«Ранняя профессиональная ориентация в условиях дошкольного образования»
«Ранняя профессиональная ориентация в условиях дошкольного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранняя профориентация в ДОУ Ранняя дошкольная профессиональная ориентация - что это ? Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный , закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Ранняя профориентация в ДОУ - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей ребенка для оказания ему помощи в выборе профессии, которая соответствует его индивидуальным возможностям. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Здесь дети получают общее знакомство с миром профессии с совместным обсуждением мечты ребенка и опыта который они приобретают в каких-то видах трудовой деятельности.
о Начиная с младшего дошкольного возраста мы формируем первоначальные представления детей о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; учим вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; обращаем внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; развиваем представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
о В среднем дошкольном возрасте закрепляем полученные ранее знания и продолжаем формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; о сложных трудовых операциях и механизмах; о мотивах труда людей; о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; учим сравнивать профессии; учим вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; знакомим с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
о В старшем дошкольном возрасте мы расширяем и систематизируем представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; расширяем и систематизируем представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; формируем первоначальные представления о труде как экономической категории; формируем представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизируем знания о труде людей в разное время года; знакомим с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
о В подготовительной группе: расширяем и систематизируем представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);расширяем и систематизируем представления о современных профессиях; расширяем представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; расширяем представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; формируем представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство, животноводство, выращивание и уборка хлеба) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
о « Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,... быть капитаном, врачом и т.д.» А.Г. Асмолов
В ходе работы используем: *Комплексные занятия по ознакомлению с трудом взрослых, *Беседы «Где работают мама, папа», «Чья профессия важней?» и т.д.; *Просматривание презентации «Профессии людей»; *Настольные, д/и: «Угадай профессию», «Кому что нужно?», «Изучаем профессии» , «Кем быть?», «Разрезные картинки», и т.д.; * Словесные игры: «Расскажи-ка», «Знаю все профессии», «Отгадай профессию по описанию» и т.д.; * С/р игры: «Строители, «Шофёры», «Автобус», «Парикмахерская», «Школа», «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Ателье»; *Экскурсии: на почту, кухню, автобусную остановку, встречу с сотрудниками ГИБДД; в магазин, аптеку, парикмахерскую, школу, медицинский кабинет, детскую библиотеку, пожарную часть.
С детьми ведется работа по просмотру и обсуждению мультфильмов, чтение книг, отгадывание загадок о профессиях, разыгрывание ситуаций. Разработаны конспекты занятий с детьми, приобретены и изготовлены дидактические, настольные игры по профессиям, сделаны атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Развивающее лото «Изучаем профессии» Д/и «Профессии»
Д/и «Что лишнее?»
Словесня игра «Расскажи-ка»
Д/и «Знаю все профессии» Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус»
Д/и «Разрезные картинки» Лото «Кем быть?»
Работа в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями взрослых реализуется в соответствии с принципами воспитания у детей позитивного отношения к труду: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; принцип новизны (использование новейших информационных технологий); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Процесс и успех работы по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от материально-технической базы детского сада, сетевого взаимодействия с образовательными организациями, участниками проекта, а также организованной работы с социальными партнерами.
- Сформированность у детей представлений о мире профессий. - Сформированность ранних профориентационных склонностей. - Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность: - обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; - повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых; - позиционирование ребенка в различных профессиях. Ожидаемые результаты:
В основе работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста и ознакомлению с профессиями взрослых, очень важным является раннее выявление интересов и склонностей ребенка. Это позволяет определить, к какому типу профессий испытывает больший интерес дошкольник 5-7 летнего возраста. На основе этого можно планировать деятельность детей по их интересам и склонностям, что несомненно приведёт к более высоким и цельным результатам деятельности дошкольников в целом.