Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitanie_i_sotsializatsiya_lichnosti_obuchayushchihsya.docx | 227.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленская областная технологическая академия»
Программа
«Воспитание и социализация личности обучающихся»
для обучающихся по профессии
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.
г. Смоленск 2023 г.
Пояснительная записка
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
(п.2 изменения от1 сентября 2023 года)
Программа призвана:
-реализовать программу адаптации обучающихся первого года
обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;
-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в
благотвори тельных и профилактических акциях;
Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры Основой Программы является: принятие подростка как личности,
признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого
положения, методика работы с молодежью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания
деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию,
самообучению и самовоспитания.
Цель: создание благоприятных условий для развития личности
обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное
государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; ми- лосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни чело- века, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе меж- конфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасно- го образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, ре- продуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопас- ный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического ка- чества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с
природой);
-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Сроки реализации: 2021-2024 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2021-2022 учебный год)-создание психолого- педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.
Практический этап (2022-2023 учебный год) -реализация воспитательных мероприятий
Заключительный этап (2023-2024 учебный год)- мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
ственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; ми- лосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни чело- века, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе меж- конфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасно- го образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, ре- продуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопас- ный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического ка- чества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с
природой);
-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Сроки реализации: 2021-2024 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2021-2022 учебный год)-создание психолого- педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.
Практический этап (2022-2023 учебный год) -реализация воспитательных мероприятий
Заключительный этап (2023-2024 учебный год)- мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
Содержание программы
№ | Направление | Содержание | Мероприятия Классные часы, посвященные героическим событиям ВОВ (книги «На Смоленском направлении», «Там за Царевичем» А. Лукашенко). Посещение музея Великой Отечественной войны Ежегодное участие в акции «Свеча памяти» (в ночь с 21 на 22 июня). Участие в акции «Бессмертный полк». Программа «Герои современности». |
1 | Гражданско-патриотическое | Меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны ,региона, образовательной организации; усвоению норм права и модели правомерного поведения | |
2 | Духовно- нравственное | создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни. | Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот». Информационный час «Подари частицу добра». Познавательный урок «Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности». |
Профессионально- трудовое воспитание | формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии и специальности , приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики. | Встречи с руководителями и специалистами предприятий. Деловые игры «Что я знаю о своей профессии?». Знакомство с производством на рабочих местах. Обсуждение результатов учебных и производственных практик. |
Эстетическое воспитание | содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами самодеятельного художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании прекрасного | Посещение выставочных залов и музеев Смоленска. Участие в праздничных мероприятиях академии. Участие в мероприятиях, проводимых в библиотеке академии. Подготовка тематических классных часов. | |
Здоровый образ жизни | совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни. | Участие в спортивных мероприятиях академии. Проведение бесед и классных часов на тему «Здоровый образ жизни». Массовое мероприятие-прогулка «Башни Смоленской крепостной стены». |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика по изучению социализированности личности учащихся
(М.И. Рожков)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда; 2 — иногда;
1 — очень редко; О — никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности
— с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.