 3 часа.
Форма обучения и режим занятий
Для изучения курса предусмотрена очная форма обучения. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 9 месяцев с середины октября до середины мая. Занятие длится 3 академических часа по 45 минут каждый. После каждого академического часа предусмотрен 10-минутный перерыв. Каждое занятие включает час лекционного изложения материала преподавателем и два часа - практических занятий, направленных на формирование необходимых умений.
Язык обучений: русский.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I – «Человек в социуме» - 51 час
II – «Финансовая грамотность. Гражданин и политика. Я и закон» - 73 часа.
1. Учебный план программы
№ | Наименование модулей образовательной программы, дисциплин, тем. | Всего, час | В том, числе | Форма контроля | ||
Лекции | Семинары, практикумы | Самостоятельная работа | ||||
1 | Человек и общество | 16 | 4 | 8 | 4 | Проверочная работа по заданиям |
1.1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
1.2 | Биологическое и социальное в человеке. Особенности подросткового возраста | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
1.3 | Деятельность человека и ее основные формы (тру, игра, учение) | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
1.4 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные конфликты | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
2 | Сфера духовной культуры | 16 | 4 | 8 | 4 | Проверочная работа по заданиям |
2.1 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Мораль. Гуманизм. Патриотизм. | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
2.2 | Наука в жизни современного общества | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
2.3 | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Образование в РФ | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
2.4 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
3 | Экономика | 21 | 4 | 8 | 9 | Проверочная работа по заданиям |
3.1 | Экономика, ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность. | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
3.2 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство, производительность труда. | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
3.3 | Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
3.4 | Деньги, заработная плата. Неравенство доходов. Налоги. | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
3.5 | Экономические цели и функции государства. | 2 | 2 | Тематические задания | ||
4 | Социальная сфера | 13 | 3 | 6 | 4 | Проверочная работа по заданиям |
4.1 | Социальная структура общества. Семья как малая группа | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
4.2 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
4.3 | Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
5 | Сфера политики и социального управления | 20 | 4 | 8 | 8 | Проверочная работа по заданиям |
5.1 | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
5.2 | Формы государства. Политический режим. Демократия | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
5.3 | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
5.4 | Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление | 5 | 1 | 2 | 2 | Тематические задания |
6 | Право | 35 | 8 | 16 | 8 | Проверочная работа по заданиям |
6.1 | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт | 5 | 2 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.2 | Правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность | 5 | 2 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.3 | Основы конституционного строя РФ. | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.4 | Правоохранительные органы. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности | 5 | 2 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.5 | Права ребенка и их защита. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.6 | Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.7 | Трудовые и административные правоотношения | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
6.8 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 4 | 1 | 2 | 1 | Тематические задания |
7 | Итоговая аттестация | 3 | 3 | Зачетный тест | ||
Итого | 124 | 27 | 54 | 40 |
2.3 Рабочие программы дисциплин (модулей), практик
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (20 час.)
Результаты обучения: Усвоение и углубление теоретических знаний по теме «Человек и общество». Знать и понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Приобретение и развитие умения описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социальнодеятельное существо; основные социальные роли. Формирование навыка сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия. Осуществление поиска социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).
Тема 1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни (5 час.)
Понятие «общество». Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы развития современного общества.
Тема 1.2 Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста (5 час.)
Биологическое и социальное в человеке. Основные отличия человека от животного. Основные понятия, характеризующие человека. Личность: её сущность и факторы формирования. Социализация, понятие, этапы, агенты социализации. Характерные черты личности. Особенности подросткового возраста. Противоречия подросткового возраста.
Тема 1.3 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) (5 час.) Деятельность человека: её сущность, основное содержание и структура. Отличие деятельности человека от активности животного. Основные формы деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. Потребности: их сущность и виды. Процесс удовлетворения потребностей. Способности: их сущность, виды и уровни. Содержание различных уровней способностей человека
Тема 1.4 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные конфликты (5 час.)
Малая группа: её сущность и основные признаки. Классификация малых групп. Положение человека в малой группе. Способы реагирование человека на давление группы. Межличностные отношения: их сущность, условия возникновения и основные признаки. Виды и формы межличностных отношений. Понятие «общение». Структура общения и его классификация. Функции общения. Межличностный конфликт: его сущность, причины возникновения и виды. Стадии конфликта. Условия конструктивного разрешения конфликта.
2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (20 час.)
Результаты обучения: Усвоение и углубление теоретических знаний по теме «Сфера духовной культуры». Знать и понимать: особенности сферы духовной культуры; роль науки в жизни современного общества; значимость образования в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; роль религии в жизни общества; освоение понятий свобода совести; мораль; гуманизм; патриотизм; гражданственность. Формирование и развитие умений: раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей; описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций; приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах;
Тема 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности. Мораль. Гуманизм. Патриотизм (5 час.)
Понятие «духовная культура». Особенности духовной культуры. Формы духовной культуры. Мораль, ее сущность и структура. Соотношение морали и нравственности. Функции морали. Понятие «гуманизм». Патриотизм. Гражданственность.
Тема 2.2 Наука в жизни современного общества (5 час.)
Наука: её сущность, структура, цель. Виды наук. Функции науки. Отличительные черты научного знания.
Тема 2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Образование в РФ (5 час.)
Образование: его сущность, цели и структурные элементы. Общие тенденции в развитии образования в условиях информационного общества. Функции образования. Система образования в РФ. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести (5 час.)
Религия: её сущность и основные признаки. Ранние формы религии. Религии в современном мире. Функции религии. Религиозные объединения в России. Понятие «свобода совести». Принципы осуществления свободы совести.
3. ЭКОНОМИКА (21 час)
Результаты обучения: Усвоение и углубление теоретических знаний по теме «Экономика». Знать и понимать: роль экономики в жизни общества; роль предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; функции и виды денег; основные экономические системы; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; собственность; производство, производительность труда; разделение труда и специализация; обмен, торговля; рынок и рыночный механизм; неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства. Приобретение умений: классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям; переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Тема 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность (4 час.)
Понятие «экономика» и её основная проблема. Хозяйственная деятельность. Роль экономики в жизни общества. Экономические системы. Собственность и её место в системе общественных отношений. Типы и формы собственности.
Тема 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство, производительность труда (5 час.)
Товары и услуги. Ресурсы. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Производство: его сущность и структура. Классификация производств. Производительность труда и основные пути её повышения. Разделение труда: его сущность и уровни. Специализация: её сущность и последствия.
Тема 3.3 Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство (5 час.) Обмен: его сущность и разновидности. Виды торговли. Рынок: его сущность, условия возникновения и признаки. Рыночный механизм: его сущность и элементы. Действие рыночного механизма ценообразования. Классификация рынков. Функции рынков. Черты рыночной экономики. Предпринимательство: его основы, сущность и характерные черты. Субъекты и объекты предпринимательства. Виды предпринимательства. Малое предпринимательство. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
Тема 3.4 Деньги. Заработная плата. Неравенство доходов. Налоги (5 час.)
Деньги: их сущность и функции. Виды денег. Инфляция: сущность, причины и последствия. Заработная плата: сущность, основные факторы, определяющие её величину. Виды и формы заработной платы. Системы заработной платы. Функции заработной платы. Стимулирование труда: его сущность и функции. Причины неравенства доходов. Социальная поддержка: формы и основные направления. Налоги, уплачиваемые гражданами. Виды налогов (по характеру взимания). Функции налогов.
Тема 3.5 Экономические цели и функции государства (2 час.)
Экономические цели государства: ликвидация нищеты; повышение благосостояния и качества жизни населения; обеспечение устойчивых темпов экономического роста; улучшение экономической ситуации в стране. Основные экономические функции государства.
4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (15 час.)
Результаты обучения: Усвоение и углубление теоретических знаний по теме «Социальная сфера». Знать и понимать: особенности социальной структуры общества; понятие и виды социальных групп; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение, его причины, признаки и виды; социальный конфликт и пути его решения; межнациональные отношения, тенденции их развития в современном мире. Приобретение навыков: устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации.
Тема 4.1 Социальная структура общества. Семья как малая группа (5 час.)
Социальная структура общества: её сущность, состав и функции. Социальные группы: понятие и виды. Социальные отношения, их признаки и характер. Семья, как малая социальная группа. Виды семьи. Функции семьи. Типы семьи (по семейным обязанностям и лидерству). Психологический климат в семье. Отношения между поколениями.
Тема 4.2 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение (5 час.)
Социальная роль: её сущность и структура. Ролевой конфликт в подростковом возрасте. Понятия «социальные ценности» и «социальные нормы». Способы регулирования поведения людей социальными нормами. Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение: понятие, признаки, типы. Алкоголизм и наркомания. Важность здорового образа жизни.
Тема 4.3 Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения (5 час.)
Социальный конфликт: понятие и причины возникновения. Классификации социальных конфликтов. Стадии и разрешение социального конфликта. Межнациональные отношении. Основные направления развития межнациональных отношений. Регулирование межнациональных отношений.
5. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (21час)
Результаты обучения: Усвоение и углубление теоретических знаний по теме «Сфера политики и социального управления». Знать и понимать: роль политики в жизни общества; особенности политической власти; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство. Формирование и развитие умений: анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями; использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к социальным явлениям, процессам;
Тема 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства (5 час.)
Понятие «власть». Виды власти. Признаки и сущность политической власти. Структура политики. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Функции государства: внутренние и внешние. Теория разделения властей. Разделение государственной власти по горизонтали и по вертикали.
Тема 5.2 Формы государства. Политический режим. Демократия (6 час.)
Форма государства: форма правления, политический режим и административно-территориальное устройство. Монархия и ее виды. Республика: её сущность и виды. Формы государственного территориального устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Типы политических режимов. Демократия: её сущность и признаки. Формы демократии.
Тема 5.3 Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения (5 час.)
Политическое участие и его признаки. Выборы и референдум в РФ. Вопросы, которые не выносятся на референдум. Избирательное право в РФ. Политические партии и движения, их признаки. Функции политической партии. Классификации политических партий. Партийная система: понятие и основные типы. Партийная система в РФ.
Тема 5.4 Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление (5 час.) Понятие «гражданское общество». Структурные элементы гражданского общества. Условия возникновения гражданского общества. Гражданское общество и государство. Функции гражданского общества. Правовое государство: его сущность и предпосылки формирования. Признаки (принципы) правового государства. Местное самоуправление: его сущность и функции. Виды муниципальных образований. Полномочия органов МСУ. Местное самоуправление и местная власть.
- ПРАВО (40 час.)
Результаты обучения: Усвоение и углубление теоретических знаний по теме «Право». Знать и понимать: роль права в жизни общества и государства; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних; понятие правоотношений, право на труд и трудовые правоотношения, трудоустройство несовершеннолетних; семейные правоотношения, права и обязанности родителей и детей; гражданские правоотношения, права собственности, права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям); основы конституционного строя Российской Федерации; принципы федеративного устройство Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации; правоохранительные органы; судебная система; взаимоотношения органов государственной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Приобретение умений: решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); использовать полученные знания в практической деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей.
Тема 6.1 Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт (5 час.)
Право и его основные признаки. Норма права: отличительные признаки и структура. Формы регулирование общественных отношений нормами права. Нормативный правовой акт: его сущность и основные признаки. Виды нормативных правовых актов. Иерархия нормативных правовых актов (по юридической силе).
Тема 6.2 Правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (5 час.)
Понятие правоотношений. Признаки и виды правоотношений. Структура правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Понятие юридической ответственности, её задачи и признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Обстоятельства,и сключающие юридическую ответственность.
Тема 6.3 Основы конституционного строя РФ (5 час.)
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус субъектов. Принципы федерализма в РФ. Система органов государственной власти в РФ. Высший орган законодательной власти в стране. Высший орган исполнительной власти в РФ. Органы судебной власти в РФ. Институт президентства в РФ. Основные функции президента РФ. Полномочия президента России.
Тема 6.4 Правоохранительные органы. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности (5 час.)
Правоохранительные органы и их функции. Состав правоохранительных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Тема 6.5 Права ребенка и их защита. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (5 час.)
Права ребенка. Защита прав ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина. Жертвы вооруженных конфликтов и требования по их защите. Международное гуманитарное право, его сущность и принципы. Этапы формирования системы международного гуманитарного права.
Тема 6.6 Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей (5 час.)
Сущность и особенности гражданских правоотношений. Виды гражданских правоотношений. Субъекты гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Этапы дееспособности. Права собственности. Права потребителей. Механизмы защиты прав потребителей.
Тема 6.7 Трудовые и административные правоотношения (5 час.)
Право на труд. Особенности трудовых правоотношений. Стороны трудовых правоотношений. Трудовой договор, его виды и основания для расторжения. Трудоустройство несовершеннолетних. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Административные правоотношения, их особенности. Виды административных правоотношений. Административное правонарушение. Административное наказание: признаки и виды.
Тема 6.8 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних (5 час.)
Преступление: его сущность и признаки. Виды преступлений (в зависимости от характера и степени общественной опасности). Уголовная ответственность: понятие, цели и признаки. Функции уголовной ответственности. Уголовное наказание: сущность, цели, признаки, виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних: особенности применения. Формы уголовной ответственности несовершеннолетних. Условия, освобождающие несовершеннолетнего от уголовной ответственности
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Основные источники:
- Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс / П.А. Баранов. - Изд. перераб. и доп. - Москва, 286 с.
- Баранов П.А. Обществознание в таблицах и схемах: 5-9 классы/ П.А. Баранов. - М.: АСТ, 2018. - 287 с.
- Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
Дополнительные источники:
- Баранов П.А. ОГЭ 2019: Обществознание: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ Баранов П.А. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 87с.
- Калачёва Е.Н. ОГЭ 2019. 100 баллов. Обществознание / Е.Н. Калачёва - М.: Издательство «Экзамен», 2019. - 288с.
- Кишенкова О.В. ОГЭ 2019. Обществознание. Задания, ответы, комментарии/ О.В. Кишенкова. - М.: Эксмо, 2019. - 224с.
- Маркин С.А. Обществознание. Интенсивный курс подготовки с разбором реальных тестовых заданий / С.А. Маркин - Ростов н/Д: «Книжный Дом», 2019. - 176с.
- Обществознание. Подготовка к ОГЭ в 2019 году. Диагностические работы. - М.: МЦНМО, 2019. - 112с.
- ОГЭ 2019. Обществознание: 9 класс: 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ/ А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская, Е.Н. Калачева. - М.: Издательство «Экзамен», 2019. - 384с.
- Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Е.Э. Шохонова. - М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019. - 128с.
Интернет-ресурсы:
- http://gia.edu.ru/ru/ - Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.
- http://www.огэ.рф - Официальный информационный портал ОГЭ.
- http://www.fipi.ru - Сайт «Федерального института педагогических измерений», размещены ДЕМО версии ОГЭ, открытый банк заданий ОГЭ.
- https://soc-oge.sdamgia.ru/ - Образовательный портал, на котором размещены каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам.
- http://spadilo.ru/oge-po-obshhestvoznaniyu/ - Образовательный портал, содержащий материалы для подготовки к ОГЭ по основным предметам школьного курса.
- https://examer.ru/oge_po_obshestvoznaniu/2019/ - Портал для самостоятельной подготовки к ОГЭ по обществознанию.