Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

Куколев Сергей Николаевич

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                  «Смоленская областная технологическая академия»

Программа

«Воспитание и социализация личности обучающихся»

для обучающихся по профессии

           15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.

г. Смоленск 2023 г.

C:\Users\Kuki\Desktop\1.jpg

Пояснительная записка

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

 направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе

Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

(п.2 изменения от1 сентября 2023 года)

Программа призвана:

-реализовать программу адаптации обучающихся первого года

обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;

-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в

благотвори тельных и профилактических акциях;

Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры Основой Программы является: принятие подростка как личности,

признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого

положения, методика работы с молодежью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания

деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию,

самообучению и самовоспитания.

Цель: создание благоприятных условий для развития личности

обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное

государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; ми- лосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни чело- века, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе меж- конфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасно- го образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, ре- продуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопас- ный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического ка- чества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с

природой);

-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к

 образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Сроки реализации: 2021-2024 гг.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (2021-2022 учебный год)-создание психолого- педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.

Практический этап (2022-2023 учебный год) -реализация воспитательных мероприятий

Заключительный этап (2023-2024 учебный год)- мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.

       

ственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; ми- лосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни чело- века, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе меж- конфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасно- го образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, ре- продуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопас- ный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического ка- чества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с

природой);

-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к

 образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Сроки реализации: 2021-2024 гг.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (2021-2022 учебный год)-создание психолого- педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.

Практический этап (2022-2023 учебный год) -реализация воспитательных мероприятий

Заключительный этап (2023-2024 учебный год)- мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.

Содержание программы

Направление

Содержание

Мероприятия

Классные часы, посвященные героическим событиям ВОВ (книги «На Смоленском направлении», «Там за Царевичем» А. Лукашенко).

Посещение музея Великой Отечественной войны

Ежегодное участие в акции «Свеча        памяти» (в ночь с 21 на 22 июня). Участие        в        акции «Бессмертный полк».

Программа «Герои современности».

1

Гражданско-патриотическое

Меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны ,региона, образовательной организации; усвоению норм права и модели правомерного поведения

2

Духовно- нравственное

создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.

    Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот».

     Информационный час

 «Подари частицу добра».

      Познавательный урок «Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности».

Профессионально- трудовое воспитание

формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию  в избранной профессии и специальности , приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.

  Встречи с руководителями и специалистами предприятий.

  Деловые игры «Что я знаю о своей профессии?».

    Знакомство с производством на рабочих местах.

    Обсуждение результатов учебных и производственных практик.

Эстетическое воспитание

содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами самодеятельного художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании прекрасного

Посещение выставочных залов и музеев Смоленска.

Участие в праздничных мероприятиях академии.

Участие в мероприятиях, проводимых в библиотеке академии.

Подготовка тематических классных часов.

Здоровый        образ жизни

совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни.

Участие в спортивных мероприятиях академии.

Проведение бесед и классных часов на тему «Здоровый образ жизни».

Массовое мероприятие-прогулка «Башни Смоленской крепостной стены».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика по изучению социализированности личности учащихся

(М.И. Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда; 2 — иногда;

1 — очень редко; О — никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности

— с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.