Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа "«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavlenie_i_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 244.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленская областная технологическая академия»
Программа
«Выявление и развитие творческих способностей
обучающихся»
для обучающихся по профессии
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.
г. Смоленск 20123 г.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года No273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2021 – 2024 гг.
Этапы работы:
1 этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная
оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента
через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: выявление способностей обучающихся.
На этом этапе работы с обучающимися проводятся диагностика выявления способностей и мотивации к обучению.
2 этап- этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития
одаренных студентов, обеспечение их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
1. создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных областях науки и творчества;
2. организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4. расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов
в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Основные направления реализации программы
- Выявление обучающихся с творческим потенциалом;
- разработка форм работы
- внедрение в учебный процесс современных технологий
- использование активных форм и методов организации образовательно-
го процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности
обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах,
конкурсах, смотрах и т.д.
- включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим
выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции и публикацией тезисов или докладов.
Выявляемые способности:
- склонность к какой профессии имеет обучающийся;
- к какой сфере проявляет интерес;
- является ли обучающийся творческой личностью;
- имеет ли обучающийся склонность к риску.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
- Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного
на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
- Формирование высокой речевой культуры;
- Утверждение здорового образа жизни студента;
- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей
одарённых студентов.
Основные мероприятия по реализации программы
- Диагностика:
- Изучение диагностических методик.
- Создание банка тестов для диагностирования.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей обучающихся, путем собеседования.
- Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий
преподавателем.
- Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению
олимпиад и конкурсов в ОУ.
- Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;
- повышение степени сложности заданий;
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных
обучающихся ОУ.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных
олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности
студентов на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и
успеваемости в ОУ.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучаю-
щихся;
- Выявление и оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеклассную
Диагностики:
- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник) (Приложение 1);
- Дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. (Приложение 2);
Показатели результативности:
- определение особенностей творческой личности: любознательность, воображения, сложность, склонность к риску.
- в какой профессиональной сфере имеет склонность, обучающийся и в какой
сфере проявляет интерес.
Результаты стартовой диагностики:
Учебный год | Любознательность | Воображение | Сложность | Склонность к риску |
2021-2022 | ||||
2022-2023 | ||||
2023-2024 |
Учебный год | Человек-техника | Человек - знаковая система |
2021-2022 | ||
2022-2023 | ||
2023-2024 |
2. Формирование творческой активности студентов и развитие творческих способностей при изучении МДК.01.01 «Средства автоматизации и измерения технологического оборудования» по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Формирование познавательного интереса и творческой активности студентов при изучении МДК.01.01 «Средства автоматизации и измерения технологического оборудования» – процесс, состоящий из нескольких этапов. Они и позволяют правильно определить и построить деятельность преподавателя и студента, а также выбрать форму урока, где могли бы в полной мере раскрыться необходимые качества личности, получить необходимые умения и навыки, которые помогут сформировать профессиональные компетенции.
1 этап
Изучение темы «Автоматизация технологических процессов. Основные термины техники управления».
Обучающиеся изучают современные методы автоматизации производства. Применение пневматических и электропневматических систем управления на практике. Учатся работать с измерительными приборами, подбирать необходимые элементы цепи, собирать несложные электрические и пневматические схемы. Лабораторные и практические задания имеют несколько уровней (в методических указаниях это обозначено как варианты). Практические задания постепенно усложняются, в них добавляются элементы творчества (подобрать самостоятельно необходимые устройства и приборы для сборки цепи и т.д.). На последних практических занятиях по теме студенты выполняют творческие работы по сборке простых электропневматических схем.
2 этап. Изучение темы «Элементы и блоки подсистемы обработки электрических сигналов».
В заданиях лабораторных работ и практических занятий присутствуют разные уровни, учащиеся самостоятельно подбирают все необходимые элементы и блоки, самостоятельно выполняют монтаж на стенде «FESTO Didactic“ (например): Схема управления цилиндром двухстороннего действия с применением различных датчиков приближения (электромагнитных, емкостных, индуктивных и оптических).
3 этап. Изучение темы «Проектирование электропневматических систем управления».
При выполнении заданий по этой теме, студенты используют навыки, полученные при изучении предыдущих тем. Половина практических заданий по этими темам, являются творческими. На таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Обучающиеся могут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
Список используемой литературы
- Алексеева, Н.А. Исследование развития коммуникативной креативности в условиях специальной психологической подготовки студентов [Текст] / А.Н. Алексеева // Вестник университета, 2006 – №8 (24). – М.: Государственный университет управления, 2006 - С. 8-13.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002 - 455 с.
- Гальперин П.Я. К вопросу о формировании творческого мышления // Школьный психолог, 1999. – № 8. – с.22 – 30
- Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – М.:Школьная библиотека, 2007 г. – С.18 – 30.
- Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. – М., 2006. − 275 с.
- Креативность в структуре целостной личности [Текст] // Вестник ИДНК. – вып.2. – Ставрополь, 2010. − 258 с.
- Кучеренко У.Н., Шальнева Н.Л. Взаимодействие личности и коллектива в студенческих группах. / Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. − 372с.
- Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
- Палехина В.Ю., Шальнева Н.Л. Проблема межличностных отношений в студенческих группах / Ставрополь: Изд−во СГУ, 2006. − 372с.
- Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.
- Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006. – 221 с.
- Туник Е. .. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.2004. – 48 с.
- Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии, 2011. − № 6. − С.103.
- Шальнева Н.Л. Условия, определяющие формирования креативности при создании специальных видов деятельности. / Ставрополь: Изд−во СГУ,2006. − 372с.
- Шальнева Н.Л. Специфика процесса взаимодействия личности и коллектива в совместной деятельности // Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве – Ставрополь СГУ, 2011. – 56с.
- Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика, 2011. − № 11. − С. 3−20.
- https://nsportal.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее направленность к юношескому возрасту, она не утрачивает своей актуальность и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критерии проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего
спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических
вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать
новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги,
игры, карты, картины и т. д., чтобы познать, как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о
местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать
проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено
на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает
удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений,
проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой
трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет
настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные
задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать
свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или
родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть,
чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить
знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу
решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу.
Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что
придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете.
Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тест
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не
сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на
свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции,
чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое,
что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не
искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как
обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и
как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить
на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в
будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не
ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не
приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне,
мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть,
что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так
и дома.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р).
Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1
балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю»
– в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не
знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности
личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в
-1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно
творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и
предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13
– к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может
быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая»
оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов
«не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по
отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах,
он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а
также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше
демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая»
оценка) стороны студента. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой»
балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены
на индивидуальном профиле обучающегося.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова
Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности)
человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно
короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений.
По результатам, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов
профессий, по классификации Е.А. Климова:
- человек - природа;
- человек - техника;
- человек - человек;
- человек - знаковая техника, знаковый образ;
- человек - художественный образ.
Инструкция:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать
только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ. Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+ ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, следует предупредить о том,
что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение
задания требуется 20–30 мин.
ТЕСТ
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) сред- ством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, конце ртов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Типы профессий | Номера вопросов |
Человек -природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
Интерпретация результатов теста
рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное
количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» –все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с
общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
- «Человек-природа».
Если вы любите работать в саду, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек природа». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений
или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар,
врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная
память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые
природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно
длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника».
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках,
управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система».
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система».
Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
•информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военно-
служащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми
людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться
во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей